Методика проведения урока - конференции

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ - КОНФЕРЕНЦИЙ

Современная методическая мысль всецело принимает тезис В.Ф. Асмуса о том, что чтение художественной литературы - это «труд и творчество». Что это означает по отношению к преподаванию литературы в школе?

Художественная литература - искусство, и её восприятие связано с эстетическими переживаниями, с волнующим чувством прекрасного, облагораживающим и возвышающим человека, зовущим его на борьбу за утверждение этого прекрасного в жизни.

Эстетические переживания носят глубоко интимный характер, они связаны с жизненным опытом, идейной направленностью личности. И поскольку каждая личность имеет свои особенности миропонимания, жизненного опыта, интересов и склонностей, неизбежны и некоторые отличия в полноте и характере художественного восприятия. Поэтому своё отношение к произведению в известной мере характеризует глубину и органичность его восприятия.

Труд читателя заключается в активном стремлении воспроизвести в воображении, в мире чувств и мыслей художественные образы, глубоко проникая в сущность художественной мысли автора, обогащая в то же время свой круг жизненных понятий, культуру чувств.

Мы знаем, что творчество писателя есть исследование истины, и нам, учителям - словесникам, важно не любое «своё» мнение, а истинное, объективно верное мнение, глубоко пережитое учащимися и потому по-своему, с присущими его личности свойствами, акцентированное и выраженное.

Живое, активное восприятие литературы делает учеников зорче, открывает глаза на явление внешнего мира и на внутренний мир человека, раскрывает в них самих себя, обогащает чувства и мысли, пробуждает к творчеству. Восприятие произведения связано со стремлением поделиться впечатлениями с другими, выразить своё отношение к прочитанному. Это

естественное стремление находит выражение на таких уроках, как уроки - конференции.

Уроки - конференции являются сложными. В выборе книг приходится порой полагаться на себя. Надо подбирать художественные произведения так, чтобы каждый урок - конференция стал ступенью в нравственном, эстетическом отношении, чтобы выбранная для чтения книга имела жанровую, идейно - тематическую, проблемную связь с теми произведениями, что изучаются в курсе школьной программы.

Задолго до урока - конференции учащимся обычно поручается собрать материал о жизни и творчестве автора произведения, по которому будет проводиться урок - конференция. Кроме этого, учащиеся рисуют иллюстрации к прочитанному произведению. К себе в помощники обычно выбираю 2-З ученика, которые любят читать книги. Они контролируют чтение товарищей, помогают им приобрести книги для прочтения нужного произведения. Перед уроком - конференцией ребята охотно рассказывают и слушают своих товарищей, делают записи в тетрадях. Перед уроком предлагаются вопросы к уроку и вопросы к викторине (итоги подводятся непосредственно на конференции, и победителям вручают призы). При чтении и анализе книги важна глубокая эмоциональная отзывчивость учащихся, их способность чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни.

В заключении урока - конференции подвожу итог всему сказанному, подчеркиваю еще раз злободневность проблем, поставленных писателем.

Обычно такие уроки - конференции производят на учеников глубокое впечатление, заставляют задуматься над многими нравственными проблемами.

Уроки - конференции заставляют меня все время самосовершенствоваться, искать такие пути, и методы и формы обучения, которые обогащают мысли и чувства моих учеников.

© 2010-2022