Методическая разработка урока Тема: Методический анализ учебных книг по русскому языку для начальных классов

Содержание урока направлено на развитие практических умений студентов: отбирать графический материал страниц учебных книг для проведения одного урока, планировать методы и приемы проверки знаний, объяснения и закрепления нового материала, выстраивать схему урока в соответствии с традиционной методикой обучения, подбирать в соответствии с темой урока упражнения, в т.ч. для самостоятельной работы учащихся, дополнительный, наглядный материал, другое оборудование; есть возможность продемонстрировать...         В целом работа на данном уроке способствует выработке профессиональных качеств будущего специалиста-педагога.        Кроме того ситуация практического занятия позволяет преподавателю осуществить контроль уровня сформированности этих умений  в рамках подготовки к Итоговой государственнойаттестации.         На уроке большие возможности  реализации профессиональной  лексики.          План-конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС для начальных классов, а также в соответствии с требованиями к разработке методических материалов  в данном учебном заведении СПО.         Информационное поле урока может быть полезно студентам школьного отделения - выпускных групп, в рамках подготовки к государственному экзамену, студентам 3 курса, проходящим практику пробных уроков,  молодым преподавателям, ведущим методическую деятельность по специальности «Преподавание в начальных классах»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


Методическая разработка урока

Тема: Методический анализ учебных книг по русскому языку для начальных классов


Практическое занятие

по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»

для студентов 4 А курса специальность «Преподавание в начальных классах»

Дата проведения: 26.12. 2012г.

Преподаватель Л.Е.Мартынюк

г. Усть-Лабинск

2012 г.






Аннотация


Содержание урока направлено на развитие практических умений студентов: отбирать графический материал страниц учебных книг для проведения одного урока, планировать методы и приемы проверки знаний, объяснения и закрепления нового материала, выстраивать схему урока в соответствии с традиционной методикой обучения, подбирать в соответствии с темой урока упражнения, в т.ч. для самостоятельной работы учащихся, дополнительный, наглядный материал, другое оборудование; есть возможность продемонстрировать нестандартные приемы решения учебных задач.

В целом работа на данном уроке способствует выработке профессиональных качеств будущего специалиста-педагога.

Кроме того ситуация практического занятия позволяет преподавателю осуществить контроль уровня сформированности этих умений в рамках подготовки к Итоговой государственнойаттестации.

На уроке большие возможности реализации профессиональной лексики.

План-конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС для начальных классов, а также в соответствии с требованиями к разработке методических материалов в данном учебном заведении СПО.

Информационное поле урока может быть полезно студентам школьного отделения - выпускных групп, в рамках подготовки к государственному экзамену, студентам 3 курса, проходящим практику пробных уроков, молодым преподавателям, ведущим методическую деятельность по специальности «Преподавание в начальных классах»







Введение

Современная начальная школа - очень сложная конструкция, так как многообразие учебных программ, комплексов, систем обучения заставляет нас, методистов среднего звена, быть всегда « на пульсе » - не потеряться среди педагогических новшеств, разобраться в пестроте и объеме информации, предлагаемой образовательной средой, отобрать наиболее приемлемое решение с учетом МТБ своего учебного заведения и донести основную информацию до студентов, и не только донести, но и проработать ее содержание на практических занятиях. Особенно это сложно сделать сейчас, в условиях новых ФГОС.

Сложность в том, что студенты 3-4 курсов осваивают образовательные стандарты второго поколения, традиционную методику обучения младших школьников русскому языку и чтению, начиная со 2 курса. Определенный объем знаний уже получен, имеются представления о практической деятельности на уроке в начальной школе, о системах обучения (традиционной, в т.ч. развивающей, элементы нетрадиционной системы Л.В.Занкова), студенты изучили особенности планирования уроков. Новые образовательные стандарты в начальной школе требуют несколько иного подхода к учебному процессу, а перестроиться в короткие сроки очень сложно: к примеру, структура уроков существенно отличается, новую схему с новыми формулировками видов деятельности, с целями на отдельных этапах урока нужно разбирать не один час. Специальных уроков для этого не выделено, поэтому практическая работа с учебными книгами, в частности обучение методическому анализу страниц учебных книг дает возможность студентам не только закрепить уже имеющиеся знания, но и позволяет усваивать новую схему уроков, запоминать названия этапов урока, формулировать цели и задачи каждого этапа, выбирать приемы работы для решения поставленных задач, т.е. отвечать на вопрос как учить? не только в традиционной форме, но и в свете тех изменений в содержании уроков, которые обозначены во ФГОС нового поколения.





