План-конспект урока по литературе на тему В чем истинная красота человека

Урок посвящается 70-летию Великой Победы. По программе учебной дисциплины "Литература" есть раздел "Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". Этот раздел включает изучение творчества М. Шолохова, А.М. Толстого. Тема этого урока связана с предыдущими уроками, опирается на ранее полученные знания обучающихся.Цель сформирована четко: "В чем истинная красота человека?". На протяжении всего урока ведется работа над решением этого проблемного вопроса. Поставленная цель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе на тему «В чем истинная красота человека»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Техникум механизации сельского хозяйства»

Преподаватель русского языка и литературы Гафурова Хауля Мухаметовна





Паспорт урока

  1. Продолжительность: 45 мин.

  2. Дисциплина: Литература

  3. Тема: «В чем истинная красота человека»

  4. Тип урока: комбинированный

  5. Цель урока: расширить и углубить представление о красоте человеческого характера

  6. Задачи:

9.1. Образовательные:

- помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное содержание

рассказа, его глубокую нравственную сущность;

- проанализировать и понять, кто же такой русский человек;

- проникнуть в духовный мир героев;

- прочувствовать эмоциональную окраску рассказа;

- задуматься о вечных нравственных ценностях.

  1. Развивающие:

- совершенствовать навыки работы обучающихся над текстологическим

анализом произведения;

- развивать речь, умение использовать знания, ранее полученные, для

изучения нового материала;

- развивать умение слушать, выделять главное, обобщать;

- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко излагать свои

мысли;

- развивать творческие способности обучающихся, их познавательную

активность;

- развивать умение решать проблемные познавательные задачи.

9.3. Воспитывающие:

- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

- воспитывать чувство патриотизма и гуманизма;

- воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной

войны, к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине;

- воспитывать чувство гордости за свою страну и народ;

- формировать чувство долга и готовности к защите Родины;

-воспитывать стремление жить, любить жизнь во всех ее проявлениях.

10. Основной диалектический метод: проблемный.

11. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

12. Методическая цель:

- применение проблемного обучения для раскрытия темы урока;

- применения информационно-коммуникационных технологий на уроке

литературы.

13. Методы обучения:

- словесный (аналитическая беседа);

-наглядный (презентация к уроку);

- практический ( работа с текстом);

- проблемный.

14. Средства обучения:

- технические средства: проектор, компьютер, экран, презентация,

музыкальное сопровождение(Песня из кинофильма «Офицеры»);

- раздаточный материал: текст рассказа Толстого А.Н. «Русский характер», карточки с заданиями, стихотворения Н. Заболоцкого: «О красоте человеческих лиц», «Завещание», «Некрасивая девочка».

- портрет писателя, выставка книг писателя, на доске тема и эпиграф

(слова Н. Заболоцкого).

15. Литература:

1. А.Н. Толстой. Собрание сочинений. Том десятый. Публицистика. «Рассказы Ивана Сударева». М.: «Художественная литература»; 1995г.

2. Учебник. Литература. М.: «Академия»; 2012г.

3. Литература в школе. Научно-методический журнал. Статья «О проблемном преподавании литературы». (Е.А.Бычкова) М.: 1995г.-№4.-27 с.

Ход урока

Время урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1мин.

I Организационное начало.

(преподаватель)

1. Приветствие, создание позитивного, эмоционального настроения.

2. Проверка готовности к уроку.

(обучающиеся)

Доклад старосты.

5мин.

II Актуализация знаний, умений и навыков.

(преподаватель)

1. Проводит опрос обучающихся, делает выводы.

Демонстрирует слайд №1 с портретом Н. Заболоцкого и сборником его стихотворений.

(обучающиеся)

Читают наизусть стихотворения Н. Заболоцкого. Размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы.

3 мин.

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся, постановка целей и задач урока.

(преподаватель)

1Читает стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

2. Объясняет авторскую позицию по вопросу: «Что же есть человеческая красота?».

3. Ставит проблемный вопрос перед обучающимися: В чем истинная красота человека? Сообщает тему, цели, задачи и эпиграф урока.

Демонстрирует слайд №2

(обучающиеся)

Слушают объяснение, смотрят, размышляют, записывают.

30 мин.

IV. Формирование новых знаний.

(преподаватель)

1 Обращает внимание обучающихся к истории России.

Сообщает, что урок посвящается тем, кто 70 лет назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны.

Демонстрирует слайд №3.

(обучающиеся)

Слушают, размышляют.

(преподаватель)

2. Беседует с обучающимися о произведениях, посвященных людям с сильным, удивительным характером.

Ставит вопрос обучающимся: Какие изученные вами произведения вы считаете близкими Толстовскому рассказу по трактовке патриотического чувства?

(обучающиеся)

Слушают, размышляют, отвечают на вопрос.

(преподаватель)

3. Обращает внимание обучающихся к заданию по внеурочной самостоятельной работе.

(обучающиеся)

Слушают

(преподаватель)

4. Обращает внимание обучающихся к страницам рассказа «Русский характер».

Демонстрирует слайд №4 с портретом Н. Толстого. Говорит о проблеме русского характера в рассказе А. Толстого «Русский характер».

(обучающиеся)

Слушают, размышляют.

(преподаватель)

5. Ставит вопросы обучающимся:

5.1. Еще в каких произведениях А.Н. Толстой поднимает проблему русского характера?

5.2. Почему писатель обратился к военной теме?

5.3. Кто рассказывает историю о Егоре Дремове? Кто же он этот автор?

5.4. Когда был написан рассказ, где впервые напечатан?

5.5. Кто же является главным героем произведения?

5.6. Что случилось с Егором Дремовым? В какой битве он получил увечье?

Ответить с применением текста.

(обучающиеся)

Слушают, отвечают на вопросы.

(преподаватель)

5.7. Задает вопрос по эпизоду рассказа: «Водитель Чувилев спасает Егора Дремова».

Какая черта характера проявляется у танкиста?

(обучающиеся)

Размышляют, отвечает на вопрос.

(преподаватель)

5.8. За эту битву Егор получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание?

Демонстрирует слайд №5.

(обучающиеся)

Делают сообщение о звании Героя Советского Союза.

(преподаватель)

5.9. Проверяет выполнение внеурочной самостоятельной работы: «Сообщение о Курской битве».

Демонстрирует слайд №6.

(обучающиеся)

Делают сообщение о Курской битве.

(преподаватель)

5.10. Обращает внимание обучающихся к эпизоду из рассказа: «В госпитале». Предлагает прочитать отрывок.

(обучающиеся)

Слушают, работают с текстом. Читают отрывок из эпизода «В госпитале».

(преподаватель)

5.11. Задает вопрос обучающимся: Упоминает ли его друг Иван Сударев о физическом уродстве товарища?

Предлагает обучающимся прочитать отрывок из текста.

(обучающиеся)

Читают отрывок из рассказа.

(преподаватель)

5.12. Обращает внимание обучающихся к состоянию Егора. Ставит вопрос обучающимся: Кто ждет его дома?

(обучающиеся)

Слушают. Отвечают на вопрос. Делают сообщение о семье героя.

(преподаватель)

5.13. Задает вопрос обучающимся: Поехал ли Егор домой? Как его встретили?

Делает вывод.

(обучающиеся)

Отвечают на вопрос.

(преподаватель)

5.14. Обращает внимание обучающихся к тексту рассказа: «Письмо от матери».

(обучающиеся)

Читают письмо от матери, слушают, размышляют.

(преподаватель)

5.15. Обращает внимание обучающихся к отрывку из текста, где Иван Сударев советует Егору написать матери письмо.

Читает отрывок.

Задает вопрос обучающимся: Как вы понимаете значение фразы: «Очень ей нужен твой образ!...»

Делает выводы.

(обучающиеся)

Слушают, размышляют, отвечают на вопрос.

(преподаватель)

5.16. Обращает внимание обучающихся к эпизоду: «Встреча Егора с матерью и Катей». Предлагает прочитать отрывок из рассказа.

Задает вопросы:

Какими предстают здесь герои?

Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой?

Делает вывод.

(обучающиеся)

Слушают, читают.

Размышляют, обсуждают, дополняют.

(преподаватель)

5.19. Ставит вопрос обучающимся:

Что помогло встретиться нашим героям?

Делает вывод.

(обучающиеся)

Размышляют, отвечают.

4 мин.

V. Закрепление.

(преподаватель)

1. Ставит вопросы обучающимся:

1) Какая красота на первом месте: внутренняя или внешняя?

2)А что же означает слово «Характер»? Демонстрирует слайд №7.

(обучающийся)

Размышляют, отвечают на вопрос, читают.

Отвечают на вопрос, читают.

(преподаватель)

3)В каких словах рассказа заключается его главная мысль?

(обучающиеся)

Отвечают на вопрос.

