• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Разработка урока русского языка на тему Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова (11 класс)

Разработка урока русского языка на тему Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка на тему Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова (11 класс)Разработка урока русского языка на тему Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова (11 класс)15.01.2016

Урок 23

Тема урока: Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Урок-практикум

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек, оценочные листы.

Цель урока:

- систематизация и обобщение знаний обучающихся о художественном стиле речи и об основных видах тропов и фигур речи.

Задачи урока:

Образовательная:

- совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи.

Развивающая:

- способствовать активизации самостоятельной деятельности обучающихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать.

Воспитательная:

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения обучающихся.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Целеполагание.


(Слайд 2)

- Ребята, сегодня на уроке мы работам с листами самооценки (они находятся у Вас на партах), в течение урока все ответы и оценки записываются в оценочный лист. В конце урока выставляется итоговая оценка, как среднее арифметическое.

Оценочный лист к уроку

Фамилия Имя

Дата

Номер задания

Ответ

Отметка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнительные вопросы

Итоговая отметка

(Слайд 3)

- Ребята, обратите внимание на экран. Прочитайте текст, определите стиль данного текста.

Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.

(Н. Гоголь)

- Стиль текста художественный.

- Как Вы это определили? (Обращаясь к особенностям художественного стиля речи, можно сделать вывод: текст передает мысли и чувства автора, воздействует на воображение читателя; в тексте использованы изобразительно-выразительные средства).

- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? (Литота и гипербола.)

- Ребята, обращаясь к тексту, скажите, какова тема сегодняшнего урока.

- Тема урока «Художественный стиль, его особенности. Основные виды тропов и фигур речи, их использование мастерами художественного слова» (Слайд 4).

- Для чего необходимо знать основные виды тропов и фигур речи? (Для того, чтобы речь была яркой, образной, выразительной; чтобы грамотно выполнить задания ЕГЭ).

- Какие задания ЕГЭ связаны с темой урока? (В КИМах ЕГЭ представлено задание 24, которое связано с темой сегодняшнего урока).

- Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока (Мы уже получили знания об особенностях художественного стиля речи, о тропах и фигурах речи, следовательно, нам необходимо систематизировать и обобщить наши знания и умения о художественном стиле речи, основных видах тропов и фигур речи).

II. Актуализация опорных знаний

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.

- Чтобы достичь цели урока, мы должны применять наши знания о художественном стиле, тропах и фигурах речи на уроке.

Задание 1.

- Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи. Напишем цифровой диктант. Если утверждение относится к художественному стилю речи, вы ставите цифру «1», если нет - «0» (Слайд 5).

1. Характеризуется эмоциональностью речи. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. 1

2. Сочетаются возможности разных стилей. 1

3. Фактографичность. 0

4. Преобладают рассуждения автора. 0

5. Передает мысли и чувства автора. 1

6. Характеризуется образностью, использует все богатство лексики. 1

7. Используются риторические вопросы, восклицания. 0

8. Воздействует с целью воспитания гражданской позиции. 0

9. Воздействует на воображение и чувства читателя. 1

Ключ: 110011001

- Обменяйтесь работами, выполним взаимопроверку (Слайд 6). Результаты выставите в лист самооценки.

- Назовите черты художественного стиля (Художественный стиль характеризуется эмоциональностью речи. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Сочетаются возможности разных стилей. Передает мысли и чувства автора. Характеризуется образностью, использует все богатство лексики. Воздействует на воображение и чувства читателя).

- Ребята, обратите внимание на экран. Дайте определение словам на слайде. Как вы понимаете эти термины? (Слайд 7)

Тропы речи (лексические средства) - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении и придающие ей образности, выразительности.

Фигуры речи (стилистические фигуры) - необычные обороты речи, особое её синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

- Приведите несколько примеров тропов и фигур речи.

- Вспомним теорию по теме и повторим ее. Перед вами карточки с терминами и карточки с определениями этих терминов.

Задание 2. Прочитайте, найдите соответствия. Свой ответ запишите в тетрадь.

