- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-память, посвящённый 70-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков
Урок-память, посвящённый 70-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кизилова М.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК-ПАМЯТЬ
К 70-летию освобождения Крыма
ТЕМА: ДОРОГАМИ НАШИХ ДЕДОВ
ЦЕЛЬ: повторить знания, полученные при изучении Лексики и Морфологии, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, развивать устную и письменную речь учащихся, делая её выразительной, образной, яркой; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой, развивать навыки диалогической и монологической речи, воспитывать чувства патриотизма, формировать умение ценить прошлое.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
класс поделен на три отряда: «Звёздочка», «Десантники», «Юнги». ( В каждом отряде выбран командир, который сам распределяет задания учителя) Звучит Марш
-
Слово учителя.
Ребята! сегодня у нас необычный урок, урок-память, посвящённый 70-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. В виде игры мы сегодня попробуем освободить нашу родину, Крымский полуостров, нашими знаниями. Выполнив задание, мы будем вывешивать красную фишку на карте Крыма. Если все задания мы выполним, то придем к победе!
-
Актуализация опорных знаний.
-
Орфографическая разминка (Работа у доски, работает 3 человека, из каждого отряда по человеку).
Меч, печь, дочь, рожь, шалаш, карандаш, тишь, речь, сторож, мяч, ночь, лещ, пустошь, кирпич, трубач, камыш, вещь, блиндаж, солдат, танкист, лётчик.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 9 апреля был освобождён г. Армянск.
Учитель:
-Почему слова печь, дочь, ночь написаны с мягким знаком на конце? ( Слова ж. р.)
-Почему слова блиндаж, шалаш, меч пишутся без мягкого знака? (Слова м.р.)
-Какие слова не относятся к данной орфограмме? ( Солдат,
танкист, лётчик)
Задание:
а) Со словами солдат, танкист, лётчик придумайте СС и сделайте синтаксический разбор СС (раненый солдат, молодой танкист, опытный лётчик)
б) Введите данные СС в СП и докажите, что предложение сложное.
Раненый солдат не мог передвигаться, потому что у него была перебита нога.
Молодой танкист выполнил задание, и командир похвалил его.
Опытный лётчик ушёл от противника, когда началась сильная атака.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 10 апреля был освобождён г. Керчь.
-
Работа с учебником. Выборочное списывание (звучит фоновая музыка)
стр.34. упражнение 37.(по условию).
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 11 апреля был освобождён г. Джанкой.
Учитель: Ребята, в упражнении вы познакомились с фразеологическими оборотами о воде, у вас на столах лежат следующие выражения:
Нашего полку прибыло ( 1 отряд)
Есть ещё порох в пороховницах (2 отряд)
Победителей не судят ( 3 отряд)
Что они обозначают?
Работа со справочной литературой.( звучит фоновая музыка)
ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ.
Выражение, которое приписывается императрице Екатерине II (1729-1796). Эти слова были якобы сказаны ею о великом русском полководце А.В. Суворове(1729-1800), который во время войны, хотя и не выполнил её приказов, тем не менее, одержал в сражении победу.
Употребляется как оправдание людей, которые не выполнили того, что им было приказано, но заслужили оправдание благодаря успеху, которого они достигли.
ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ.
Слова Тараса из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», 1842г.,гл.9:
- А что, паны? - сказал Тарас…-Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?
-Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила; ещё не гнутся козаки!
ПОРОХОВНИЦА - сумка, сосуд для хранения и ношения пороха.
Говорится шутливо в качестве вопроса о возможности сделать что-либо сверх того, что уже сделано, или как ответ на такой вопрос.
НАШЕГО ПОЛКУ ПРИБЫЛО.
Прибыть - здесь увеличиться, умножиться.
В одной старинной игре «А мы просто сеяли, сеяли…» играющие разделялись на две партии и, выстроившись в два ряда лицом друг к другу, сходились в плен игроков из другой партии. Когда это удавалось сделать, та партия, в которой появлялся новый человек, пела: «Нашего полку прибыло, прибыло, ой дед-ладо, прибыло, прибыло!»
Говорится при появлении в каком-либо обществе, коллективе новых людей, имеющих те же цели, намерения и разделяющих те же взгляды, убеждения.
Задание: Составить предложения с прямой речью, используя данные выражения:
Старый фронтовик сказал: «Нашего полку прибыло».