Читают отрывок из текста.

(преподаватель)

4)Чем красивы поступки этих людей?

Делает вывод.

(обучающиеся)

Слушают, размышляют, отвечают.

(преподаватель)

2. Обращает внимание обучающихся к эпиграфу урока.

Демонстрирует слайд №8

(обучающийся)

Слушают, читают, размышляют.

(преподаватель)

3.Ставит вопрос обучающимся:

Что ценно и прекрасно в человеке?

Делает вывод.

Демонстрирует слайд №9.

Демонстрирует слайд №10.

(обучающийся)

Отдают дань памяти минутой молчания.

(преподаватель)

1 мин.

VI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Демонстрирует слайд №10 (домашнего задания).

1. Написать сочинение-рассуждение «В чем истинная красота и сила характера человека».

2. Прочитать статьи А.Н. Толстого: «Родина»,

«Что мы защищаем».

(обучающийся)

Записывают задание для ВСР.

(преподаватель)

1 мин.

VII. Подведение итогов урока.

1. Анализ результатов работы обучающихся.

2. Объявление оценок за урок.

Демонстрирует слайд №11.

(обучающийся)

Слушают.

Конспект урока

1.Организация начала урока.

  1. Приветствие.

Добрый день! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

1.2.Настрой на урок.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

2.1. Чтение наизусть стихотворений Н.Заболоцкого: «Завещание», «О красоте человеческих лиц». Опрос обучающихся. Выводы. Преподаватель: А теперь обратимся к стихотворениям русского поэта Николая Заболоцского, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Преподаватель демонстрирует слайд №1.

-Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Завещание». Что хотел сказать автор этим стихотворением?

Обучающийся: Своим стихотворением автор обращается к потомкам. Важно не то, сколько лет человеку, а то, как именно прожил он эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

-Вывод: В нашем мире сам человек несет ответственность за то, чтобы его решения, поступки были достойными, высоконравственными. Ведь ценность человека определяется его достижениями.

П: Послушаем стихотворение «О красоте человеческих лиц».

-Каким лицам симпатизирует автор?

О: Лица доброжелательные, открытые для каждого автор сравнивает с песней, с солнцем.

-Поэт подчеркивает, что внутренняя, душевная красота каждого человека непременно отражается на лице.

3.Мотивация учебной деятельности обучающихся, постановка проблемного вопроса, сообщение темы, постановка целей и задач урока, эпиграфа.

П: Вернемся еще к одному произведению Заболоцкого, в котором автор философски рассуждает, что представляет собой человеческая красота.

3.1.Преподаватель читает стихотворение «Некрасивая девочка».

3.2.Словарная работа.

П: На уроке прозвучат слова, некоторые из них вы, может быть, услышите впервые, поэтому я попрошу вас посмотреть на доску и запомнить, как они пишутся и что означают: грация, верста, патриот.

П: Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. В финале стихотворения «Некрасивая девочка» автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее - сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?

-Ответ на этот проблемный вопрос поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее - внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

-Тема нашего урока: «В чем истинная красота человека»

-Демонстрирует слайд №2.

-Эпиграф к уроку: «А если это так, то что есть красота,?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

-Наша задача на этом уроке:

1.Дать правильный ответ на этот проблемный вопрос.

2.Понять авторскую позицию в рассуждениях о русском человеке, о красоте человеческого характера.

4. Формирование новых знаний.

4.1. Слово преподавателя. Сегодня мы проводим урок, который посвящается 70-летию Великой Победы. Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну. Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, остаться самой сильной и мужественной страной. А это то, что есть в русском человеке, это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо жесткий, когда надо милосердный. Но всегда стойкий и мужественный. Этим героям посвящаются стихи, песни, рассказы, кинофильмы.

-Демонстрирует слайд №3.

-4.2. Преподаватель обращает внимание обучающихся к заданию по внеурочной самостоятельной работе.

-Ребята, скажите: «Какие изученные вами произведения вы считаете близкими, похожими по патриотическому духу?»

О: Это рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Это герои из сборника рассказов А.Н.Толстого «Рассказы Ивана Сударева», роман М.Шолохова «Они сражались за родину»

П: По внеурочной самостоятельной работе было задание : «Прочитать сборник рассказов А.Н.Толстого «Рассказы Ивана Сударева». Ответить на вопросы по рассказу «Русский характер».

-Демонстрирует слайд№4.

-Герои сегодняшнего урока - персонажи рассказа А.Н.Толстого «Русский характер». Проблема русского характера волновала Толстого на протяжении всего творческого пути.

