«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности являются важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно организует внеурочную деятельность обучающихся в игровой, доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Общая характеристика программы



Цель и задачи программы

Цель курса - обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Содержание программы

«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

«Ярмарка идей» (5ч)

В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование индивидуального маршрута саморазвития, диагностика проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).

Слово о словах (20ч)

Во второй части курса происходит знакомство с основными лингвистическими терминами изучаемого раздела, обогащение словарного запаса учащихся, обучение умению пользоваться различными словарями, составление индивидуальных и коллективных презентаций, редактирование школьных сочинений, составление ребусов, лингвистических игр.

«Что в имени тебе моём…» (10ч)

Третья часть курса - работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя, создание и представление индивидуальных и коллективных проектов по темам.

№ п/п

№ в теме

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата фактически

«Ярмарка идей» (5ч)

1.

Что я умею, что могу?


    2.

    Через тернии к звёздам.


      3.

      Эврика, или как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон обучения.


        4.


          5.

          Слово о словах (20ч)


            1.

            Имена вещей.


              2.

              В царстве смыслов много дорог.


                3.


                  4.

                  Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова


                    5.


                      6.

                      Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?


                        7.


                          8.

                          Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов


                            9.

                            Об одном и том же разными словами


                              10.

                              Слова-антиподы


                                11.

                                Ума палата, или О фразеологических оборотах


                                  12.


                                    13.

                                    Словари «чужих» слов


                                      14.

                                      «Он весь свободы торжество»


                                        15.

                                        Мы говори его стихами


                                          16.

                                          Слова уходящие


                                            17.

                                            Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова


                                              18.


                                                19.

                                                Словарь-грамотей


                                                  20

                                                  «Что в имени тебе моём…» (10ч)

                                                    1.

                                                    Научная этимология


                                                      2.

                                                      Какие бывают имена?


                                                        3.

                                                        Древнерусские имена


                                                          4.


                                                            5.

                                                            Отчество и фамилия


                                                              6.


                                                                7.

                                                                Времена года


                                                                  8.

                                                                  О том, что мы носим


                                                                    9.

                                                                    Растения - почему их так называют?


                                                                      10

                                                                      Птицы и звери - почему их так называют?

                                                                      Планируемые результаты

                                                                      Личностные результаты

                                                                      • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

                                                                      • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

                                                                      • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

                                                                      • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

                                                                      • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

                                                                      • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

                                                                      • интерес к изучению языка;

                                                                      • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

                                                                      Метапредметные результаты

                                                                      Регулятивные УУД:

                                                                      • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

                                                                      • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

                                                                      • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

                                                                      • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

                                                                      Познавательные УУД:

                                                                      • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

                                                                      • пользоваться словарями, справочниками;

                                                                      • осуществлять анализ и синтез;

                                                                      • устанавливать причинно-следственные связи;

                                                                      • строить рассуждения;

                                                                      Коммуникативные УУД:

                                                                      • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

                                                                      • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

                                                                      • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

                                                                      • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

                                                                      • задавать вопросы.



                                                                      © 2010-2022