- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?
Открытый урок по русскому языку Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова С.В. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 1.
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?
Цель:
-
познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним.
-
познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «речь про себя»; расширить и обобщить знания о видах речи; продолжать учить отвечать полным ответом
-
воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в команде; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Ход урока:
Ι. Мотивация.
Актуализация знаний. Повторение.
-
Рассматривание обложки учебника.
Беседа по вопросам:
-
Как называется учебник?
-
Кто авторы учебника?
-
Что изображено на обложке?
-
Откройте учебник на стр.3. Прочитайте высказывание писателя - натуралиста К.Паустовского. Как вы его понимаете?
-
Прочитайте обращение авторов учебника (текст читает ученик с хорошим навыком чтения).
-
Как думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире?
-
Какие открытия может сделать учебник?
-
Для чего нужно знать законы культуры речи?
-
Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языках?
-
Знакомство с условными обозначениями.
Работа с фрагментами вступительной статьи «Что нужно запомнить» и «Другие условные обозначения».
Дети сначала находят условные обозначения для запоминания и ищут примеры в учебнике: как даны правила, слова, написание которых нужно запомнить (словарные), дополнительные сведения, подсказки. Затем обращаются к другим условным значкам: какие есть разборы и как они обозначены (находят примеры в учебнике), какие задания нужно выполнять в паре, какие письменно и т.д. При наличии времени тоже можно найти примеры в учебнике.
II. Словарно-орфографическая работа.
-
Из чего состоит наша речь? (из слов)
-
Что можно составить из слов? (предложения)
-
Что можно составить из предложений? (текст, рассказ и т.д.)
-
Из чего состоят слова? (из слогов, из букв)
-
Сколько всего букв в русском языке? (зз буквы)
-
Давайте посмотрим на алфавит и вспомним названия всех букв. Слайд 1. Алфавит.
-
На какие две группы можно разделить все буквы? (гласные и согласные)
Сегодня на уроке мы вспомним написание гласных букв и секреты соединений их с согласными (на доске: а о у ы э, я е ю и ё, ам, ол, ув, ыр, эт, ля, се, дю, ни, зё, сам, соль, поэт, низ, пляж; Мы учим русский язык. - в предложении подчеркнуть все гласные)
Словарная работа:
Посмотрите на картинку и запишите название животного. Слайды 2-3. Словарь. Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова еще раз и определите, какое слов можно назвать лишним. (Собака - т.к. остальные слова можно объединить сочетанием ОРО)
Зрительная гимнастика Слайд 4.Упражнения для глаз
III. Сообщение нового материала.
-
Откройте учебник на стр.6 и прочитайте название темы урока. (Слайд 4)
-
На какой вопрос мы должны ответить сегодня?
-
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, узнаем и уточним, какая бывает речь.
-
Что такое речь? Как люди общаются между собой? (говорят, спрашивают, пишут, читают и т.п.)
-
Вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи.
-
Верно, речь можно разделить на два вида: письменная и устная речь. Слайд 6. Виды речи.
Упр.2
- Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?
- Как думаете, какая речь возникла раньше - устная или письменная?
Упр. 3
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнение.
- Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунок.
- Спишите предложение. Списать предложение вам поможет памятка на стр. 132.
Откройте и прочитайте памятку.
- Объясните значение выражения «до глубокой старости».
- Объясните значение слова «неразрывно».
- Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
- Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание?
- Какие буквы выделены в этом предложении?
- Спишите, ДИКТУЯ СЕБЕ ПО СЛОГАМ.
Проверьте написанное. Оцените себя.
- Какими видами речи мы сейчас пользовались? (письменной - писали, устной - отвечали, речью про себя - размышляли).
Рабочая тетрадь с.3 упр.1, 2.
IV. Рефлексия
- Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если этот пример письменной речи, У - устная речь, С - речь про себя.
Слушаем ответ ученика.
Мама читает книжку для малыша.
Обдумываем решение задачи.
Пишем диктант.
Читаем про себя.
Поем песню.
V. Домашнее задание.
Учебник с.6 упр.2.
VΙ. Итог урока.
- Что узнали нового сегодня на уроке?
- Что вам было уже известно?
- Какие виды речи существуют?
- Какой речью чаще пользуетесь вы?