Обобщение опыта работы по теме самообразования

Моя  тема     самообразования  «Использование  инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации и качества образования», над этой темой я работаю третий год. Одно из направлений моей работы по данной теме – использование игровой технологии на уроках русского языка.               Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике за...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Обобщение опыта работы по теме самообразования


«Использование игровой технологии на уроках русского языка»


Балчуговой О.А., учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г. Тайшета
























2014-2015 учебный год

Моя тема самообразования «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации и качества образования», над этой темой я работаю третий год. Одно из направлений моей работы по данной теме - использование игровой технологии на уроках русского языка.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьёзную дидактику. Почему?

Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, - это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

Как классифицируют игры?

Наверняка все вы помните ролевые игры, сюжетные, имитационные, деловые, игры-драматизации.

Классификация игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики, при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры: на фонемное различение слов; различение звонких и глухих согласных, оглушение и озвончение, различение твердых и мягких согласных. («Убери одну фонему», «Замени одну фонему», «Найди пару»);

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на развитие силы громкости, на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры: на знание слов (кроссворды, сканворды, чайнворды), системные отношения в лексике («Четвертый лишний», «Лото», «Ассоциации»)

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («Ищи свою половину», «Собери поговорку» и многие другие)

3. Игры по морфемике и словообразованию развивают умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («Составь слово по схеме», «Найдите друг друга», «От одного корня»)

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

По характеру педагогического процесса выделяются игры

обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехнические.

По игровой среде - с предметами и без предметов, настольные, технические.

Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами:

1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, например, лото, кроссворды, шарады, загадки и другие.

2 способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» - жюри - зрители. Хочу отметить, что этот способ организации игры дети любят больше, чем первый, им нравится сама подготовка к игре, при которой совместная деятельность сближает всех участников игры.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке


Игровую деятельность как элемент урока применяю на разных этапах:

от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная или письменная фронтальная проверка, двое-трое работают над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель (не дай Бог) не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе предлагаю вводить элементы игры.

Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

На этом этапе урока наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» хорошо бы ввести наряду с орфографической в привычку.

Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать, например, разгадывание кроссворда.

Следует ли оценивать участие детей в игре по принятой в школе пятибалльной шкале? Или можно ограничиться устным комментарием?

Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Например, проверка домашнего задания - это этап контроля, который должен сопровождаться отметкой.

Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры необходимо разработать критерии оценок и объявить их ребятам.

Победителем может стать вся команда или один ученик. При единоличном первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно разгадал, например, кроссворд, получает отметку «5», у второго по скорости - «4». Ставить отметку «3» я бы не рекомендовала, так как это может убить желание играть в будущем (хотя всё зависит от типа личности). При проведении обобщающей игры я предусматриваю небольшие призы или красочно выполненные дипломы, которые торжественно вручаются победителям.

3-4 - й этапы урока

При закреплении и повторении материала, когда исчезает момент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» в 6 классе использую словообразовательную игру «Чьё гнездо больше?»

Пример

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Засекается время. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды - за определённое время составить гнезда однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результате докладывает капитан.

В каждом классе в начале года при повторении материала по фонетике, лексике, фразеологии провожу игры, рассчитанные на целый урок. В 8-9 классах игры должны быть творческими, с заданиями близкими к олимпиадным. Такие игры провожу по типу телевизионных «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?», «Крокодил».

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Для того чтобы построить урок с применением игровой технологии, во-первых, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, необходимо увлечь детей, чтобы они почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливые оценки, можно приступать к подготовке игры.

Этапы подготовки игры

  1. Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.

2.Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок.

3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий » игры и их восприятие участниками.

В год, совмещая учебную и внеклассную деятельность, я провожу 3-4 большие игры.

Итак, почему же стоит применять игры в обучении?

Игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, они психологически привлекательны, повышают мотивацию. В ходе игры лучше запоминаются определения, лучше усваивается материал. В процессе игры у ребят возрастает интерес, который связан с нетрадиционной формой подачи материала, а также с тем, что через игру материал становится доступным и близким.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Уважаемые коллеги, присмотритесь внимательно к тому, какое место в жизни ребенка занимает игра… Во взрослой гонке за результатами ЕГЭ, ГИА, мониторингов качества образования мы, к сожалению, забываем о том, что перед нами люди родом из детства, которое очень быстротечно. Играйте на своих уроках, помогите ребенка полюбить ваш предмет, разбудите в детях фантазию и воображение. Ведь еще Сухомлинский говорил, что игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В заключение хочу дать совет: придумывайте игры сами, ибо среди специалистов по игровой педагогике бытует поговорка, что изобрести принципиально новую по замыслу игру - это все равно, что открыть новый элемент в таблице Менделеева.


© 2010-2022