Программа элективного профильного курса по русскому языку для учащихся 10 классов Практический курс речетворчества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»





Практический курс речетворчества



П Р О Г Р А М М А

элективного профильного курса

по русскому языку для учащихся 10 классов




Автор-составитель:

Никулина Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка






Самара 2015

Пояснительная записка

Социально-политические процессы в России последних лет привели к коренному изменению общественных отношений, что, естественно, не могло не сказаться на функционировании и развитии русского языка.

Возможность всех слоёв общества участвовать в общественной жизни, в политических организациях, в рыночных отношениях проявляется в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, плюрализации коммуникативного поведения людей, возрастании роли речетворческой деятельности личности. Следовательно, перед современным учителем русского языка стоит задача развития творческой языковой личности - выпускника основной общеобразовательной школы, который проявляет высокий уровень речевой культуры, коммуникативно целесообразно пользуется средствами языка в соответствии с требованиями ситуации общения и коммуникативного задания, постоянно следит за своей речью и усовершенствует её. Умелое владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности XXI века, личности творческой, социально зрелой, мобильной.

Одним из средств развития речетворческих способностей учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка и формирование навыков построения собственных высказываний.

Значимость данной программы видится в том, что элективный курс нацелен на формирование у школьников стратегий смыслового чтения, восприятия не только поверхностного, но глубинного смыслов текста как целостной единицы языка, речи и культуры, а затем и на организацию активной речетворческой деятельности.

Выполнение заданий, опирающихся на культурно-значимый, эстетический, коммуникативно-прагматический потенциал текстов, позволяет учащимся раскрывать свой речетворческий потенциал, предусматривает эффективное формирование культуроведческой компетенции, предоставляет возможность самоопределения и творческой самореализации в современной жизни как личности.

Комплексная работа с текстами служит эффективным средством реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей курсов русского языка, развития речи, культуры речи и литературы.

Цель курса - сформировать навыки построения самостоятельного коммуникативно мотивированного высказывания в ходе анализа и оперирования содержанием прочитанных текстов.

Задачи курса:

1) дать представление о нормированной русской литературной речи;

2) познакомить учащихся с основными базовыми речеведческими понятиями, необходимыми для анализа текста;

3) сформировать навыки работы с текстом (чтение, восприятие, анализ);

4) научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста, давать эмоциональную, фонетическую, лексическую, морфемную, морфологическую, синтаксическую, ценностную, речеведческую и культурологическую его характеристику;

6) выработать умение сознательно отбирать лексические и грамматические языковые средства для выражения своих мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;

7) научить извлекать из текста источника необходимую информацию и создавать на их основе тексты определенных жанров в устной и письменной форме в соответствии с заданной темой и с учетом стилевого единства текста.

Ключевые компетенции курса по выбору.

Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая (лингвистическая) компетенция - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Планируемые образовательные результаты

Элективный курс направлен на получение следующих образовательных результатов.

Учащиеся должны знать

• смысл понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения, монолог, диалог; тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки, особенности основных жанров;

• типы речи;

• средства связи предложений в тексте;

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, соблюдая основные нормы современного литературного языка;

- выступать перед аудиторией с результатами собственных исследований, касающихся изучаемой лингвистической или речеведческой темы;

- устно и письменно излагать содержание текста в виде плана, тезисов;

- участвовать в дискуссии, подразумевающей высказывание и обоснование учащимися собственной точки зрения на данный текст;

- анализировать и оценивать собственные высказывания и высказывания соучеников.

анализ текста и языковых единиц

- анализировать, понимать, интерпретировать и характеризовать текст как целостную единицу языка, речи и культуры;

- владеть практическими умениями отличать тексты разных стилей и типов речи;

- опознавать основные выразительные средства фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в тексте и оценивать их;

- редактировать и создавать собственный текст на основе авторского текста.

общие сведения о языке

- характеризовать при работе с текстом основные социальные и эстетическую функции русского языка;

- квалифицировать, характеризовать и оценивать использование в художественном тексте основных изобразительных средств языка.

Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников);

- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Описание способов оценки планируемых результатов

Формы и методы контроля

- текущий проводится на каждом занятии, включает в себя выполнение заданий, участие в коллективной, групповой деятельности, контроль качества подготовки сообщений (формы контроля: тестирование, доклад, устное сообщение и др.);

- итоговый контроль - по завершении изучения курса (анализ текста, творческая работа).

Описание оснований для отбора содержания образования

Необходимость углублённого изучения текста вызвана активными процессами, происходящими в науке и образовании, которые уделяют огромное внимание проблемам речеведения, речетворчества, теории и практики языковой коммуникации. Вопросы теории текста входят в школьную программу изучения русского языка, но представлены в современных учебниках недостаточно полно. Выбор тем, включённых в элективный курс продиктован также требованиями к уровню подготовки выпускников, к навыкам анализа текста, которые оцениваются на едином государственном экзамене.

