- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытвй урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
Открытвй урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зпева Г.Ю. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по творчеству Валентина Георгиевича Распутина.
МОУ СОШ с. Попово Чебаркульского района Челябинской области.
Учитель русского языка и литературы: Кёчунц Карине Генриховна
Литература. 6 класс
Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина « Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
Цель урока:
-
Развивать умение анализировать художественное произведение;
-
Продолжить работу по развитию речи учащихся;
-
Словарная работа ( нравственность, духовная память, духовный опыт ,добро, доброта, автобиография, прототип, антитеза);
-
Воспитание нравственных качеств учащихся;
-
Воспитание интереса учащихся к русской литературе.
Содержание урока.
-
Слово учителя.
-
Беседа по статье учебника «Уроки доброты».
-
Проверка домашнего задания.
-
Работа у доски. Характеристика главных героев рассказа.
-
Работа в тетрадях. Словарная работа.
-
Выразительное чтение отрывков рассказа. Комментарии. Беседа.
-
Молодые художники.
-
Беседа. Легко ли быть учителем?
-
Что наша жизнь? Игра!
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание. Написать мини-сочинение « Бескорыстный человек. Кто он?».
-
Оценки за урок.
Оборудование:
- Рисунки учащихся по рассказу « Уроки французского».
- Выставка настольных игр.
- Компьютерные игры. Высказывание американского писателя, мыслителя 19 века Торо Генри Дейвида
Ход урока.
-
Слово учителя Сегодня мы продолжим работу над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского». Попытаемся выяснить, какие нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении, понять роль учительницы в жизни мальчика.
-
Беседа по статье учебника « Уроки доброты».
-Какие слова даны эпиграфом к вступительной статье о творчестве Распутина? Кто автор этих слов?
-Кто является автором статьи « Уроки доброты»?
-Что понял писатель об истинном добре?
-Каким должно быть добро, по мнению автора статьи?
-Каким оно должно быть по-вашему?
-Что такое духовная память, духовный опыт?
-Что значит « нравственность»?
-Что заставило Распутина написать рассказ « Уроки французского»?
-Кому посвящён рассказ?
-Когда и где был опубликован?
3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают сочинения на тему: « Кто из героев рассказа мне понравился и почему?»
4.Работа у доски.
Учащиеся записывают характеристику главных героев рассказа.
мальчик учительница
честность чувство собственного достоинства
упорство доброта
стойкость чуткость
смелость щедрость
самостоятельность отзывчивость
-По каким эпизодам из рассказа можно судить об этих качествах?
5.Работа в тетрадях.
Учащиеся должны подобрать антонимы к данным словам: добро, счастье, нравственность, город, щедрость, отзывчивость, хорошо, смелость, ответственность.
6.Выразительное чтение отрывков из текста. Комментарии. Беседа.
-Какими словами начинается произведение? Как вы понимаете смысл этих слов?( стр. 115)
-В какое историческое время происходит действие рассказа?
-Прочитайте абзац, в котором повествуется о том, как мальчик и его сестрёнка глотали глазки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе.( стр.116)
-Куда отправила учиться сына мать?
- Как учился мальчик?( стр. 117)
-Как ему жилось в райцентре?
-Что было для него самым страшным?( стр. 118).
-Как развивались отношения между учительницей и учеником?
-Для чего Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные уроки домой?
-Как чувствовал себя мальчик в гостях?( стр. 138, 139, 140).
-Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?
-Какие нравственные проблемы поднимает Распутин в рассказе?
-Как вы понимаете смысл названия рассказа « Уроки французского»?
7. Молодые художники. Учащиеся рассказывают о своих рисунках. Эпизод, который мне понравился.
Сравнивают свои работы с иллюстрациями к рассказу художника И. Пчелко. Чтение отрывка « Игра в замеряшки»( стр. 147)
8.Беседа.
-Легко ли быть учителем?
-Хотелось бы вам когда-нибудь работать в современной школе?
-Каковы взаимоотношения между учителями и учениками в современной школе?
- Что бы вам хотелось изменить в современной школе?
-Как вы думаете, игра учителя и ученика на деньги- это преступление?
9. Слово учителя.
Да, действительно, работа учителя сложна. Учитель-сеятель разумного, доброго, вечного. В его работе всё должно быть по программе, по расписанию, а не по желанию. Современную школу, конечно, нельзя сравнить с той, о которой повествуется в рассказе. Время было другое. За безобидную игру учитель был уволен со школы. Надеюсь, нам это не грозит. Наши ассистенты( учащиеся 9 класса) покажут нам игры.
10. Что наша жизнь? Игра!
Сообщения учащихся.
Настольные игры( шахматы, шашки, нарды, домино, лото).
Диски с компьютерными играми.
11. Подведение итогов.
В.Г. Распутин- замечательный писатель. Проблемы, поднятые автором рассказа « Уроки французского» актуальны и в наше время. Автор рассказа учит нас человечности, уважительному отношению друг к другу, терпимости.
Лидия Михайловна и герой рассказа- это два мира, противопоставленных друг другу, но герои одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Они стараются понять друг друга. Лидия Михайловна вместе с уроками французского языка преподавала своим ученикам УРОКИ ДОБРОТЫ.
Закончить урок мне хочется словами известного американского писателя, мыслителя 19 века, Торо Генри Дейвида:
«Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Та и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека? Ничто не может противостоять ему.»
12.Домашнее задание. Написать мини-сочинение « Бескорыстный человек. Кто он?»
13. Оценки за урок.