• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Открытвй урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Открытвй урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Цель урока: 1.     Развивать умение анализировать художественное произведение; 2.     Продолжить работу по развитию речи учащихся; 3.     Словарная работа ( нравственность, духовная память, духовный опыт ,добро, доброта, автобиография, прототип,  антитеза); 4.     Воспитание нравственных качеств учащихся; 5.     Воспитание интереса учащихся к русской литературе. Содержание урока. 1.     Слово учителя. 2.     Беседа по статье учебника «Уроки доброты». 3.     Проверка домашнего задания. 4.     Работа у доски. Характеристика главных героев рассказа. 5.     Работа в тетрадях. Словарная работа. 6.     Выразительное чтение отрывков рассказа. Комментарии. Беседа. 7.     Молодые художники. 8.     Беседа. Легко ли быть учителем? 9.     Что наша жизнь? Игра! 10.                       Подведение итогов урока. 11.                       Домашнее задание. Написать мини-сочинение  « Бескорыстный человек. Кто он?». 12.                       Оценки за урок.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по творчеству Валентина Георгиевича Распутина.

МОУ СОШ с. Попово Чебаркульского района Челябинской области.

Учитель русского языка и литературы: Кёчунц Карине Генриховна

Литература. 6 класс

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина « Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Цель урока:

  1. Развивать умение анализировать художественное произведение;

  2. Продолжить работу по развитию речи учащихся;

  3. Словарная работа ( нравственность, духовная память, духовный опыт ,добро, доброта, автобиография, прототип, антитеза);

  4. Воспитание нравственных качеств учащихся;

  5. Воспитание интереса учащихся к русской литературе.

Содержание урока.

  1. Слово учителя.

  2. Беседа по статье учебника «Уроки доброты».

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Работа у доски. Характеристика главных героев рассказа.

  5. Работа в тетрадях. Словарная работа.

  6. Выразительное чтение отрывков рассказа. Комментарии. Беседа.

  7. Молодые художники.

  8. Беседа. Легко ли быть учителем?

  9. Что наша жизнь? Игра!

  10. Подведение итогов урока.

  11. Домашнее задание. Написать мини-сочинение « Бескорыстный человек. Кто он?».

  12. Оценки за урок.

Оборудование:

- Рисунки учащихся по рассказу « Уроки французского».

- Выставка настольных игр.

- Компьютерные игры. Высказывание американского писателя, мыслителя 19 века Торо Генри Дейвида

Ход урока.

  1. Слово учителя Сегодня мы продолжим работу над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского». Попытаемся выяснить, какие нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении, понять роль учительницы в жизни мальчика.

  2. Беседа по статье учебника « Уроки доброты».

-Какие слова даны эпиграфом к вступительной статье о творчестве Распутина? Кто автор этих слов?

-Кто является автором статьи « Уроки доброты»?

-Что понял писатель об истинном добре?

-Каким должно быть добро, по мнению автора статьи?

-Каким оно должно быть по-вашему?

-Что такое духовная память, духовный опыт?

-Что значит « нравственность»?

-Что заставило Распутина написать рассказ « Уроки французского»?

-Кому посвящён рассказ?

-Когда и где был опубликован?

3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают сочинения на тему: « Кто из героев рассказа мне понравился и почему?»

4.Работа у доски.

Учащиеся записывают характеристику главных героев рассказа.

мальчик учительница

честность чувство собственного достоинства

упорство доброта

стойкость чуткость

смелость щедрость

самостоятельность отзывчивость

-По каким эпизодам из рассказа можно судить об этих качествах?

5.Работа в тетрадях.

Учащиеся должны подобрать антонимы к данным словам: добро, счастье, нравственность, город, щедрость, отзывчивость, хорошо, смелость, ответственность.

6.Выразительное чтение отрывков из текста. Комментарии. Беседа.

-Какими словами начинается произведение? Как вы понимаете смысл этих слов?( стр. 115)

-В какое историческое время происходит действие рассказа?

-Прочитайте абзац, в котором повествуется о том, как мальчик и его сестрёнка глотали глазки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе.( стр.116)

-Куда отправила учиться сына мать?

- Как учился мальчик?( стр. 117)

-Как ему жилось в райцентре?

-Что было для него самым страшным?( стр. 118).

-Как развивались отношения между учительницей и учеником?

-Для чего Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные уроки домой?

-Как чувствовал себя мальчик в гостях?( стр. 138, 139, 140).

-Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?

-Какие нравственные проблемы поднимает Распутин в рассказе?

-Как вы понимаете смысл названия рассказа « Уроки французского»?

7. Молодые художники. Учащиеся рассказывают о своих рисунках. Эпизод, который мне понравился.

Сравнивают свои работы с иллюстрациями к рассказу художника И. Пчелко. Чтение отрывка « Игра в замеряшки»( стр. 147)

8.Беседа.

-Легко ли быть учителем?

-Хотелось бы вам когда-нибудь работать в современной школе?

-Каковы взаимоотношения между учителями и учениками в современной школе?

- Что бы вам хотелось изменить в современной школе?

-Как вы думаете, игра учителя и ученика на деньги- это преступление?

9. Слово учителя.

Да, действительно, работа учителя сложна. Учитель-сеятель разумного, доброго, вечного. В его работе всё должно быть по программе, по расписанию, а не по желанию. Современную школу, конечно, нельзя сравнить с той, о которой повествуется в рассказе. Время было другое. За безобидную игру учитель был уволен со школы. Надеюсь, нам это не грозит. Наши ассистенты( учащиеся 9 класса) покажут нам игры.

10. Что наша жизнь? Игра!

Сообщения учащихся.

Настольные игры( шахматы, шашки, нарды, домино, лото).

Диски с компьютерными играми.

11. Подведение итогов.

В.Г. Распутин- замечательный писатель. Проблемы, поднятые автором рассказа « Уроки французского» актуальны и в наше время. Автор рассказа учит нас человечности, уважительному отношению друг к другу, терпимости.

Лидия Михайловна и герой рассказа- это два мира, противопоставленных друг другу, но герои одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Они стараются понять друг друга. Лидия Михайловна вместе с уроками французского языка преподавала своим ученикам УРОКИ ДОБРОТЫ.

Закончить урок мне хочется словами известного американского писателя, мыслителя 19 века, Торо Генри Дейвида:

«Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Та и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека? Ничто не может противостоять ему.»

12.Домашнее задание. Написать мини-сочинение « Бескорыстный человек. Кто он?»

13. Оценки за урок.


© 2010-2022