Карточка № 1

Найди соответствие

1) Метафора

1) сопоставление двух явлений

2) Метонимия

2) слово в переносном значении

3) Олицетворение

3) образное определение

4) Эпитет

4) слово в переносном значении на основе внешней или внутренней связи

5) Сравнение

5) перенесение значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

6) Гипербола

6) преуменьшение

7) Литота

7) преувеличение

8) Антитеза

8) название предмета описанием существенных признаков или характерных черт

9) Синекдоха

9) перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

10) Перифраз

10) противопоставление

Карточка № 2

Найди соответствие

1) Риторическое восклицание

1) вопрос, не требующий ответа

2) Риторический вопрос

2) члены предложения, отвечающие на один вопрос

3) Эллипсис

3) пропуск какого-либо члена предложения

4) Парцелляция

4) особый порядок слов

в предложении

5)Синтаксический параллелизм

5) особое членение

Высказывания

6) Анафора

6) усиление (уменьшение)

значения, признака

7) Ряды однородных членов

7) одинаковое синтаксическое

построение отрезков речи

8) Градация

8) единоначатие

9) Умолчание

9) приём, заключающийся

в передаче не до конца

выраженной мысли автора

10) Инверсия

10) особая интонация

Предложения

Карточка № 3

Найди соответствие

1) Вопросно-ответная форма изложения

1) слова, свойственные разговорной речи

2) Лексический повтор

2) форма, при которой автор сам отвечает на свой вопрос

3) Просторечие

3) устойчивые сочетания слов

4) Фразеологизм

4) слова, имеющие одинаковое значение

5) Контекстные синонимы

5) слова, имеющие противоположное значение

6) Контекстные антонимы

6) соединение двух понятий, логически исключающих друг друга

7) Оксюморон

7) слова, пришедшие из другого языка

8) Уменьшительно-ласкательные суффиксы

8) суффиксы, с уменьшительно-ласкательным значением

9)Термины

9) повторение одного и того же слова

10) Заимствованные слова

10) научные слова

(Слайд 8)

- Выполните самопроверку, результат внесите в лист самооценки.

Дополнительные задания и вопросы:

- Перечислите тропы речи. Перечислите фигуры речи. Что из перечисленных понятий не относится к тропам и фигурам речи?

- Тропы (карточка № 1), фигуры (карточка № 2 + антитеза + оксюморон).

- Лексические средства выразительности (карточка № 3) не относятся ни к тропам, ни к фигурам речи.


III. Закрепление

Задание 3

Работа с учебником (в парах). Анализ текста (по упражнению 273, страница 203).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста упражнения 273 (листы на партах). В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Ответ запишите в тетрадь.

…М.А. Шолохов, чтобы показать волнение героя, трепет от долгожданной встречи с сыном, использует ______ и ______(предложение 17). Это состояние помогают передать и _____ (предложения 12, 13, 21), показывая всю нежность отцовской любви. ______(«огромным, сияющим под холодным солнцем миром») подчёркивает главную мысль автора, что мир без семьи пуст.

1) Эпитеты

2) Умолчание

3) Метафора

4) Лексический повтор

5) Анафора

6) Парцелляция

7) Уменьшительно-ласкательные суффиксы

8) Литота

9) Инверсия

10) Парцелляция

Проверьте по ключу (Слайд 9), поставьте отметку в оценочный лист.

- Ребята, обратите внимание на то, как красиво Михаил Александрович Шолохов показывает долгожданную встречу отца с сыном. Обратите внимание на трогательность момента, на трепетное отношение Григория Мелехова к сыну.

IV. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, смогли ли мы достичь поставленных целей? Как нам это удалось?

- Я предлагаю Вам продолжить предложения, которые помогут определить знания, которые Вы приобрели на уроке. Обратите внимание на экран (Слайд 10).

- Я знал…

- Я узнал… (спросить 2-3 ученика).

V. Домашнее задание

- Ребята, обратите внимание на экран (Слайд 11). Вам предлагается домашнее задание. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите его.

Задание творческого характера.

Написать мини-сочинение, используя тропы и фигуры речи.

1. «Роль семьи в жизни человека».

2. «Школьные годы чудесные».

- Обратитесь к листам самооценки, подсчитайте результат. Полученные оценки я выставлю в журнал. Сдайте, пожалуйста, листы самооценки.

- Я благодарю Вас за урок.




© 2010-2022