Поурочный по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный по русскому языку5 класс Русская речь

Тема урока: Антонимы. Толковые словари русского языка. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей

Цели урока: 1. дать понятие об антонимах; об однокорневых и разнокорневых антонимах, о лексикографии, о толковом словаре. 2.способствовать усвоению простейших стилистических разграничений, приучать к работе со словарями 3. воспитание культуры речи

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: творческая работа, диаграмма Венна, мини-диспут

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, пословицы и поговорки, иллюстрации

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания.

1. Задание №8 стр.49

2. правило на стр.46

IV. Объяснение нового материала

  1. Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эти книги. Какие они? - толстая-тонкая, большая -маленькая, интересная -неинтересная. -К какой части речи относятся эти слова? (прилагат.) Какие они по значению? (противоположные).

Наша сегодняшняя тема урока: «Антонимы». Антонимы -это слова, которые относятся к одной части речи, противоположные по значению. Вот вы привели примеры: большая -маленькая. Корень в этих словах одинаковый или нет?

- Разные корни: больш… - маленьк…

- А в словах интересный - неинтересный?

- У них одинаковые корни.

Вывод: бывают однокорневые и разнокорневые антонимы.

-Приведите свои примеры.

-Обратите внимание, как образуются однокорневые антонимы.

-При помощи приставок.

-Для чего нужны антонимы?

-Они оживляют речь, делают ее выразительнее.

2. Рассмотрите рисунки на стр.51. Скажите, на каком рисунке изображено начало осени, а на каком - конец осени? Как это вы определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.

V. Закрепление материала

Задание №120 стр.52 устно

Развитие речи. Составьте диалог о погоде ранней и поздней осени.

Задание №3 устно, затем письменно (первого- последнего, новый - старый, начинался - заканчивался)

Диаграмма Венна.

природа осенью ………………….. природа зимой

Задание №4 стр.52

  1. определить стиль

  2. читать по ролям

Задание №5 стр.53 Восстановить диалог

Диспут «Осень - самая прекрасная пора»

ДА НЕТ

Задание № 128 стр.55

  1. отгадать загадки

  2. выписать антонимы

Материал по второй части темы урока: Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова Вольтера "Словарь - это вселенная в алфавитном порядке" (записать)

  1. Ребята, как вы понимаете это высказывание?

  2. Типы словарей. (Демонстрация полок со словарями в библиотеке.)

  3. Мы же сегодня поговорим с вами о лингвистических словарях.

  4. В течение урока вы должны заполнить таблицу:


Автор.Название словаря.

Какие сведения о слове мы сможем узнать из этого словаря.

Самый известный словарь - это "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля. Он содержит 200 000 слов. Морской врач, путешественник, писатель, он в течение всей своей жизни собирал слова, пословицы, поговорки. Больше ста лет словарь Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными выражениями.

Изучение словарной статьи. Что мы можем узнать о слове из данной словарной статьи? Автор словаря приводит примеры употребления слов. Обратите внимание, что он активно использует пословицы, поговорки, меткие народные выражения.

"Большой толковый словарь современного русского языка" Д.Н. Ушакова содержит всего 18 000 слов. Обратите внимание на то, чем отличается словарная статья в этом словаре от словаря Даля. Какие примеры употребления слов приводит автор?

Пожалуй, самым популярным толковым словарём является "Словарь русского языка" С.И. Ожегова. Несмотря на то, что он состоит всего из 1 тома, в нем содержится 53 000слов. Посмотрите на словарные статьи из этого словаря. Какая информация в них содержится? За счет чего в одном томе словаря так много слов?

Мы сегодня познакомились с самыми нужными книгами - словарями. Теперь вы знаете, в каком словаре какую информацию можно искать. Сможете понять, что именно о слове написано. Это поможет вам в дальнейшей работе по многим учебным дисциплинам.

А не "утонуть" в этом море слов вам помогут СЛОВАРИ. Показ словарей

VI. Домашнее задание.

Задание №126 стр.54 , упр. 124 поработать над диалогом

VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок


© 2010-2022