Лермонтов герой нашего времени

Акмолинская область Зерендинский район Чаглинская основная школа         Урок литературы   М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».       Автор: Ыбышева Айгуль Каирбековна                                 2014-2015 год   Урок 4. Тема: М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Цель: 1.знакомство с художественным текстом; обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиций учащихся; 2.воспитывать интерес к художественным произведениям; 3. развитие навыков монологической ... 2. Сюжет – совокупность событий художественного произведения. 1. «Бэла»  /4/ 2. «Максим Максимыч» /5/ 3. «Предисловие» 4. «Журналу Печорина» /6/ 5. «Тамань» /1/ 6. «Княжна Мери» /2/ 7. «Фаталист» /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи. 1. «Тамань» 2. «Княжна Мери» 3. «Фаталист» 4. «Бэла» 5. «Максим Максимыч» 6. «Предисловие» к «Журналу Печорина».   - Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина «Повести Белкина»? Почему у Гоголя сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»?. - Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как «записки», «сочинения»,  «длинная цепь повестей»? Запомним этот вопрос. III. – Восстановите хронологический порядок событий. Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком. - Восстановим картину, сделанную М. Ю. Лермонтов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Зерендинский район

Чаглинская основная школа


Урок литературы

М. Ю. Лермонтов.

Роман «Герой нашего времени».


Автор: Ыбышева Айгуль Каирбековна





2014-2015 год

Урок 4.

Тема: М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Цель: 1.знакомство с художественным текстом;

обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиций учащихся;

2.воспитывать интерес к художественным произведениям;

3. развитие навыков монологической речи.

Оборудование, наглядные пособия: портрет М. Ю. Лермонтова, текст романа.

Тип урока: лекция.

Методы: беседа.

Ход урока:

І Психологический настрой.

Поэтическая пятиминутка.

ІI. Побуждение.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиций. Век М. Ю. Лермонтова в романе. Печорин как представитель «портрета поколения».

Задание к уроку.

1. Чтение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Анализ композиций произведения.

А) Кто рассказывает историю Печорина?

Степень знакомства рассказчика с героем.

Его социальный статус.

Интеллектуально-культурный уровень.

Нравственные качества.

Б) Проанализируйте сюжет романа.

В) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание.

а) Рефлексия - лексическое значение слова.

4. Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М. Ю. Лермонтов.

Русское общество познакомились с «длинной цепью повестей» М. Ю. Лермонтов под общим названием «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале «Отечественные записки». В 1840 г. «Герой нашего времени» вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

- Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении «Героя нашего времени». Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?

Ответы учащихся.

Ко второму изданию «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов пишет «Предисловие», в котором настаивал на том, что «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

- Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М. Ю. Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов XIXвека, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Сохранить в себе веру целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности - центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». И это высказывание М. Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристкой эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого - значит ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять - это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. - Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

- Максим Максимыч - штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в «странностях» своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

- Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально- культурному уровню, чем Максим Максимыч. Печорина «…видел…только раз…в жизни на большой дороге». Впоследствии, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя-человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного.

- А где же автор? Почему он как бы уходит «за кулисы» повествования, «передоверяет» повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.

II. - Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

2. Сюжет - совокупность событий художественного произведения.

1. «Бэла» /4/

2. «Максим Максимыч» /5/

3. «Предисловие»

4. «Журналу Печорина» /6/

5. «Тамань» /1/

6. «Княжна Мери» /2/

7. «Фаталист» /3/

Фабула - события в литературном произведении в их последовательной связи.

1. «Тамань»

2. «Княжна Мери»

3. «Фаталист»

4. «Бэла»

5. «Максим Максимыч»

6. «Предисловие» к «Журналу Печорина».

- