Урок изобразительного искусства в 5 классе

Урок изобразительного искусства в 5 классе   Тема : «Декор русской избы» Цель: построение русской деревни из рисунков учащихся на основе знаний древнерусского зодчества. Задачи урока: образовательные: -     оказать учащимся помощь в построении композиционного строя русской избы; -     учить различать разные части строения избы; развивающие: -                  способствовать расширению знаний у учащихся по древнерусской архитектуре; -                  развитие глазомера, интуитивного видения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема : «Декор русской избы»

Цель: построение русской деревни из рисунков учащихся на основе знаний древнерусского зодчества.

Задачи урока:

образовательные:

  • оказать учащимся помощь в построении композиционного строя русской избы;

  • учить различать разные части строения избы;

развивающие:

  • способствовать расширению знаний у учащихся по древнерусской архитектуре;

  • развитие глазомера, интуитивного видения конструкции и строения рисунка;

воспитательные:

  • формировать интерес к авторским самостоятельным разработкам;

  • формировать национальное сознание и этническую идентичность школьника посредством урока ИЗО.

Планируемые результаты:

  • личностные: ценностное отношение к культуре своего края; предметные: научиться определять характерные признаки народного жилища;

  • матапредметные: познавательные (находить новый материал, проводить сравнительный анализ), коммуникативные (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, уметь слушать других), регулятивные (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, производить оценку своей деятельности).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: комбинированный.

Методы:

  • практическая работа;

  • диалогистический;

  • иллюстративно-стимулирующий;

  • художественное слово.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор с экраном;

  • презентация к уроку;

  • компьютер;

Ход урока

1. Целеполагание.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте дети, я рада видеть вас.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы все строители. А что мы будем строить, как нам удастся это сделать, мы узнаем из стихотворения.

Когда-то люди жили
Без крыш над головой,
Защитой скалы были
И леса кров живой.
Надёжней дом в пещере,
Чтоб зверь не мог пройти,
Был камень вместо двери
Поставлен на пути.

Мелькает год за годом,
Идёт за веком век,
Зависеть от природы
Не хочет человек.
Полезные орудия
Создав своим трудом,
Сильнее стали люди,
И вот-построен дом!

Но долгий путь лишь начат,
Дом прост ещё, суров,
Пока одна задача-
Иметь надёжный кров.
Пройдут тысячелетия,
И люди разных стран
Внесут в постройки эти
Уменье и талант.
Народные мотивы,
Обычаи, уклад.

Дом сделали красивым
На свой особый лад.
Из брёвен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор,
Но древние избы и нынче крепки,
И тонок на ставнях узор.
Рубили тем же топором
И стены княжеских хором.
Был разукрашен, как ларец,
В селе Коломенском дворец.

(Ответы детей)

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?

Правильно, о русском зодчестве.

Саша и Ирина подготовили рассказ и презентацию. Давайте их послушаем.

Дети слушают выступления одноклассников и просматривают презентацию. Презентация сопровождает рассказ.

Саша.

Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву. Дерево было доступными практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду и орудия труда. Ярким примером искусства народных мастеров могут служить крестьянские избы.

«Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.

Ирина.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в "худом" месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!

Саша.

После выбора участка молодой хозяин "очищал" его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся "во все четыре стороны приносил матерый камень - валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкладываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

Ирина.

Фасад избы чётко разделён на два геометрических объёма - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели - закрывают место соединения сруба и кровли.

Саша.

Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, имеет треугольную форму-фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружевного узора сруба. Выразительный орнамент выносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светёлки, окружённое богатыми наличниками.

Учитель.

Невозможно не вспомнить на нашем уроке великого русского художника В.М.Васнецова.

В.М. Васнецов начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное своё призвание обрёл, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с её легендами, былинами - вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый, оригинальный язык его прозвучал в русской живописи свежо, сильно.

«Я только хочу сохранить родную старину, какой она живёт в поэтическом мире народа».

Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

Ребята! Давайте уточним тему урока, назовем основную цель и поставим перед собой задачи.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Молодцы!

2. Актуализация знаний

Игра «Экзамен».

С каждого ряда к столу учитель подходит по одному ученику, каждый берёт по одному билетику из тех, что разложены на столе. В билете по одному вопросу.

1. Что мы называем архитектурой или зодчеством?

2. Как называется рисунок, если у него есть центр, и от центра на равном расстоянии располагаются одинаковые узоры?

3. Что мы называем графикой?

3.Физминутка: видеоролик, направленный на снятие напряжения.

4. Практическая работа.

Итак, как мы уже решили, сегодня вы строите свой собственный дом в стиле древнерусского зодчества. При постройке опирайтесь на карточки, лежащие перед вами. В них вы найдете элементы конструкции русской избы. Удачи вам, ребята!

Групповая работа.

5. Анализ результатов.

В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название. Работы обсуждаются. Выставление оценок.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

- Подведем итоги нашей работы на уроке. Посмотрите на доску. На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока - (работа над рисунком, ответы на вопросы учителя и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы можете прикрепить свою бабочку на тот цветок, который символизирует тот вид деятельности, который вам понравился.











© 2010-2022