Курс имеет практическую направленность, поскольку актуальнейшую лингвометодическую задачу - формирование творческой языковой личности, что важно в контексте самоопределения старшеклассника. В век информационных технологий, в открытом и общедоступном информационном пространстве языковая личность будет чувствовать себя защищенной и может претендовать на эффективные коммуникативные опыты с информацией, если у нее сформированы основные базовые компетенции, связанные с осознанным выбором языковых средств и обеспечивающие ей интеллектуально-речевое развитие и эффективное коммуникативное самосознание.

Описание принципиальных способов получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися

При организации элективного курса необходимо соблюдать педагогические условия: соблюдение стратегических и тактических принципов обучения русскому языку, развивающий потенциал речевой среды, учёт современных направлений в обучении родному языку, реализация функционально-системного и интегративного подходов в обучении языку, организация занятий с учетом преемственности, учёт прежних знаний учащихся и перспективности обучения.

При отборе дидактического материала учитывались следующие принципы: научности, системности, взаимосвязи в изучении уровней языка и разделов курса, доступности, практической направленности, наглядности.

Применяемые технологии: проектная технология, исследовательская, технология мастерских, технологии проблемного обучения.

Элективный курс, рассчитанный на 34 учебных часа (1 час в неделю) и предназначенный для учащихся 8 классов, реализуется в рамках учебного предмета «Русский язык».

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов:

Формы

контроля

Всего

Аудиторных

Внеауди-

торных

В т.ч. на

практическую

деятельность


Общие сведения о языке

1

1



Сочинение-миниатюра, таблица

Текст. Тема. Идея. Средства связи между предложениями в тексте.

4



4

Анализ текста

Функциональные стили и жанры. Типы речи

4



4

Анализ текста

Средства выразительности русского языка. Комплексный анализ текста

16



16

Анализ текста

Информационная переработка текста. Рецензирование и редактирование творческой работы. Требования к творческой работе.

6



6

Творческая работа

Самостоятельная речетворческая деятельность

3




3


Творческая работа, тест

ВСЕГО

34

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Совокупность информации (единиц содержания), подлежащей освоению

Виды деятельности учащихся

1

Богатство и выразительность русского языка

1

Основные социальные и эстетические функции русского языка,

изобразительные средства языка.


Характеризуют основные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков;

определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, жаргоном; анализируют на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; оценивают использование основных изобразительных средств языка.

2-3

Текст. Основные признаки текста. Тема. Идея. Период.

2

Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема, микротема. Идея. Период.

Характеризуют текст как целостную единицу языка, речи и культуры;

анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, делят текст на смысловые части и составляют план.

4-5

Средства связи между предложениями в тексте.

2

Средства связи между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связь. Языковые средства, создающие единство темы. Влияние структуры предложение на тип речи.

Характеризуют основные средства связи предложений в тексте и его смысловых частей, оценивают языковые средства, создающие единство темы; анализируют влияние структуры предложение на тип речи.

6-7

Стили речи

2

Стили речи русского языка, признаки стилей. Жанровое своеобразие стилей речи. Выразительные средства, характерные для разных функционально-смысловых типов речи.


Структурируют и систематизируют знания о стилях речи, его признаках; анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, делят текст на смысловые части и составляют план, определяют средства и способы связи предложений в тексте; анализируют текст с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создают тексты различных функциональных стилей и жанров; готовят сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

8-9

Типы речи

2

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Структурируют и систематизируют знания о типах речи; анализируют текст с точки зрения его принадлежности к типу речи; анализируют текст с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создают тексты различных типов речи.

10-11

Средства художественной выразительности.

2

Средства художественной изобразительности: звуковые, лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические, графические.

Наблюдают над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в текстах различных стилей и жанров.

12-13

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

2

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

Словесное ударение в стихотворной речи.

Наблюдают над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций; извлекают необходимую для работы с текстом информацию из орфоэпических словарей;

опознают основные выразительные средства фонетики (звукопись) в художественном тексте, квалифицируют их.

14-15

Лексические средства выразительности.

2

Лексические средства выразительности русского языка.

Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических тропов: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Выявляют и определяют значение незнакомых слов текста;

пользуются различными видами лексических словарей (толковым, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем);

подбирают к словам синонимы и антонимы;

опознают в тексте фразеологические обороты и характеризуют их контекстуальное значение;

используют лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

опознают в тексте различные виды тропов, построенных на переносном значении слова и оценивают их роль в передаче определенных смыслов в данном тексте; дифференцируют лексику с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности; употребляют лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения.

16-17

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

2

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Осмысливают морфемы как значимую единицу языка, осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования; определяют основные способы словообразования, строят словообразовательные цепочки слов, используют словообразовательный, морфемный при решении разнообразных учебных задач; характеризуют основные выразительные средства словообразования в художественной речи.

18-20

Морфологические средства выразительности.

3

Морфологические средства выразительности.

