Интегрированный урок по литературе и МХК «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…», или Роль дворянской усадьбы в формировании русского менталитета

Интегрированный урок по литературе и МХК в 11 классе «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»   (Роль дворянской усадьбы в формировании русского менталитета)   Цель: создание условий для осознания учащимися роли уклада жизни в дворянской усадьбе на формирование русского человека, его характера, менталитета. Задачи: Познакомить с устройством русской дворянской усадьбы 18-19 вв. и её укладом жизни. Развивать умение соотносить условия жизни человека и культивируемые в данной среде духовно – нравс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69 г. Ульяновска












Интегрированный урок

по литературе и МХК

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…», или


Роль дворянской усадьбы в формировании русского менталитета


11 класс









Учителя: Тихонова Е.Н.,

учитель русского языка

и литературы;

Павлова И.Л.

учитель МХК, музыки.






Январь, 2014г.

г. Ульяновск



Интегрированный урок по литературе и МХК в 11 классе

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

(Роль дворянской усадьбы в формировании русского менталитета)


…И сломит гнёт,..

как гнёт ломала

Уже не раз

повстанцев рать…

Родиться Русским -

слишком мало:

Им надо быть,

им надо стать!

Игорь Северянин


Дома косые, двухэтажные

И тут же рига, скотный двор,

Где у корыта гуси важные

Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,

В прудах зацветших караси.

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси.

Н. Гумилёв

Цель: создание условий для осознания учащимися роли уклада жизни в дворянской усадьбе на формирование русского человека, его характера, менталитета.

Задачи:

  1. Познакомить с устройством русской дворянской усадьбы 18-19 вв. и её укладом жизни.

  2. Развивать умение соотносить условия жизни человека и культивируемые в данной среде духовно - нравственные ценности.

  3. Воспитание уважения к выдающимся людям симбирского края, формирование интереса к истории и культуре родного края.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентации к урокам, музыкальный материал…

Предварительная работа: подготовка сообщений по темам, поиск в словарях понятия «менталитет», «ментальность», «русский характер», особенности русского менталитета.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Экспозиция.

Е.Н.- Сегодня у нас несколько необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию в Россию 18-19 веков. Темой урока нам послужат слова А.С. Пушкина «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Эпиграфами к уроку мы выбрали слова Игоря Северянина и Николая Гумилёва. Они помогут нам сформулировать главную проблему урока.

Посмотрите две видеофрагмента. Подумайте, каковы наши герои и что их объединяет.

Просмотр видеофрагментов:

- детство Обломова;

- танец Наташи Ростовой у дядюшки.

- Каковы наши герои? Первый - Илюша Обломов? (Искренний, любящий, озорник, наблюдательный…)

Наташа Ростова - что можно сказать о её характере? (Естественная, искренняя, скромная, образованная, свободно общающаяся на французском языке и в то же время органично впитавшая русскую народную культуру, живая, …)

- Что объединяет эти фрагменты? (Ответы) Верно, они рисуют картины жизни дворян: детство Ильи Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов» и Наташу Ростову из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

От Илюши Обломова до Наташи Ростовой, Андрея Болконского, декабристов и других героев, вымышленных или живших 2 века тому назад, долгая дорога становления русского человека, русского характера. Об этом наш первый эпиграф:

…И сломит гнёт,..

как гнёт ломала

Уже не раз

повстанцев рать…

Родиться Русским -

слишком мало:

Им надо быть,

им надо стать!

Игорь Северянин

Исходя из слов И. Северянина попробуйте сформулировать проблему урока. (Ответы детей).

Верно. Сегодня на уроке мы попробуем проследить процесс становления русского дворянина (дворянки). Для этого обратимся ко второму эпиграфу.

Просмотр видеоряда. Ж. Бичевская. Ах, как птицы поют.

Чтение эпиграфа после просмотра видеоряда.

Дома косые, двухэтажные

И тут же рига, скотный двор,

Где у корыта гуси важные

Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,

В прудах зацветших караси.

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси.

Н. Гумилёв

- Оба фрагмента показывают жизнь героев в условиях русской усадьбы.

Цель урока: Мы приглашаем вас окунуться в мир дворянской усадьбы, чтобы определить её роль в формировании русского характера, русского менталитета.


Ш. Завязка.

И.Л.- У вас было домашнее задание: поработать со словарями в Интернете и найти значение слова «менталитет». Что такое «менталитет»? (ответы детей). Менталитет (от лат. mens или mentis - ум и лат. alis - другие) - устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Значение слова Менталитет по Ефремовой:

Менталитет - мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью. (tolkslovar.ru/m3881.html)

- Каждый народ имеет свой менталитет, который вырабатывается всей историей существования данного народа.