После боя солдаты пошутили: «Есть ещё порох в пороховницах».
« Победителей не судят», - сказал А. Суворов.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 11 апреля был освобождён п. Азовское.
Сегодня на уроке вместо физической минутки пройдёт минута молчания. Всех присутствующих прошу почтить память погибших в годы ВОВ.
-
Поэтическая пятиминутка (звучит фоновая музыка).
1) Разве погибнуть ты им завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»- Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твоё - это наше горе, Родина.
Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина!
2) Пусть не все герои-те,
кто погибли,-
павшим
Вечная слава! Вечная слава!
Вспомним всех поимённо,
горем вспомним своим…
Это нужно - не мёртвым!
Это надо - живым!
вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…
Есть великое право:
забывать о себе!
Есть высокое право:
Пожелать и посметь!..
Стала вечною славой мгновенная смерть!
3)В нашем грядущем не будет войны,
не будет страха
В нашем грядущем не будет страданий,
не будет нищеты.
Небо над нами будет ясным,
огромным и ясным.
В нашем грядущем дети отучатся плакать
и будут смеяться.
И в сердце хранить славу своих отцов.
-
Выборочный диктант.
Целеустремлённый, волевой, слабохарактерный, настойчивый, злой, доброжелательный, храбрый, трусливый, весёлый, грубый, общительный, терпеливый, доблестный, робкий, интересный, высокий, красивый, низкий, умный, богатый, бедный, молодой, пожилой, приятный.
Задание: записать те прилагательные, которые вы считаете нужными для описания солдата. (Ребята работают самостоятельно, а затем в группе, оставив всего 6 прилагательных.)
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 12 апреля был освобождён г. Феодосия.
6.Составление диалога.
задание: составить диалог из 5-6 реплик и разыграть его.
а) храбрый (1 отряд)
б) красивый (2 отряд)
в) интересный (3 отряд)
Диалог.
Я часто задавал вопросы о войне:
-Скажи, дед, солдаты должны быть храбрыми в битве?
-Если ты не будешь храбрым, тебя убьют.
-А ты какой был?
-Я был смелый, храбрый и отважный, - говорил дед, показывая все свои награды.
-Дедушка, наша семья гордится тобой.
-Если хочешь быть храбрым, ничего не бойся, иди вперёд.
-Я всегда буду помнить твои слова.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 13 апреля был освобождён г. Симферополь.
8. Выборочная работа.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг - поздравляя друг друга с праздником всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами.
( Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.)
Задание: из данного текста выписать местоимения и определить их разряд.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 14 апреля был освобождён г. Белогорск.
9. Творческая работа. Наказ потомкам.
Дорогие ребята!
Помните о тех, кто защищал Отечество в 1941-1945 гг. Погибая за свою Родину, солдаты и матросы, лётчики и танкисты завещали беречь мир во всём мире, передавать его потомкам и помнить о том, что самое большое счастье для человека - это жизнь без войны!
Будьте достойными сынами своей Родины и берегите её!
Задание: напишите ответ на данный текст.
Сочинение-миниатюра.
Мы, ученики 6-Б класса, прочитали ваше письмо. Незамедлительно спешим дать ответ.
Наш вам низкий поклон, дорогие защитники Отечества! Благодарим вас за ваше мужество, самоотверженность, отвагу, честь и достоинство. За то, что мы сегодня живём, учимся, играем. Даём вам слово, что будем так же любить, беречь родные просторы, мирное небо над головой. Вам не будет стыдно за нас.
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 16 апреля были освобождёны г. Ялта и г. Алупка.
10.Шутке минутка.
Кроссворд. (Вопросы задаются всем отрядам сразу, записывается только первая буква отгаданного слова)
-
Часть речи, которая обозначает признак предмета (Прилагательное)
-
Слова одинаковые по написанию, но разные по значению (омонимы)
-
Антоним слову бедный (богатый)
-
Самый низкий балл при оценивании ученика (единица)
-
Разговор двух человек (диалог)
-
Слово с противоположным значением (антоним)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ОМОНИМ
БОГАТЫЙ
ЕДИНИЦА
ДИАЛОГ
АНТОНИМ
Учитель: Задание выполнено правильно, вывешивается фишка на карту Крыма красного цвета: 9 мая был освобождён г. Севастополь.
Звучит Марш «Прощание славянки»
11. Ситуация успеха.
Выставление оценок.