Рабочая программа литературе 5-9 кл (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (2009 г.) ,требованиями Основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Литература» под редакцией Ланина Б.А.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Цели и задачи изучения учебного предмета:

В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения литературы в школе:


  • Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.

  • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
информационных технологий.

Ведущая тема.

5 кл. - художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. - от истоков литературы - к литературным жанрам.

7 кл.- литература и действительность.

8 кл.- литература в поисках героя.

9 кл.- личность - история - судьба.

10 - 11 кл.- литература XIX- XXвеков в её историческом развитии

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

- образовательный - чтобы понять произведение, нужно знать ( в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;

- просветительский - биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открытвается);

- воспитательный - литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно - и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).

Таким образом, рабочая программа, созданная основе программы по литературе Б.А.Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения.

  1. Ориентация на системно-деятельностный подход

  2. Внимание к личностному развитию школьников

  3. Достижение метапредметных результатов, в числе которых - умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся

  4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы

  5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса

  6. Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся

  7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи

  8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности

  9. Подготовка к государственной итоговой аттестации

Концепция (основная идея программы).

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XXвеков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для основного образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:

Рабочая программа включает резервные уроки для защиты проектов и проведения мониторинга образовательного процесса.

Технологии и методики обучения

1. Личностно-ориентированные технологии обучения

1. Технология обучения как учебного исследования

2. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

3. Технология эвристического обучения

4. Метод проектов

2. Предметно-ориентированные технологии обучения - это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика

1. Технология постановки цели

2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

3. Технология концентрированного обучения

4. Модульное обучение.

3. Технологии оценивания достижений учащихся

1. Технология "Портфолио"

2. Безотметочное обучение

4. Интерактивные технологии

1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

2. Технология проведения дискуссий

3. Технология «Дебаты»

5. Технология дифференцированного обучения

1. Внешняя дифференциация - создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии)

2. Внутренняя (уровневая) дифференциация - совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

Концепция (основная идея программы).

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XXвеков. В программе соблюдена системная направленность:

1этап( 5-6 кл )- это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в5- 6 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

II этап (7 - 8 классы). Этап развития литературного вкуса

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Количество учебных часов

Данная программа рассчитана на 105часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс.В двух частях.Москва«Вентана-Граф» 2013 г.

Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 105 ч (3 часа в неделю), в 6 классе - 105 ч (3 часа в неделю), в 7 классе - 70 ч (2 часа в неделю), в 8 классе - 70 ч (2 часа в неделю), в 9 классе - 105 ч (3 часа в неделю).

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 6 классе - 105 часов (3часа в неделю)

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

в познавательно сфере:

- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативное сфере:

- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- составлять план;

- писать сочинения на литературные и свободные темы.

В эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

- развивать художественный вкус.

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста.

Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев.

Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

5. Содержание учебного курса.

Содержание курса

5 класс

Введение (1)

Раздел «Устное народное творчество» (15)

Малые жанры фольклора (4+1)

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор - хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.

Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сравнение и олицетворение.

Русские народные сказки (4+2)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и дейст-вительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повто-ряющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.

Раздел «Теория литературы».

Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.

Мифы Древней Греции (4)

Делъфы Боги свои и боги чужие

Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.

Раздел «Из русской литературы XIX в.» (6)

Басни (5+1)

И. А. Крылов - баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы еѐ воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен.

Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.

Раздел «Из русской литературы ХIХ-ХХ вв.» (25)

(От классики к современности)

Литературные сказки (19+6)

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.

Раздел «Теория литературы». Художественный вымысел.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.

П.П. Бажов «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.

А.П. Платонов «Солдат и царица»

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка - необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

Раздел «Из русской литературы XX в.» (2)

От сказки - к фантастике (2)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.

Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.

Разделы «Из русской литературы Х1Х-ХХ вв.»,

«Из зарубежной литературы»,

«Из литературы народов России» (39)

Среди ровесников (32+7)

Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и го-рестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьѐзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Проделки Тома Сойера.

Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.

Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.

И.С. Шмелѐв «Лето Господне» (главы из романа)

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребѐнка. Ребѐнок и национальные традиции. Особенности повествования.

М. Карим«Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.

Раздел «Теория литературы». Эпитет.

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

Два мальчика - два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.

Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Картины дореволюционного гимнази-ческого быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна - средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.

Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.

С.П. Алексеев «История крепостного мальчика»

История глазами ребѐнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства - главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа.

