Технологическая карта урока по русскому языку. Тема Устаревшие слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Класс 3

Автор УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема урока: Устаревшие слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: усвоение понятий, «устаревшие слова», «архаизмы» и «историзмы».

Задачи урока:

Образовательная :

- дать понятие об устаревших словах;

- объяснить причины появления устаревших слов в языке.

Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- проектор, экран, презентация, словарь В.И. Даля, карточки, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к русскому языку и устаревшим словам в частности.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу урока, сформулированную самостоятельно;

планировать решение этой задачи;

анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя; освоить роли при работе в паре, в группе.

Предметные результаты:

определять специфические особенности научно-познавательного текста.

Основные понятия: историзмы, архаизмы, неологизмы, устаревшие слова.

Этапы урока

Ход урока

Отрабатываемые универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Добрый день, гости званые! Слово молвит Вам Алла Владимировна. Вижу очи ваши удивлённые. Почему?

* Не понятна речь, слова.

- Приглашаю вас отправиться на несколько столетий назад. Представьте себе, что вы оказались в далеком прошлом. В старинном русском городе…

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, создаем положительный эмоциональный настрой.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.


  1. Целеполагание

-Давайте послушаем, всё ли нам будет понятно?

-Постарайтесь запомнить непонятные вам слова.

Текст

«Эх, и сафьяну навезли! Кушак красив! И на персты есть, что надеть! Степан, глянь, вот те и рубель!

- О чем идет речь?

*не понятно, другие варианты

- Почему мы не понимаем, о чем говорят в старинном русском городе?

*используются непонятные нам слова

- Какие непонятные слова вы услышали?

*сафьян, кушак, перст, рубель

- А почему мы не используем эти слова в речи?

* они устарели, исчезли из употребления.

- Кто уже догадался, какова тема нашего урока?

*устаревшие слова

- Где можно встретить устаревшие слова?

*в пословицах, поговорках, в художественных произведениях.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Формулировать и аргументировать собственное мнение; самостоятельно формулировать тему урока; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, раздаточного материала; строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.

  1. Актуализация знаний учащихся


  1. Минутка чистописания

Слова: сафьян, кушак, перст, рубель

-Поднимите руки те, кому знакомы эти слова?

Запишите эти слова 1 строчку, каждое.

Личностные УУД:

Активизация личного опыта учащегося.

Регулятивные УУД:

Формулировать и аргументировать собственное мнение;

  1. Постановка проблемной ситуации

- Сейчас мы с ними поработаем.

Ученики делятся на 4 команды, учитель достает из сундука конверты со словами сафьян, кушак, перст, рубель и заданиями. Каждая команда получает конверт.

Содержание конверта

-Соедините слово с его значением.

Перст- палец ручной или ножной

Кушак- пояс из широкого длинного куска материи, шнура или ремня.

Сафьян- Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Рубель - ( ребрак, пральник)-предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки.

Группы называют свои результаты работы вслух, перед классом

- Какая группа правильно справилась с заданием?

- У нас мнения разделились.

- Мы можем сказать кто прав?

*нет

-Почему?

*недостаточно информации

Познавательные УУД:

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


  1. Концептуализация. Формулирование учащимися цели своего незнания


-Что мы можем узнать на уроке?

- Узнать какие слова называются устаревшими

-узнать значение устаревших слов

-пользоваться источниками для нахождения значения устаревших слов

- Мы определили задачи урока, а теперь каждый ДЛЯ СЕБЯ решите «Что вы хотите узнать сегодня на уроке?»

Запишите в тетради: «Я узнаю сегодня…..».

Это будет ваша индивидуальная цель, которую к концу урока нужно достигнуть.

Регулятивные УУД:

планирование, прогнозирование;

Познавательные УУД:

моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Работа со словарём

Где мы можем найти информацию об этих словах?

*спросить у взрослых, в словаре, в интернете.

- Один ученик ищет и зачитывает слово из словаря, второй работает с карточками на доске. Группы работают с карточками из конвертов.

Личностные УУД:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


  1. Физминутка

- Руки подняли и покачали,

- Это деревья в лесу,

- Руки нагнули, кисти встряхнули,

- Ветер сбивает росу,

- В стороны руки, плавно помашем

- Это к нам птицы летят,

- Как они сядут мы тоже покажем,

- Руки сложили назад.


  1. Работа по теме урока.

Справка об устаревших словах

Презентация: Устаревшие слова.

Слайд: Архаизмы, историзмы

Слайд: Архаизмы- это

Слайд: Историзмы- это

Слайд: Царевна несмеяна

Слайд: Задание по архаизмам

Слайд: Проверка

Слайд: Задание по историзмам

Слайд: Пояснение


  1. Обобщение

-Какая была цель урока?

-Достигли мы её?

-Докажите

Закончите фразу:

  1. Я понял…

  2. Я узнал…

  3. Я хочу узнать…

- Ребята мы с вами хорошо сегодня поработали.

- На партах у вас солнышки и тучки. Если на уроке всё было понятно, покажите солнышко. Если что-то осталось не понятым, покажите тучку.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать свое предположение на основе изученного материала.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Рефлексия

Работа с карточками: Соотнести понятия (архаизмы, историзмы, неологизмы).

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать свое предположение на основе изученного материала.


  1. Д/З

Найти в художественной литературе 5 устаревших слов и выписать их в тетрадь.


© 2010-2022