- Что такое «русский менталитет»? (Ответы детей)

IV. Разработка.

- К середине XIX века сельская дворянская усадьба в России вошла в жизнь не одного поколения ее хозяев и была для многих людей, принадлежавших дворянскому сословию, связана с такими понятиями, как «мир детства», «родная земля», «отчизна». Невозможно представить поместного дворянина без своего имения, без своей усадьбы. Усадьба - это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий. Усадьба - это особый мир, где проходил процесс социализации, усвоение норм и традиций. В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-духовной культуры России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и распространении светской культуры. Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более человечными.

Усадьба - это место, где своё свободное от службы время проводил дворянин. Здесь можно было расслабиться в кругу близких людей, окружить себя любимыми вещами, делами. Усадьба- это идеальный мир со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

С устройством русской усадьбы нас познакомит ______________________________________.

Ученик:

- А сейчас мы попробуем войти в усадьбу и пройтись по её комнатам. Помогут нам наши знатоки. Мы работаем в группах. В каждой группе знаток усадьбы рассказывает вам о том или ином помещении усадьбы. Ваша задача - совместно определить, какие взгляды, вкусы, интересы, качества характера, мышления, мировосприятия могли формироваться в данном помещении. Свои выводы вы помещаете в таблицу. Это делает «летописец».

Практическая работа. Внутренние помещения и их назначение:

  • Мужской кабинет: Динар, Слава

  • Гостиная, зала: Яна, Алина

  • Театральная зала: Артур, Эльхан

  • Женский кабинет: Юля, Аня

  • Столовая: Дима В., Ваня П.

  • Спальня: Даша, Настя И.

- Итак, познакомьте нас с результатами вашей работы: как интерьер комнат влиял на формирование взглядов, вкусов, интересов человека? (Ответы по группам).

- Какой можно сделать вывод?

И.Л.: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - это слова Л. Толстого из романа «Анна Каренина». Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по знаменитым русским усадьбам и познакомиться с их укладом жизни, обычаями, традициями, интересами, а также посмотреть, чем были счастливы эти люди и семьи и в чём были несчастны. Во время знакомства в тетрадях отмечайте то, что бы вы взяли на заметку для себя, для будущей своей семьи.

Итак, мы отправляемся в усадьбу Вяземских в Остафьево, которое находится недалеко от Москвы.

  1. Выступление ученика: Г. Е. - 11А, К. О. - 11 Б

Выводы: - Какие черты русского менталитета вы здесь увидели?

Е.Н.- А сейчас мы отправимся в Симбирскую губернию в усадьбу Языковых. Обратите внимание на то, как природа и образ жизни в усадьбе повлияли на характер поэта и его творчество.

  1. Выступление ученика: Ф. В.- 11А, М. Н.- 11 Б

Н.М. Языков:

Ученики: Д. К. - 11А, В.А. - 11Б

«Языковой Наталье Алексеевне»

«… Как хороша весна! Как я люблю её

Здесь, в стороне родимой,

Где льётся мирно и незримо

Моё привольное житьё;

Где я могу таким покоем наслаждаться,

Какого я не знал нигде и никогда,

И мыслить, и мечтать, и страстно забываться

Перед светильником труда;…

Я вас сюда зову гулять и прохлаждаться,

Пить мёд свободного и мирного житья,

Закатом солнца любоваться

И засыпать под трели соловья.

25 марта 1836

Ученики Г.А. - 11А, Д. С. - 11Б

Родина

Краса полуночной природы,

Любовь очей, моя страна!

Твоя живая тишина,

Твои лихие непогоды,

Твои леса, твои луга,

И Волги пышные брега,

И Волги радостные воды-

Всё мило мне, как жар стихов,

Как жажда пламенная славы,

Как шум прибережной дубравы

И разыгравшихся валов.

- Что давало поэту общение с природой? Как формировался его менталитет?

К. О. - 11А, И.А. - 11Б

К халату

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

Пускай служителям Арея (военным!)

Мила их тесная ливрея;

Я волен телом, как душой.

От века нашего заразы,

От жизни бранной и пустой

Я исцелён - и мир со мной!

- Что воспевает в этом стихотворении поэт?

Выводы: - Какие черты русского менталитета вы здесь увидели?

И.Л.- Следующие пункты нашего назначения - село Никольское, что на Черемшане и село Линёвка, которое находилось в 30 км от Симбирска. Когда -то в Никольсое была усадьба помещика Дурасова Николая Алексеевича. Познакомимся с образом жизни в этой усадьбе

Выступления детей: 11А- Б. А.,Фю И. , 11Б - Н.Т., А. З., К. Ю.

Е.Н.- Мы приглашаем вас посмотреть фрагмент спектакля, который поможет нам проникнуться атмосферой театра и, в то же время, понять через содержание фрагмента характер дружбы дворян.