Ф.А. Искандер «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.

Разделы «Из русской литературы XIX в.»,

«Из русской литературы XX в.»(11)

Наедине с поэтом (9+2)

Стихи о природе

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...»

А.А. Фет. «Осенняя роза»

Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный...»

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты...»

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах….»

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.

Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.

Повторение и обобщение (4+1)

Круг чтения

Русская литература

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»

Зарубежная литература

В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»

А. Дюма. «Три мушкетѐра»

Дж.Р. Киплинг. «Маугли»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой»

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все...»

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мѐд»

Основные критерии отбора художественных произведений:

1) художественная ценность;

2) гуманистическая направленность;

3) позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям;

4) культурно-исторические традиции.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX-ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались.


5 класс

Фольклор, мифология

Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.

Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения

Малые жанры фольклора.

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор - хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Русские народные сказки

(повторение изученного в начальной школе)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки.

Античная мифология

Боги свои и чужие. Боги и герои

Басни

И.А. Крылов - баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.

Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен

Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.

Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп

Литературные сказки: от классики к современности

Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка - необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

От сказки - к фантастике

Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время

Среди ровесников

Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции

М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна - средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства - главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Наедине с поэтом. Стихи о природе

Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме.

Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX-XX вв.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX-XX вв. Настроение автора, средства его выражения

Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»

Зарубежная литература

В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»

А. Дюма. «Три мушкетёра»

Дж.Р. Киплинг. «Маугли»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой»

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…»

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Фольклор.

2

Пословица. Поговорка

1

Загадка.

1

1

1

Русские народные сказки.

5

1

Мифы

3

1

1

Басни.

6

1

Литературные сказки.

24

3

1

От сказки к фантастике.

5

Среди ровесников.

37

4

2

Наедине с поэтом.

14

2

1

Круг чтения.

3

Резервные часы

Итого

102

12

7


6 класс


  • Повторение. Жанры фольклора. Лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды)

  • Раздел «Устное народное творчество»

Истоки литературы. Фольклор

Героический эпос.

Былина

Героический эпос. Былина

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий.

Раздел «Теория литературы». Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.

Рыцарская героическая поэма.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля.

Раздел «Теория литературы». Героический эпос и рыцарский роман.

Народная песня.

Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) - по выбору учителя.

Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.

Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) - по выбору учителя.

Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.

Раздел «Теория литературы». Лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.


  • Разделы «Из русской литературы XIX в.»

«Из русской литературы XXв.»

Баллада

В.А. Жуковский «Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского - перевод или оригинальное произведение?

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.

Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе.

Повторение: былина, песня, баллада, сказка.

Литературная сказка

А.Н. Островский «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке.

В.М. Гаршин «Attaleaprinsceps»

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.

В.А. Каверин «Лёгкие шаги»

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения. Символическое значение образа Маленького принца.

Раздел «Теория литературы». Повторение: аллегория, олицетворение.

Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходство и различия. Многообразие литературных сказок. С какой целью писатели обращаются к этому жанру?

Литературная песня

А.В. Кольцов «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини.

Раздел «Теория литературы». Песня народная и литературная.

Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.


  • Разделы «Из зарубежной литературы»

«Из русской литературы XX в.»

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.

Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.

Раздел «Теория литературы». Жанр путешествия.

А.С. Грин «Алые паруса»

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» - знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём . Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

Э.А. По «Золотой жук»

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.

Раздел «Теория литературы». Понятие о детективе как жанре.

Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.


  • Разделы «Из русской литературы XIX в.»

«Из русской литературы XX в.»

Наедине с поэтом

Стихи о природе и о природе творчества

А.С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Е.А. Боратынский «Водопад»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.

С.А. Есенин «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»

Б.Л. Пастернак «Снег идёт».

Д.С. Самойлов «Перед снегом».

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».

Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...».

В.Ф. Ходасевич «Поэту»

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.

Раздел «Теория литературы». Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.


  • Раздел «Из русской литературы XIX в.»

Страницы классики

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).

Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.

«Выстрел». Картины офицерского быта. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».

Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.

«Метель»

Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет.

Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.

Раздел «Теория литературы». Конфликт и движение сюжета в произведении. Роль детали. Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).

Историческая основа стихотворения.

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника сражения. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова.

Раздел «Теория литературы». Понятие о пафосе.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Из биографии (к истории создания цикла).

«Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы в повести.

Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Реальное и фантастическое в произведении. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.

Раздел «Теория литературы». Смех и чувство юмора. Юмор и сатира.

И.С. Тургенев «Муму»

Из биографии (к истории создания рассказа).

Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Раздел «Теория литературы». Характеристика персонажа. Средства создания образа.

Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.


  • Разделы «Из русской литературы XIX в.»

«Из русской литературы XX в.»

Среди ровесников

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя). Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой в «Детских годах Багрова-внука». Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя. Своеобразие сюжета. Жизнь, изображённая в восприятии ребёнка.

Раздел «Теория литературы». Пейзаж в художественном произведении.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы по выбору учителя)

Из биографии (детские годы писателя).

Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых - папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна - простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.

Раздел «Теория литературы». Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Искусство детали.

М. Горький «Детство»

Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Раздел «Теория литературы». Портрет литературного героя, автобиографическая проза.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.

Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя)

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.

Раздел «Теория литературы». Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героев.

А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете»

Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.

В.К. Железников. «Чучело»

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

Ю.П. Мориц. «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Раздел «Теория литературы». Нравственный выбор.

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.

Круг чтения

Русская литература

А.Г.Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»

П.П.Бажов. «Малахитова шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.О.Богомолов. «Иван»

В.П.Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.К.Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»

А.Н.Толстой. Приключения Буратино», «Детство Никиты»

Зарубежная литература

Г.Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»

Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан»

А.Конан Дойл. «Затерянный мир»

М.Рид. «Отважная хищница», «Оцеола, вождь семинолов»

В.Скотт. «Айвенго»

А.Стендаль. «Ванина Ванини»

О.Уальд «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»

Г.Хаггард. «Дочь Монтесумы»

-Содержание программы учебного курса 7 класса

Страницы классики. Литература XIX века

А.С. Пушкин

Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (другие - по выбору учителя)

Культ возвышенной дружбы и верности «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

Роль картин природы в стихотворении. «Няне»

Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трехсложные размеры стиха.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.

Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романтический герой.

Ф. Шиллер

«Разбойники» (сцены по выбору учителя).Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обреченность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.

Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.

Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций.(обсуждение)

М.Ю. Лермонтов.

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.

«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения.

Романсы - «Горные вершины», «Парус» (муз. А. Варламова). Акварели Лермонтова.Поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова: темы, образы, настроение.

Н.В. Гоголь

Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).

«Тарас Бульба».Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев - Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров - Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.

Средства создания характера (повторение). Авторское отношение к герою.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Русская литература в контексте мировой. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.( обсуждение)

Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характеров.

Н.С. Лесков Из биографии писателя. «Человек па часах».

Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника. Историческое и вымышленное в повести. Своеобразие языка. Сказ. Герой-праведник.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу, интеллигенции. Абсурдный, перевернутый мир сказок сатирика: наделение героев-людей звериными чертами и «очеловечивание» животных. Связь с народной сказкой и басней. Новаторство писателя.

Аллегория. Гротеск и гипербола.

Народ и власть в произведениях русских писателей.

Эволюция жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы.

Н.А. Некрасов

Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога».

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданственность проблематики, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритм и эмоциональная напряженность.

«Саша».

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

Ф.И. Тютчев Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...»,

«С поляны коршун поднялся...» (другие - по выбору учителя)

Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс. Звуковая инструментовка стихотворения.

А.К. Толстой Из биографии поэта.

«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает... »,«Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие - по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

А.А. Фет Из биографии поэта.

«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Облаком волнистым...», «Ласточки пропали...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие - по выбору учителя).

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.

Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора.

Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в. - Некрасова, Тютчева, Фета.

А.Н. Майков Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие - па выбору учителя)

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно - выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

Романсы на стихи поэтов середины XIX в. ( муз. П. Булаховского, Н. Римского-Корсакова, А. Варламова).

Страницы русской классики. Литература рубежа XIX - XX веков

А.П. Чехов Вехи биографии писателя.

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие - по выбору учителя)

Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.

Виды комического: юмор, ирония, сатира (повторение).

А.И. Куприн

Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»

Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе.

Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська»

Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».

«Ангелочек»

Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.

Реально-бытовой план и исключительность ситуации как основа сюжета.

А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору).

(творчество)

О. Генри. «Дары волхвов»

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX-XX вв.)

Страницы классики. Литература XX века.

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово» (другие - по выбору учителя.

Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и

Красочность образов.