-В каких его произведениях мы это видим?

О: Это роман «Петр Первый», «Хождение по мукам». В каждом из этих произведений есть рассуждение о русском характере.

-Скажите, почему писатель обратился к военной теме?

О: Толстого интересует, какие именно черты человека особенно проявились в годы войны, что помогло нашему народу победить в этой страшной войне?

П: Автором рассказа является А.Н.Толстой, но рассказывает историю о главном герое другой автор. Кто он этот автор?

О: Автор истории о Егоре Дремове - Иван Сударев. Иван Сударев-это образ собирательный, обобщенный. Такой же боец, на которого можно положиться. Он и является соучастником этой истории.

-Вывод: Материал для своих рассказов А.Н.Толстой собирает во время своих поездок на фронт и встреч с фронтовиками. Произведение «Русский характер» входит в цикл: «Рассказы Ивана Сударева». Здесь несколько историй, и все факты и события реальные. Толстой изменил только имена героев.

П: В образе Ивана Сударева писатель воплотил лучшие черты русского человека и его устами часто выражал собственные мысли.

-Когда был написан рассказ, где впервые напечатан?

О: написал в мае 1944 года и впервые был напечатан в газете «Красная звезда» в мае этого же года.

-Потом вышел в сборнике под названием Рассказы « Ивана Сударева»

-О: Егор Дремов- человек простой, тихий, обыкновенный колхозник из села Саратовской области .На войне - он танкист.

-Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой.

4.3. Работа по тексту рассказа. Преподаватель проверяет выполнение внеурочной самостоятельной работы.

-Что случилось с Егором Дремовым? В какой битве он получил увечье?

-О: (Ответ с применением текста).

П: Водитель Чувилев спасает Егора Дремова . Каким вы представляете себе водителя Чувилева?

О: Он показал себя как хороший, верный товарищ. Чуть не погиб сам, а спас друга, не бросил товарища. Это тоже подвиг.

П: За эту битву Егор получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание?

-Демонстрирует слайд №5.

-О: Сообщение о звании Героя Советского Союза.

-Демонстрирует слайд №6. Прослушивание песни «Вечный огонь» («От героев былых времен») из кинофильма «Офицеры».

-О: Сообщение о Курской битве.

-Преподаватель предлагает прочитать отрывок из рассказа: «В госпитале»

-В каком состоянии находится наш герой?

О: Он не падает духом, собирается жить дальше. Проявляется сила, красота характера героя.

П: Мы видим внутреннюю красоту характера Егора Дремова, его стойкость.

-Упоминает ли его друг Иван Сударев о физическом уродстве товарища?

-О: Наоборот, восхищается красотой героя.( Пример из текста рассказа)

П: А кто ждет его дома?

О: Родители Егора: Мария Поликарповна, Егор Егорович, невеста Катя Малышева.

П: Каким вспоминает своего отца Егор Дремов?

-О: Чтение отрывка рассказа от строки «Отец мой - человек степенный» До «…русским званием - гордись …»

П: Поехал Егор домой. Как его встретили?

-О: Чтение фрагмента рассказа от строки «Увидев постарелую мать из окна» До «…не узнали Егора»

-Трагическая сцена встречи Егора с семьей раскрывает нам ее чуткую любящую душу. В этой душевной тонкости, чуткости рассказчик и автор видят красоту характера главного героя. Красота человеческого характера проявляется прежде всего не в физической привлекательности, а в душевной щедрости. Егор с изуродованными ожогами лицом не вызывает отвращения ни у родственников, ни у боевых товарищей, которые обращают внимание не на лицо Дремова, а на его улыбку, что светится душевной приязнь!

П: Иными словами, сквозь мертвенно страшное лицо просвечивается человеческая красота героя.

-Родители, невеста Егора своими поступками развязывают запутанную ситуацию. Мать все-таки догадывается, что приезжий офицер был ее сыном.

Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. И недели через две пришло от матери письмо.

О: Чтение письма от матери?

-Что было после письма?

-Послушайте отрывок из текста, где Иван Сударев советует Егору написать матери письмо.

-О: Чтение отрывка из текста.

П: Как вы понимаете значение фразы: «Очень ей нужен твой образ!»

-О: Иван Сударев хочет сказать своему другу, что мать будет гордиться скромностью, честностью, героическими поступками своего сына. Егор пишет письмо родителям, где сообщает, что дома был их сын-Егор Дремов.

