Элективное занятие по теме Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления

Цель: подготовка  учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм – задание 7).   Задачи: вспомнить синтаксические нормы, типы грамматических ошибок, уметь находить их в предложении, развивать умения работать со словосочетаниями, находить синтаксические ошибки, определять способы подчинительной связи; формирование навыков культуры речи; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Оборудование: распечатки... № этап Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Орг. момент -Приветствие ребят, нацеливание на работу на уроке. Слушают учителя и приветствуют его. 2 Подведение к теме урока, определение целей -Работа с эпиграфом: «Правильность речи – это фундамент языковой культуры». -Как понимаете высказывание, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Каковы цели урока?           -Для чего мы обращаемся к этой теме?         Опрос нескольких учащихся ( грамотность построения предложений). Тема: Синтаксические нормы.   Вспомнить грамматические ощибки, что такое синтаксис, виды связи в предложении и словосочетании, продемонстрировать умение находить ошибки в предложении. Данные умения пригодятся при сдаче ЕГЭ (задание 7) 3 Актуализация знаний и умений     -Выполним задание “Верные – неверные утверждения”:   - Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения. (Верно)  - Единицами синтаксиса являются слово, предложение. (Неверно) (словосочетание)  - Словосочетанием не является грамматическая основа. (Неверно) (однородные члены, существительное с предлогом.)  - Культура речи – раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка. (Верно)  - Раздел синтаксиса изучает способы подчините... У доски один учащийся, ставит + /-, остальные работают в тетради, сверяем со слайдом (самопроверка) Оцениваем работу учащегося, работавшего у доски.                                                             Работа в парах (опрос 5 пар) 4 Синтаксическая разминка. (С последующей взаимопроверкой)     - Проводим синтаксическую разминку, вспоминаем способы подчинительной связи, сформулируйте правило. - Записать только способы подчинит. связи.   Класс: синтаксическая разминка:    1. Моя тетрадь, 2. их родственники, 3 первый номер, 4 крепкий на вид, 5 жалость к ребенку, 6 второе блюдо, 7, стремление отомстить, 8 бабушкин платок, 9 прогулка пешком, 10. черный с проседью.  11 по - детски простодушный, 12 весь класс, 13 река с притоками, 14 дом с мезонином, 15 её отец,       Вывод: - Кто испытыв... Полный ответ одного учащегося.                 Взаимопроверка   1согласование  7 примыкание 13 управление    2 примыкание 8 согласование  14 управление    3 согласование  9 примыкание 15 примыкание    4 управление  10 управление    5 управление  11примыкание    6 согласование  12 согласование Не доучили 5 Осмысление -В синтаксисе изучается построение связной речи. В качестве основного понятия синтаксиса выступает понятие синтаксической связи. Разные виды синтаксической связи соединяют слова внутри предложения или внутри словосочетания, простые предложения в составе сложного, а также разные предложения внутри текста. -Для того чтобы представить себе значение грамматических связей между словами, проведите следующий эксперимент: попробуйте прочесть текст, в котором пропущены некоторые слова: «Я вошел в... дов...                                                 Работа в группах.                       ориентиром вам служили расположенные рядом слова, окончания которых и являются сигналами (внешними показателями) прерванных синтаксических связей, нуждающихся в восстановлении.   1 ученик читает текст из книги А. С. Пушкина   «Я вошел в залу довольно обширную. За столом, покрытым бумагами, сидели два человека: пожилой генерал, виду строгого и холодного, и молодой гвардейский капитан, лет двадцати восьми, оче... 6 Закрепление - Дополните до словосочетаний. (слайд 4)    Благодаря. . (помощи) (Согласно, благодаря, вопреки, подобно уп - ся с сущ. в Д. п. )    Скучаю по (вас)    Согласно. . (приказу)    Одеть. . (ребёнка)    Надеть. . (шапку)    Беспокоиться → о ком? (о матери)    Тревожиться → за кого? (за дочь)    Отзыв → о чем? (о фильме)    Рецензия → на что? (на книгу) Вывод: - Какие трудные случаи встречаются в управлении?     -На столах у вас есть листочки с заданиями 7, внизу под тестом представлена таблица, най... По цепочке по 1 словосочетанию                                                 Правильная падежная форма.                                                                                               Заполняют тесты, сдают учителю(контроль) 7 Дома (карточки) -Запишите предложения правильно (по вариантам).    По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. По приезду в Венецию я сразу посетил своих знакомых.  По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. Те, кто знали слова песни, молча раскрывали рот. Все, кто в четверг собираются посетить выставку, должны заранее записаться.         8 Итоги -Что мы сегодня повторяли? -Вернемся к эпиграфу, Как писал А. П. Чехов, "для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать". -Надеюсь, что сегодняшний урок полезен для вас и  вы научитесь говорить и писать правильно.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления».

Цель: подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм - задание 7).

Задачи: вспомнить синтаксические нормы, типы грамматических ошибок, уметь находить их в предложении, развивать умения работать со словосочетаниями, находить синтаксические ошибки, определять способы подчинительной связи; формирование навыков культуры речи; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: распечатки с текстом, карточки по вариантам с Д. З. , презентация, текст Пушкина «Капитанская дочка».

Ход урока.

этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. момент

-Приветствие ребят, нацеливание на работу на уроке.

Слушают учителя и приветствуют его.

2

Подведение к теме урока, определение целей

-Работа с эпиграфом: «Правильность речи - это фундамент языковой культуры».

-Как понимаете высказывание, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Каковы цели урока?


-Для чего мы обращаемся к этой теме?


Опрос нескольких учащихся

( грамотность построения предложений).

Тема: Синтаксические нормы.

Вспомнить грамматические ощибки, что такое синтаксис, виды связи в предложении и словосочетании, продемонстрировать умение находить ошибки в предложении.