Основная часть

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков студентов.

Вид урока: практическая работа.

Методическая цель урока: обмен опытом.

Цели образования:

- обучающая: учить студентов планировать объяснение нового материала на уроках русского языка с учетом новых требований ФГОС, виды работ по закреплению изученного, формулировать цели и задачи на отдельных этапах урока; формировать умения осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной деятельности.

-развивающая: совершенствовать навыки методического анализа страниц учебных книг по русскому языку для 2-4 классов; развивать умения использовать в речи профессиональную лексику;

- воспитательная: формировать специальные умения и навыки, профессиональные качества будущего специалиста.

Материально-техническое обеспечение урока: учебники «Русский язык» (2-4 класс), автор Рамзаева Т.Г., схемы анализа, компьютерное обеспечение урока:содержание ФГОС для начальных классов (интернет-ресурсы), компьютерное обеспечение урока:мультимедиа.

Методы обучения: анализ учебных книг, ИКТ, устный опрос, тестирование.

Стандарт образования:

1. Студент должен знать:

- содержание и требования программы по русскому языку для начальной школы; содержание и методические особенности учебного материала, представленного в учебниках «Русский язык»;

- методы и приёмы обучения грамматике и правописанию; методы и формы контроля знаний учащихся; нормы оценки знаний, умений учащихся по русскому языку;

- типы и структуру уроков грамматики, правописания и развития речи; требования к уроку русского языка в начальной школе;

- этапы работы по изучению нового грамматического понятия (орфографического правила);

- новые педагогические технологии, используемые при обучении родному языку;

- содержание нормативных документов по организации процесса обучения русскому языку в начальной школе;

2. Студент должен уметь:

- выполнять анализ программ и учебников по русскому языку;

- использовать различные средства обучения русскому языку (учебники, дидактический, наглядный материал);

- планировать и проводить работу по изучению конкретного грамматического понятия (орфографического правила) на разных этапах урока; уроки русского языка различного типа; внеклассные мероприятия.

Ход урока

1.Организация студентов на урок.

2. Сообщение темы и целей урока.

3.Мотивация к учебной деятельности (0,5 мин)

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Предлагаю студентам выбрать для себя значимый уровень для работы на уроке.

СЛАЙД 1.

1. Знаю, что значит уметь учиться (норма учебной деятельности)

2. Хочу учиться

3. Могу учиться (содержательные рамки)

4. Зачем мне надо учиться

(Ответы студентов)

4.Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия:

1) Актуализация необходимых ЗУН

2) Пробное учебное действие

3) Фиксация затруднения

- Выполните тест. Определите для себя, где вы затрудняетесь ответить.

СЛАЙД 2.

1. Определите тип традиционного урока русского языка, на котором сочетаются разные элементы: изучение нового материала, закрепление, повторение знаний.

  1. Урок проверки знаний и умений.

  2. Обобщающий урок.

  3. Комбинированный урок.

  4. Урок развития речи.

2. Какой метод является основным при обучении русскому языку?

  1. Догматический.

  2. Аналитико-синтетический.

  3. Практический.

  4. Самостоятельная работа учащихся.

3. Какому уроку (по ФГОС) соответствует цель: систематизация и обобщение учебного материала?

1.Уроку открытия нового знания.

2. Уроку рефлексии.

3.Уроку построения системы знаний.

4.Уроку развивающего контроля.

4. Какому этапу урока (по ФГОС) соответствуют содержательные рамки учебной деятельности: ХОЧУ МОГУ НАДО?

1. Актуализация знаний.

2. Мотивация учебной деятельности.

3.Первичное закрепление

4.Выявление затруднения.

5. Какой метод обучения орфографии предполагает репродуктивную

деятельность учащихся?

  1. Частично - поисковый.

  2. Аналитико - синтетический.

  3. Метод запоминания.

  4. Практический метод.

6. В каком ряду методически верно определена последовательность работы по усвоению формулировки правила?

  1. Чтение правила.- Выявление существенных признаков.- Анализ примеров.- Приведение учащимися собственных примеров.

  2. Чтение правила.- Беседа с целью выявления существенных признаков.- Анализ примеров в учебнике.- Запоминание.- Воспроизведение.- Приведение учащимися собственных примеров.

  3. Чтение правила.- Запоминание.- Воспроизведение.

  4. Чтение.- Запоминание.- Воспроизведение.-Выполнение упражнений.

7. Что такое рефлексия?

1. Эталон выполнения задания.

2. Фиксация затруднения.

