Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Коконова Елена Андреевна студентка ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования г. Абакан, Республика Хакасия Каянович Лидия Николаевна студентка ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования г. Абакан, Республика Хакасия   Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка в начальной школе Аннотация: В данной статье рассматриваются возможно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коконова Елена Андреевна

студентка

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

г. Абакан, Республика Хакасия

Каянович Лидия Николаевна

студентка

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

г. Абакан, Республика Хакасия

Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности преподавания русского языка в патриотическом воспитании учащихся в начальной школе

На современном этапе развития нашего общества воспитание патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Данной проблемой занимались В.Г.Белинский, Н.Ф. Бунаков, Г.Х.Валеева, А.И.Ильин, К.Д.Ушинский и др.

Одним из важнейших направлений в патриотическом воспитании детей в школе является изучение русского языка. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь важное место в отводится изучению лексики. Цель данной работы - расширить знания учащихся о русском языке, привить интерес к изучению языка, подвести учащихся к осмыслению своего словаря, обогатить словарный запас.

В начальной школе изучение лексики носит практический характер. Совместно с родителями учащиеся начальных классов могут активно участвовать в разработке проекта «Слово в русской речи». С помощью этимологического словаря дети вместе с родителями устанавливают историю происхождения слова, его современное лексическое значение, сферу его употребления, жизнь слова в поэтической речи, использование, например, в пословицах, поговорках родного языка, могут сделать рисунок, написать сказку и т.д. Данная работа привлечет внимание детей к отдельным словам, но они поймут, что слова родного языка - это и история народа, история его развития и показатель его места в мире, среди других языков. Таким образом, лексика является благодатным материалом для развития мышления учащихся, обогащения речи, средством привлечения внимания и развития интереса к родному языку.

Не менее важное значение для привлечения внимания к языку имеет работа над звуковой стороной родной речи, т.е. наблюдение учеников над произношением и ударением в словах. Начальный этап знакомства с правильным ударением - чтение небольших стихотворений. Если для такого чтения возьмем стихотворения о природе, то учащиеся не только услышат правильную русскую речь, но и увидят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предложим детям, например, рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлечем внимание детей к красоте и неповторимости своей малой Родины.

Развитию воображения, образного мышления, а, значит, построению образной картины мира, расширению кругозора, стремлению поделиться своими знаниями и умениями способствует работа с загадками, пословицами, поговорками. Работа с данным занимательным материалом активизирует мысль детей, пробуждает у них познавательный интерес. Важно помнить, что работа должна строиться таким образом, чтобы дети не только запоминали предлагаемый материал, но и сами искали ответы на многие вопросы. Например, дети самостоятельно или с помощью родителей могут решать познавательные задачи по установлению происхождения или толкования того или иного слова в ряду синонимичных выражений. Такие самостоятельные поиски ответов на вопросы, решение посильных познавательных задач продвигают детей в общем языковом развитии: здесь ученики не воспроизводят готовое, а думают, ищут, делают свои маленькие открытия.

В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Неотъемлемой частью урока является работа со словарями и справочным материалом. Могут быть предложены такие задания: Прочитайте в "Школьном толковом словаре" и "Словаре иностранных слов" словарные статьи, посвященные слову "патриот, патриотизм", «родина», «герой», «героизм», «отвага», «доблесть» , «мужество»..

Таким образом, через пробуждение интереса к русскому языку, через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях прививаем чувство гордости и любви к родине, стремление изучать ее историю и стать хранителем и продолжателем ее традиций.

Список литературы

  1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков Н. К. Беспятова. - М.: Феникс, 2009.

  2. Введенская Л.А., Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов.- М.: Просвещение, 2007, 143с.

  3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов М: изд.центр ВЛАДОС 2008 -610с


© 2010-2022