П: Да, родителям не важно, красив или нет их сын, нужно, чтобы честен был, жив остался.

П: Получив письмо от сына, Мария Поликарповна вместе с Катей Малышевой приезжают в полк навестить Егора.

-Прочитайте эпизод из рассказа «Встреча Егора с матерью и Катей».

-О: Читают отрывок: «Мама, здравствуй ……не отсылайте меня»

-Какими предстают здесь герои?

-О: Мать и отец Егора Дремова все-таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их сын. Отец Егора говорит: «Таким лицом, как у этого, к нам приезжал, гордиться нужно».

-О: Катя доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Проявляется мудрость, умение любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках.

П: Что помогло встретиться нашим героям?

-О: Душевная теплота, душевная тонкость, любовь, преданность, верность, чуткость помогли им встретиться вновь.

-Вывод: Сердце лейтенанта Дремова не очерствело на войне, поэтому он боится своим внешним видом разволновать родных. В этой душевной тонкости, чуткости рассказчик и автор видят красоту характера главного героя.

5.Закрепление.

5.1. Преподаватель ставит вопросы обучающимся.

-Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею рассказа. Что на первом месте? Внешняя или внутренняя красота человека?

-О: На первом месте внутренняя красота человека.

-Подводя итог, можно вспомнить известный афоризм А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».

С этим утверждением никто не будет спорить, но если надо будет выбирать, то русский выберет скорее внутреннюю красоту (душу и мысли), именно так и поступает Иван Сударев и сам автор. Они оба одобряют поступок Егора Дремова, его великодушие по отношению к родственникам.В этой душевной тонкости, чуткости рассказчик и автор видят красоту характера главного героя.

П: А что же обозначает слово «характер»?

-Демонстрирует слайд №7.

-Характер-совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его поведении.

5.2. Работа с текстом.

П: В каких словах рассказа заключается его основная мысль?

О: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила- человеческая красота».

П: Мы восхищаемся русскими характерами, стойкими и верными, любящими и верными. В суровое время выпало жить этим людям, но они достойны своей судьбы.

-Чем красивы поступки этих людей?

О: Поступки этих людей украшает их внутренняя красота, душевная тонкость, чуткость, душевная щедрость.

П: Что скажете про лицо, про улыбку Егора?

О: Егор с изуродованным ожогами лицом не вызывает отвращения ни у родственников, ни у боевых товарищей, которые обращают внимание не на лицо Дремова, а на его улыбку.

-Вывод: Сквозь мертвенно страшное лицо просвечивается человеческая красота героя, покоряющая окружающих.

-Развязка в рассказе счастливая, жизнеутверждающая- она показывает замечательные характеры людей. Красота души изувеченного солдата, готового жертвовать собой во имя близких, не противопоставляется, а согласуется с душевной красотой окружающих его людей, прежде всего женщин, полных самоотверженной любви к герою.

5.3.Преподаватель обращает внимание обучающихся к эпиграфу урока.

- Давайте вернемся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова поэта Н. Заболоцкого: «Что же есть человеческая красота,

И что важнее- сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

-Демонстрирует слайд №8.

-На протяжении всего урока мы работали над этим вопросом. Наверное каждый из вас уже определился ответом.

-Что ценно и прекрасно в человеке?

-О: В человеке ценно и прекрасно его душевная чистота, красота души, потребность любить и быть любимым.

- Вывод: Его единение с другими людьми. В этих поступках и проявляется истинная красота человека.

- Демонстрирует слайд №9.

-Сегодня мы познакомились с Егором Дремовым. Но ведь Егор не один. Этот очерк повествует о героях, но сколько их еще на русской земле?! Всем строем рассказа автор доказывает, что такой народ победить невозможно.

Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолетах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали жизнь за наше счастье. Они настоящие патриоты нашей Родины.

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила-человеческая красота.

6. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

-Преподаватель демонстрирует слайд №10, объясняет задание по ВСР:

1. Написать сочинение-рассуждение «В чем истинная красота и сила характера человека».

2. Прочитать статьи А.Н.Толстого: «Родина», «Что мы защищаем».

7. Подведение итогов урока.

7.1.Анализ результатов работы обучающихся.

П: Молодцы, все хорошо работали на уроке.

7.2. Объявление оценок за урок.

7.3. Преподаватель демонстрирует слайд №11.

-Сегодня мы отдаем дань памяти всем героям Великой Отечественной войны.

- Встанем и помянем их минутой молчания.

-Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. Молодцы!




© 2010-2022