Данные умения пригодятся при сдаче ЕГЭ (задание 7)

3

Актуализация знаний и умений

-Выполним задание "Верные - неверные утверждения":

- Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения. (Верно)

- Единицами синтаксиса являются слово, предложение. (Неверно) (словосочетание)

- Словосочетанием не является грамматическая основа. (Неверно) (однородные члены, существительное с предлогом.)

- Культура речи - раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка. (Верно)

- Раздел синтаксиса изучает способы подчинительной связи. (Верно)

- Наша тема связана одновременно и с синтаксисом и с культурой речи, поэтому на сегодняшнем уроке мы обратим особое внимание на те задания ЕГЭ, которые касаются синтаксиса.

- Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

Способность, что - нибудь, прогулка, счастливый, решение.

У доски один учащийся, ставит + /-, остальные работают в тетради, сверяем со слайдом (самопроверка)

Оцениваем работу учащегося, работавшего у доски.








Работа в парах (опрос 5 пар)

4

Синтаксическая разминка. (С последующей взаимопроверкой)

- Проводим синтаксическую разминку, вспоминаем способы подчинительной связи, сформулируйте правило.

- Записать только способы подчинит. связи.

Класс: синтаксическая разминка:

1. Моя тетрадь, 2. их родственники, 3 первый номер, 4 крепкий на вид, 5 жалость к ребенку, 6 второе блюдо, 7, стремление отомстить, 8 бабушкин платок, 9 прогулка пешком, 10. черный с проседью.

11 по - детски простодушный, 12 весь класс, 13 река с притоками, 14 дом с мезонином, 15 её отец,

Вывод: - Кто испытывает трудности в определении способов подчинительной связи? Почему?

- Это одна из составляющих синтаксиса, обратимся к другой составляющей

Полный ответ одного учащегося.



Взаимопроверка

1согласование 7 примыкание 13 управление

2 примыкание 8 согласование 14 управление

3 согласование 9 примыкание 15 примыкание

4 управление 10 управление

5 управление 11примыкание

6 согласование 12 согласование

Не доучили

5

Осмысление

-В синтаксисе изучается построение связной речи. В качестве основного понятия синтаксиса выступает понятие синтаксической связи. Разные виды синтаксической связи соединяют слова внутри предложения или внутри словосочетания, простые предложения в составе сложного, а также разные предложения внутри текста.

-Для того чтобы представить себе значение грамматических связей между словами, проведите следующий эксперимент: попробуйте прочесть текст, в котором пропущены некоторые слова: «Я вошел в... довольно обширную. За столом, ... бумагами, сидели ... : пожилой..., виду строгого и.... и молодой гвардейский..., лет двадцати восьми, очень... наружности, ловкий и... в обращении. У окошка за особым... сидел... с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый записывать мои... Начался... Меня... о моем имени и звании». (тексты распечатаны)

-Что помогло вам восстановить слова?


-Сравните восстановленный вами текст с оригиналом. Для этого откройте повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава 14, начало пятого абзаца).




-Кто четко угадал текст?

-А теперь посмотрите на формы слов у автора и у вас, совпадают ли они?

-Скорее всего, вы не совсем точно угадали значение пропущенных слов, но вот в выборе их грамматической формы вы вряд ли ошиблись.

-Что вам помогло не допустить ошибку?

-Какие нормы согласования и управления присутствуют в данном отрывке?

- Мы рассмотрели несколько особенностей, которые могут встретиться в задании 7.

-С какими еще типами грамматических ошибок уже знакомы?

Физкультминутка (зарядка для глаз, стоя)







Работа в группах.



ориентиром вам служили расположенные рядом слова, окончания которых и являются сигналами (внешними показателями) прерванных синтаксических связей, нуждающихся в восстановлении.

1 ученик читает текст из книги А. С. Пушкина

«Я вошел в залу довольно обширную. За столом, покрытым бумагами, сидели два человека: пожилой генерал, виду строгого и холодного, и молодой гвардейский капитан, лет двадцати восьми, очень приятной наружности, ловкий и свободный в обращении. У окошка за особым столом сидел секретарь с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый записывать мои показания. Начался допрос. Меня спросили о моем имени и звании.»


Да


Знание грамматических норм.

Ошибки впри причастном обороте и т. д.

Согласование подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения.

6

Закрепление

- Дополните до словосочетаний. (слайд 4)

Благодаря. . (помощи) (Согласно, благодаря, вопреки, подобно уп - ся с сущ. в Д. п. )

Скучаю по (вас)

Согласно. . (приказу)

Одеть. . (ребёнка)

Надеть. . (шапку)

Беспокоиться → о ком? (о матери)

Тревожиться → за кого? (за дочь)

Отзыв → о чем? (о фильме)

Рецензия → на что? (на книгу)

Вывод: - Какие трудные случаи встречаются в управлении?

-На столах у вас есть листочки с заданиями 7, внизу под тестом представлена таблица, найдите в предложении ошибку, определите ее тип и заполните таблицу.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Б. Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

В.Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.

Г.Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное ухо».

Д. Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

По цепочке по 1 словосочетанию







Правильная падежная форма.












Заполняют тесты, сдают учителю(контроль)

7

Дома

(карточки)

-Запишите предложения правильно (по вариантам).

По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. По приезду в Венецию я сразу посетил своих знакомых.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. Те, кто знали слова песни, молча раскрывали рот. Все, кто в четверг собираются посетить выставку, должны заранее записаться.


8

Итоги

-Что мы сегодня повторяли?

-Вернемся к эпиграфу, Как писал А. П. Чехов, "для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать".

-Надеюсь, что сегодняшний урок полезен для вас и вы научитесь говорить и писать правильно.


© 2010-2022