3. Самооценка.

4. Домашнее задание.

5. Проверка работы (сравнение с эталоном) Выявление места и причины затруднения (создание проблемной ситуации). (3-4 мин)

Слайд 3: ключи к тесту.

Цель этапа:

выявление и фиксация места и причины затруднения: («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

5. Этап изучения новых знаний. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (7-8 мин.)

Цель этапа:

построение и фиксация нового знания.

- Вид работы: работа с интернет-ресурсами: изучение вопроса «Современный урок по ФГОС. Типология уроков» (Самостоятельное изучение презентации).

6. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания:

- Какие типы уроков определены во ФГОС? (4 типа)

- Как определен этап изучения нового материала во ФГОС? (Выявление причин затруднения, построение и реализация проекта решения задачи).

- Как проверить, насколько ученик усвоил материал? (Самостоятельная работа и результаты самопроверкии самооценки. Рефлексия. Проверка и оценка работ учителем.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (письменно) Коррекция ошибок. (20 мин)

- Задание: выполнить методическоий анализ страниц учебника «Русский язык» (4 класс, стр.196-198), отвечая на вопросы 1,2 схемы), сравнить с эталоном.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Схема анализа страниц из учебника «Русский язык»:

  1. Определите круг знаний, умений и навыков, которые получат дети, изучая данный материал.

  2. Что из помещенного здесь материала вы отберёте на один урок? Чему и как будете учить?

  3. Какие возможности по развитию речи реализуете?

  4. Сколько времени отведете на устную и письменную работу?

  5. Какие виды наглядности привлечёте?

  6. Как убедитесь, что дети материал усвоили?

ЭТАЛОН - инструмент для решения задач данного типа (на СЛАЙДЕ 4-образец ответа на вопросы № 1,2)

Образец ответов (эталон):

Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени», для анализа берем материал страниц 196-198, рассчитанный на один урок. Тип урока - урок открытия новых знаний.

1. Знания: на данном уроке учащиеся узнают, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями (по неопределенной форме).

Умения: дети будут учиться определять спряжение глаголов по имеющимся окончаниям и по н.ф. глагола, правильно писать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, обозначать их, т.е. на уроке будет проводиться работа по совершенствованию орфографических умений и умений обозначать орфограмму, дети будут составлять предложения с глаголами, отвечать на вопросы к тексту, что способствует развитию устной и письменной речи.

2. На урок отберем таблицу на стр. 196 для актуализации знаний, т.е. повторения изученного на прошлом уроке и для подготовки к изучению нового материала: дети вспомнят окончания глаголов 1 и 2 спряжения, будут наблюдать над разницей окончаний 1 и 2 спряжения и делать выводы (какие окончания пишутся у гаголов 1 и 2 спряжения); упр. 454 используем в качестве пробного учебного действия (в целях подготовки к изучению нового материала); на уроке проводим работу над двумя проблемными вопросами (создание проблемной ситуации), правилом на стр. 197; упр. 455 используем для первичного закрепления правила, упр. 456 - для самостоятельной работы. Над упражнениями работаем по заданию в учебнике в соответствии с методическими требованиями к упражнению (читаем задание, определяем, что нужно сделать, выясняем образец записи, выполняем, проверяем). Правило читаем, делим на части, выявляем существенные признаки, анализируем примеры, запоминаем формулировку, воспроизводим правило, приводим свои примеры). Самостоятельная работа выполняется, проверяется на уроке (в зависимости от рабочего времени можно предложить работу по вариантам), обязательно корректирутся (ошибки исправляются).

Примечание: выделены виды работ по ФГОС.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (10 мин)

(Ответы 2 студентов: где встретил затруднение, какую цель определил для себя-что должен узнать? Включить новые знания в рещение задачи, как достигнут результат (озвучивание работ).

Цель этапа:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Самооценка деятельности на уроке (поставить оценку) (0,5)

- Оценка студентов и преподавателя.

- Домашнее задание: ответы на вопросы 3-5 письменно (0,5)

Итог урока. Выводы преподавателя (2-3 мин.)

Литература


  1. ФГОС по начальным классам. 2010 г.

  2. Материалы конференций, семинаров, МО учителей начальных классов 2011- 2012 г.

  3. Интернет-ресурсы.

  4. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М., 2010.

  5. Сальникова Т.П. Методика обучения грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для педагогических учебных заведений. - М., 2001.

  6. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

  7. Рамзаева Т.Г. Учебники «Русский язык» для 4 кл. М., 2000-2006.













© 2010-2022