Б.Л. Пастернак

Вехи биографии поэта.

«Детство Люверс»

Духовный мир взрослеющей девочки. Тема становления человеческого характера.

Художественные особенности прозы поэта (начальное представление).

В.А. Каверин. Вехи биографии писателя. «Два капитана» (фрагменты)

Замысел романа. Историческая действительность глазами героев. Высокие чувства юных героев, их верность данному слову. Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.

Роман как эпический жанр (начальное понятие). Роман и повесть.

Реальность и мечта в мире детства.

Природа и человек. Природа и творчество

Н.А. Заболоцкий

Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).

Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.

Традиции русской поэзии XIX века и новаторство лирики Н.А. Заболоцкого.

(творчество)

К.Г. Паустовский

Вехи биографии писателя.

«Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и

художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

«Австралиец со станции Пилево»

Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэтичность языка писателя.

Жанровые особенности очерка и эссе.

К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя.

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».

О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов...».

С.П. Гудзенко. «Перед атакой».

Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный...».

М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».

С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...».

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...».

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь...».

А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...».

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».

Национальный характер

А.Т. Твардовский

Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)

Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность

произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.

М.А. Шолохов

Вехи биографии писателя.

«Судьба человека»

Андрей Соколов - воплощение национального характера.Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.

В.Г. Распутин

Вехи биографии писателя.

«Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

В.М. Шукшин

Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик» (другие - по выбору учителя)

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.

Своеобразие национального характера в русской литературе XX века: традиции и новаторство.

Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе.

Круг чтения

Русская литература

Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход».

А.И. Герцен. «Сорока-воровка».

Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце».

В.Г. Короленко. «Мгновение».

Н.А. Некрасов. «Я за то глубоко презираю себя...», «Когда из: мрака заблуждения...», «Тройка», «На родине».

К.Г. Паустовский. «Ленька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар».

М.М.Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик».

А.С. Пушкин. «Полтава».

Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят».

С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости».

И.С. Тургенев. «Вешние воды».

Зарубежная литература

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно».

Учебно-методический план

Содержание

Кол.-во часов

В том числе на развитие речи

Введение

1

Фольклор

13

Баллада

5

Литературная сказка

12

Литературная песня

1

Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив

13

1

Наедине с поэтом

14

Страницы классики

20

2

Среди ровесников

26

3

Итого

105

6


Содержание курса 8 класс

К-во час. --70

-Вводный урок. Литература в поисках героя.

Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»-1

-Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»-2

- М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»-1

-Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.-3

-Сентиментализм и его традиции

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».-3

-А.И.Куприн . «Гранатовый браслет»-2

-Русская литература XIX века-41

-Г.Р.Державин. и др).-1

-В.А. Жуковский. -1

-К.Н.Батюшков. -1

-Е.А. Баратынский. -1

-А.С.Пушкин. Стихотворения. «Капитанская дочка»-10+1

-М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Мцыри»-6+1

-Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»-9+1

-Ф.М.Достоевский.. «Бедные люди»-2

-И. С. Тургенев. «Бирюк», «Певцы». «Ася»-6+1

-А.П.Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья»-3

- Из русской литературы XX века

К.Г.Паустовский «Золотая роза» -1

-А.Пьецух. «Прометейщина».-

-Из зарубежной литературы -8

-Промежуточная аттестация за курс 8 класса-2

-Итоговый урок. Произведения для чтения летом-1

Содержание тем учебного кура 9 класс

Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество. «Слово о полку Игореве»

Историческая основа произведения, история публикации.

Художественные переводы «Слова». Идейно-художественное значение «Слова». Сюжет, фабула и композиция, особенности художественной образности. Связь с фольклором.

Принципы создания образов героев «Слова». Пейзаж и его роль. Патриотический и героический пафос, лиризм «Слова». Влияние на развитие отечественной литературы

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

«Горе от ума»

Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и ком-позиция. Двойной конфликт комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении. Система образов. Художественные средства создания характеров. Язык комедии. Сатира в произведении. «Горе от ума» в критике.

И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»

А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи "Горе от ума"»

Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта).

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты)

Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытание любовью, дружбой. Мотивы тоски одиночества. Байронический тип героя

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета. «Евгений Онегин»

Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Татьяна, Онегин, автор-поэт. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Споры об Онегине в русской критике: Онегин «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский)

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени»

Своеобразие сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временнóй последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия. Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки - к психологической самохарактеристике). Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, по повести).

Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни). Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.