История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Квалифицируют использованные в тексте части речи и их формы; употребляют формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского языка; используют словарь грамматических трудностей в речевой практике.


21-23

Синтаксические средства выразительности

3

Синтаксические изобразительные возможности языка. Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Опознают в тексте основные единицы синтаксиса и их виды, определяют их функцию в тексте;

употребляют синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

используют синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике.


24-25

Графика, её изобразительные возможности

2

Изобразительные ресурсы современной графики. Происхождение письма.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Стилистические возможности средств графики в произведениях художественной литературы.

Извлекают необходимую для работы с текстом информацию из орфо- эпических словарей и справочников;

опознают основные выразительные средства графики в тексте; проводят анализ графических особенностей текста,

выявляя возможные смыслы текста, созданные автором с помощью графических средств.

26-27

Многоаспектный анализ текста

2

Многоаспектный анализ текста. Смысловая и логико-композиционная структура текста. Эмоциональная, фонетическая, лексическая, морфемная, морфологическая, синтаксическая, ценностная, речеведческая и культурологическая его характеристика.

Проводят многоаспектный анализ текста: характеризуют смысловую и логико-композиционную структуру текста; дают эмоциональную, фонетическую, лексическую, морфемную, морфологическую, синтаксическую, ценностную, речеведческую и культурологическую его характеристику

Усваивают основные требования к комплексному анализу текста, актуализируют знания о понятиях «стили речи», «типы речи», производят лингвистический анализ текста по заданному учителем образцу.

28

Основные требования к творческой работе. Композиция сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

1

Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Комментарий к тексту. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Усваивают понятия «тема текста», «комментарий», «проблема», «авторская позиция», характеризуют композицию сочинения-рассуждения, применяют критерии и нормативы его оценки.

29

Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.


1

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Комментарий к тексту. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Усваивают композицию сочинения-рассуждения, определяют тему текста, его проблему, комментируют содержание текста, выявляют авторскую позицию, корректно, логично и образно излагают собственное мнение по проблеме, подбирают аргументы, составляют связное высказывание.

30-31

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.


2

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.


Ищут необходимую информацию в тексте, редактируют текст, соблюдая основные нормы литературного языка .

32-34

Творческая мастерская

3

Комплексный анализ текста. Тема, идея текста. Аргументы. Оформление работы.


Анализируют композицию сочинения-рассуждения, определяют тему текста, комментируют содержание текста, выявляют его проблему, формулируют авторскую позицию, корректно, логично и образно излагают собственное мнение по проблеме, подбирают аргументы, составляют связное высказывание.


Список литературы

для учителя:

1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

2. Горшков А. И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. - М.: Просвещение, 2010. - 496 с.

3. Дейкина А.Д. Обучение в 10-11 классах по учебнику "Русский язык. 10-11 классы"/ А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. - М.: АСТ, 2012. - 384 с.

4. Кудрявцева Т.С. Тайны текста / Т.С. Кудрявцева, Ю.В. Ванников // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - С. 143-153.

5. Пахнова Т.М. Текст как основа изучения языка / Т.М. Пахнова // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - С. 134-142.

6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи / Т.Л. Служевская. - СПб.: Издательство «Тускарора», 2003. - 245 с.

для учащихся:

1. Бунеева Е.В. Русский язык. 10 класс (базовый и профильный уровни) / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2013. - 320 с.

2. Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. - 6-е изд., испр. - М.: Вербум-М, 2011. - 415 с.

3. Дейкина А.Д. Русский язык. 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. Часть 1 / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. - М.: Астрель, 2014. - 265 с.

4. Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка / Н. А. Еськова, С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова. - М.: АСТ, 2015. - 1008 с.

5. Ефремова Т.Ф. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный. Словари русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ, 2010. - 714 с.

6. Круковер В. И. Школьный словообразовательный словарь русского языка / В.И. Круковер. - М.: Виктория плюс, 2015. - 288 с.

7. Кудрявцева Т.С. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс. Учебник для национальных общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Т.С. Кудрявцева, Р.А. Арзуманова, Н.Б. Васева. - М.: Дрофа, 2010. - 272 с.

8. Новейший школьный словарь синонимов и антонимов / сост. Н.И. Шильнова. - М.: Славянский Дом Книги, 2014. - 640 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2010. - 736 с.

10. Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка / Д.Э. Розенталь. - М.: Мир и образование, 2015. - 416 с.

11. Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник / А.П. Сковородников. - М.: Флинта, 2009. - 480 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программных средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Сковородников А.П. Стилистический энциклопедический словарь русского языка

enc-dic.com/stylistic/eA/

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь

slovari.ru/default.aspx?s=0&p=244

3. Евгеньева А.П. Словарь русского языка (МАС)

slovari.ru/default.aspx?s=0&p=240

4. Абрамов Н.М. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений

slovari.ru/default.aspx?s=0&p=237

5. Семантический словарь / под общей ред. Н. Ю. Шведовой

slovari.ru/default.aspx?s=0&p=235


© 2010-2022