Инсценировка «Встреча»: автор - В.Д, М. Н., хозяин дворянской усадьбы - Д. К., С. Д., гость - К.О., В. А.

Вывод: И Дурасов, и Столыпин внесли большой вклад в историю развития театрального искусства в России. Что дал театр русскому человеку? Возможность сопереживания героям, усвоение нравственных ценностей через театр. Театр собирал большую публику: соседей, знаменитостей, простой народ. Здесь зарождались добрые взаимоотношения между людьми.

  1. Кульминация.

И.Л.-А сейчас мы отправляемся в поместье Киндяковых. Жизнь в усадьбе не ограничивала контакты людей с внешним миром. Дворяне общались внутри усадьбы и за её пределами. Посмотрим это на примере семьи Киндяковых.

Выступления детей: 11А - П. О., 11Б - Ч. Н.

- Чему учит на жизнь Киндяковых?

Вывод: - Жизнь дворян Киндяковых, их общественное служение народу, родному краю (гражданственность) может служить примером для всех нас.

Е.Н.- Ещё дальше в своём служении народу, которое выразилось в борьбе дворян против законов самодержавия, пошли дворяне, в том числе и наши земляки, которые вышли 25 декабря 1825года на Сенатскую площадь. Мы отправляемся в Ундоры.

Выступления детей: 11А - Т. А., 11Б - С. Д.

Дети: - Понимал ли Василий Ивашев, что его ожидало после декабрьского восстания? Осознавал ли он, на какие муки он обрекал себя и своих близких? За ним в Сибирь последовала Камилла Ле -Дантю…

Е.Н.: Как тяжело было в ссылке, очень ярко показано в фильме «Звезда пленительного счастья». Екатерина Трубецкая первая последовала за мужем в Сибирь. Долгие месяцы ожидания разрешения жить рядом с мужем не сломили её. Но даже она не ожидала того, что им готовила судьба.

Просмотр фрагмента фильма.

- Какие черты русского характера проявились в декабристах и их женах? (патриотизм, любовь, самопожертвование…)

VI. Развязка.

И.Л.: Что помогало им выживать в нечеловеческих условиях?

  • Вера. Русские люди того времени были глубоко верующими. Вера в милосердие и справедливость Бога, понимание, что всё имеет причину и следствие. Можно всю жизнь прожить, спрятавшись за маску благополучия и удовольствия, не замечая того, что происходит в мире, в стране. А можно и так, как Василий Ивашев, декабристы и их жёны отдать жизнь за счастье народа.

VII.Рефлексия.

…И сломит гнёт,..

как гнёт ломала

Уже не раз

повстанцев рать…

Родиться Русским -

слишком мало:

Им надо быть,

им надо стать!

Через жизнь в дворянской усадьбе мы проследили путь формирования русского дворянина с детства до взрослой сознательной жизни.

Изменилось ли у вас мнение о русском человеке и его назначении в жизни?

На доске:

Семья

Природа

Друзья

Культура

Родина

Вера в Бога

Задание. Напишите на листочках, что бы вы взяли из жизни дворян для своей будущей семейной жизни?








aksakov.info/index.php?id=67

Музыка в жизни и творчестве С Т. Аксакова

sim-k.ru/2012/05/12/kleopatra-nevy-rodom-iz-simbirska/

«Клеопатра Невы» родом из Симбирска

Галина Черевык. Что значит быть русским? (найти адрес в Интернете)

«Счастливейшая черта характера - находить удовольствие в знаниях, трудах и работах. Со своей стороны к сему прибавить только умение доставлять себе занятия и так вести их, чтобы они не надоели».

Святитель Феофан Затворник

«Чрез исполнение заповедей Божиих возвращается внутрь нас, как некий плод, любовь, милостыня, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца…». Преподобный Симеон Новый Богослов

«Украшайте свои души добрыми делами…»


Преподобноисповедник

Гавриил Мелекесский

"Русская культура, прежде всего, построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон их могучему темпераменту. В качестве вторичных сил выступают воля, осознанная мысль, правовое сознание и организаторские функции. Следовательно, русский народ - народ сердца и совести. Здесь источник его достоинств и недостатков»...

И.А. Ильин

Проект Семья

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм, проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

«Как воспитать нравственного человека в семье?

Вводное слово учителя. «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт.

Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.

Виктор Кузнецов

Народная мудрость гласит: «Каковы корешки - таковы и ветки. Каковы родители - таковы и детки».

Сообщение результатов анкетирования учащихся.

Учитель: Обратимся к результатам анкети­рования «Родители глазами детей».
На во­прос

1.«К кому из родителей ты чаше всего обращаешься за помощью?» ответы распре­делялись так:

«К маме (91,5%), к папе (4, 25%), к другим родственникам (бабушке, старшим братьям) (4, 25%)».