Творческая работа. «Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике» (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»)

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.

«Мёртвые души»

Из истории создания. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Образ автора. Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ»: роман или по поэма?

Творческая работа. «Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь?»

«Поэма Гоголя в русской критике» (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; Ю.В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь») Повторение. Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики

М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Рыцарские романы во времена Сервантеса. Мечта Дон Кихота о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса: взаимоотношения героев, их роль в композиции романаУ. Шекспир. Театр в жизни Шекспира.

«Гамлет»

Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Целенаправленность мыслящей души и суетность времени. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.

«Гамлет и Дон-Кихот»

Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.

«Гамлет Щигровского уезда»

История русского Гамлета, его психологические и исторические особенностиА.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Крыжовник», «О любви»

Образы «футлярных людей». Психологическая мотивировка образов. Роль художественной детали. Тема любви в рассказах Чехова. Авторская позиция. Смысл финала произведений. Художественная роль пейзажа.

Жанрово-композиционные особенности чеховских рассказов. Новаторство Чехова в жанре рассказа.

Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка

М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков. «Челкаш»

Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения. Символический образ моря в рассказе

А.А. Блок. Жизнь и творчество поэта. Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…» и другие по выбору учителя)

Теория «Вечной Женственности» В.С. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета. Музыкальность блоковского стихаС.А. Есенин. Жизнь и творчество.

«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…» и другие по выбору учителя

Лирический герой и мир природы. Особенности поэтики Есенина. Напевность стиха. Своеобразие метафор. Олицетворение как характерный художественный приём. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

Из ранней лирики. «Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и другие по выбору учителя

Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирическолирического героя толпе обывателей. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. «Собачье сердце»

Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения

А. Камю. Из биографии. Афоризмы Камю.

Роман «Посторонний»

История создания и проблематика. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа. Понятие об экзистенциализме

Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла.

Роман «1984»

Проблематика и жанровые особенности. Государство Океания, политические и нравственные принципы его граждан. Судьбы главных героев Г.Н. Айги. Лирика разных жанров.

Традиции жанров восточной поэзии в творчестве русских поэтов.

«Ходьба-прощанье…», «Вершины берёз - с детства…», «Сад -грусть…», «Образ - в праздник»

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».

Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны.

Авторская позиция. Проблема названия: первоначальное - «Не стоит село без праведника» или окончательное - «Матрёнин двор»? Судьба Матрёны. Литературные корни образа Матрёны.

Образ рассказчика - учителя Игнатича. Особенности сказа в «Матрёнином дворе». Язык и стиль рассказа. Принцип «жить не по лжи»

Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература

В.П. Аксёнов. «Звёздный билет», «На полпути к Луне»

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Звездопад», «Где-то гремит война»

К.Н. Батюшков. Стихотворения

Ю.В. Бондарев. «Берег»

И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»

Б.Л. Васильев. «В списках не значился»

К.Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Крик»

А.Т. Гладилин. «Бригантина поднимает паруса»

Н.В. Гоголь. «Миргород»

В.С. Гроссман. «Всё течёт»

В.Д. Дудинцев. «Белые одежды»

А.В. Жигулин. «Чёрные камни»

А.И. Куприн. Рассказы

В.К. Кюхельбекер. Стихотворения

В.В. Маяковский. «Сергею Есенину»

Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками»

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая…», «Кукушата»

В.Г. Распутин. «Последний срок»

Л.Н. Толстой. «Люцерн»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»

К.Г. Шахназаров. «Курьер»

Зарубежная литература

Дж.Г. Байрон. «Гяур», «Каин»

О. Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио»

Б. Брехт. «Жизнь Галилея»

Ш. Бронте. «Джейн Эйр»

Э.Л. Войнич. «Овод»

К. Гамсун. «Пан», «Виктория»

О. Генри. Новеллы

Х. Ибсен. «Нора»

Дж. Лондон. «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома»

П. Мериме. «Кармен»

Э.А. По. Новеллы

Б. Прус. «Фараон»

Э.М. Ремарк. «Три товарища»

А. Стендаль. «Пармская обитель»

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Технические средства обучения

• Компьютер

• Интерактивная доска

• Программное обеспечение интерактивной доски

Примеры работ при использовании компьютера:

• редактирование (взаиморедактирование);

• создание текста, его коллективное обсуждение;

• создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;

• различные виды анализа текста

• просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерском исполнениии др.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых

3


© 2010-2022