Открытый урок по русскому языку Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?

Урок 1 разработан для 2 класса. Автор учебника Канакина В.П., Горецкий  В.Г. Тема: Знакомство с  учебником «Русский язык». Какая бывает речь? Цель: -        познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним. -        познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «речь про себя»;  расширить и обобщить знания о видах речи; продолжать учить отвечать полным ответом -        воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в команде; воспитывать умение слушать учителя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1.

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?

Цель:

  • познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним.

  • познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «речь про себя»; расширить и обобщить знания о видах речи; продолжать учить отвечать полным ответом

  • воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в команде; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Ход урока:

Ι. Мотивация.

Актуализация знаний. Повторение.

  • Рассматривание обложки учебника.

Беседа по вопросам:

  • Как называется учебник?

  • Кто авторы учебника?

  • Что изображено на обложке?

  • Откройте учебник на стр.3. Прочитайте высказывание писателя - натуралиста К.Паустовского. Как вы его понимаете?

  • Прочитайте обращение авторов учебника (текст читает ученик с хорошим навыком чтения).

  • Как думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире?

  • Какие открытия может сделать учебник?

  • Для чего нужно знать законы культуры речи?

  • Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языках?

  • Знакомство с условными обозначениями.

Работа с фрагментами вступительной статьи «Что нужно запомнить» и «Другие условные обозначения».

Дети сначала находят условные обозначения для запоминания и ищут примеры в учебнике: как даны правила, слова, написание которых нужно запомнить (словарные), дополнительные сведения, подсказки. Затем обращаются к другим условным значкам: какие есть разборы и как они обозначены (находят примеры в учебнике), какие задания нужно выполнять в паре, какие письменно и т.д. При наличии времени тоже можно найти примеры в учебнике.

II. Словарно-орфографическая работа.

  • Из чего состоит наша речь? (из слов)

  • Что можно составить из слов? (предложения)

  • Что можно составить из предложений? (текст, рассказ и т.д.)

  • Из чего состоят слова? (из слогов, из букв)

  • Сколько всего букв в русском языке? (зз буквы)

  • Давайте посмотрим на алфавит и вспомним названия всех букв. Слайд 1. Алфавит.

  • На какие две группы можно разделить все буквы? (гласные и согласные)

Сегодня на уроке мы вспомним написание гласных букв и секреты соединений их с согласными (на доске: а о у ы э, я е ю и ё, ам, ол, ув, ыр, эт, ля, се, дю, ни, зё, сам, соль, поэт, низ, пляж; Мы учим русский язык. - в предложении подчеркнуть все гласные)

Словарная работа:

Посмотрите на картинку и запишите название животного. Слайды 2-3. Словарь. Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова еще раз и определите, какое слов можно назвать лишним. (Собака - т.к. остальные слова можно объединить сочетанием ОРО)

Зрительная гимнастика Слайд 4.Упражнения для глаз

III. Сообщение нового материала.

  • Откройте учебник на стр.6 и прочитайте название темы урока. (Слайд 4)

  • На какой вопрос мы должны ответить сегодня?

  • Сегодня на уроке мы с вами вспомним, узнаем и уточним, какая бывает речь.

  • Что такое речь? Как люди общаются между собой? (говорят, спрашивают, пишут, читают и т.п.)

  • Вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи.

  • Верно, речь можно разделить на два вида: письменная и устная речь. Слайд 6. Виды речи.

Упр.2

- Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?

- Как думаете, какая речь возникла раньше - устная или письменная?

Упр. 3

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнение.

- Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунок.

- Спишите предложение. Списать предложение вам поможет памятка на стр. 132.

Откройте и прочитайте памятку.

- Объясните значение выражения «до глубокой старости».

- Объясните значение слова «неразрывно».

- Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?

- Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание?

- Какие буквы выделены в этом предложении?

- Спишите, ДИКТУЯ СЕБЕ ПО СЛОГАМ.

Проверьте написанное. Оцените себя.

- Какими видами речи мы сейчас пользовались? (письменной - писали, устной - отвечали, речью про себя - размышляли).

Рабочая тетрадь с.3 упр.1, 2.

IV. Рефлексия

- Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если этот пример письменной речи, У - устная речь, С - речь про себя.

Слушаем ответ ученика.

Мама читает книжку для малыша.

Обдумываем решение задачи.

Пишем диктант.

Читаем про себя.

Поем песню.

V. Домашнее задание.

Учебник с.6 упр.2.

VΙ. Итог урока.

- Что узнали нового сегодня на уроке?

- Что вам было уже известно?

- Какие виды речи существуют?

- Какой речью чаще пользуетесь вы?



© 2010-2022