2.«Как вы с родителями проводите выходные?» - преобладают прогулки в парк (16, 4%), поездки в гости к родным (44, 8%), выходные проводят дома (16, 4%), никак - (12,4%).

3.«Какие качества личности ты ценишь в сво­их родителях?»

Ответы детей: доброта (10. 6%), трудолюбие (2, 1%) - хорошо готовит, шьет, внимание (79,9%), взаимопонимание, чуткость, ум (7,4%).
4.«Какие качества вам не нравятся в родителях?»

Ответы детей: строгость, крик, злость (14, 9%), работа (отнимает родителей у детей) (2, 1%), все нравится (83%).

4. «Что бы ты пожелал своей семье?»

Сыновья и дочери хотели, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой (6,5%); чтобы все были здоровы (7,2%), материального благополучия (8, 2%) - -компьютер, новую квартиру; добра, любви, счастья (77,1%).

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода «рождение и воспитание» детей, передача духовно-нравственного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Внутренний мир - чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношения к другим людям. С этими понятиями связано человеческое счастье.
Счастье - это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения.
Духовность - особенная ценность народа. Духовность и язык выступает хранителем и инструментом передачи духовной культуры.
Культура - латинское слово переводится «почитание, воспитание, образование, развитие, возделывание земли». Культура нашей Родины - это отечественная культура, от слова «Отечество». Значит, страна и культура отцов наших. Культура любого народа имеет религиозный характер. Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети - своим детям. Так сохраняются отеческие традиции. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия».

Давайте их вспомним:
1. Поклоняться своему богу.

2. Почитать родителей.

3. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.

4. Не убивать.

5. Быть милосердными, сострадательными.

6. Не завидовать.

7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.

ВЫВОД: От вашей нравственной чистоты зависит, какими вырастут ваши дети, судьба России, ее будущее.

Общеизвестно, что духовно-нравственные ценности - высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служений), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие


  1. Воробьев, И. Аграрный вопрос в Симбирской губернии / И.Воробьев - Симбирск, 1917.

К середине XIX века сельская дворянская усадьба в России вошла в жизнь не одного поколения ее хозяев и была для многих людей, принадлежавших дворянскому сословию, связана с такими понятиями, как «мир детства», «родная земля», «отчизна». Невозможно представить поместного дворянина без своего имения, без своей усадьбы. Усадьба - это особый мир, где проходил процесс социализации, усвоение норм и традиций. Революция, перекинувшаяся из города в деревню, шокировала дворянство, на их глазах рушился традиционный мир, оплот процветания и могущества. В ходе модернизационных процессов, протекавших в российской экономике, дворянские хозяйства и так оказались в состоянии кризиса, революция нанесла еще один удар по хозяйству поместного дворянства.

Дворянские усадьбы были схожи между собой в основных чертах и закономерностях их хозяйственного устройства. «Но каждый из этих миров был по-своему индивидуален, складываясь, подобно мозаике калейдоскопа, из элементов в целом традиционных, но всякий раз создающих неповторимый узор. Мир каждой усадьбы являл собою уникальный синтез ландшафта, финансовых возможностей и амбиций, художественных пристрастий и вкусов владельцев усадеб и их создателей или даже подчеркнутого прагматизма при их обустройстве»1.

Я - русский! Сердцем, духом, вздрогом кожи.

Горжусь я древним прозвищем моим.

Не дай мне, хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,

Не русским стать, а кем-нибудь другим!..

Евгений Скворешнев.

Доброе имя есть принадлежность

каждого честного человека,

но я заключал доброе имя

в славе моего Отечества…

А.В. Суворов

"Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие дети, как правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило колыбелью потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество, знаменовавшее расставание с домом - родными, домашними, дворовыми. Начиналась полоса учения в городе… После того наступала полоса службы…" [13, 174-175]. Получив отставку, пожилой дворянин возвращался в свою усадьбу, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в опалу помещика ссылали в имение.

Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три периода:

Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в усадьбе на попечении родителей и дворни.

Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях, а в период службы дворянин лишь время от времени навещал "родное гнездо".

Старость. После окончания службы дворянин возвращался в усадьбу, где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить успокоение.

Спальня (1820-е гг.) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами - рукодельничать, вести переписку.

Будуар (1820-е гг.) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Кабинет молодого человека (1830-е гг.) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е - 60-е годы XIX столетия - время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее - псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них - Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х гг. XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курительницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е гг.). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1840-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение - Желтая гостиная (1840-е гг.). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е гг.) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е гг.) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 г. в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV - мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne - современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн - это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е гг.) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е гг.) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е гг.) выполнена в русском стиле.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е гг.) - прекрасный образец стиля модерн.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

1 Русская усадьба и ее судьба. Круглый стол // Отечественная история. - 2002. - № 5. - С. 143.

15


© 2010-2022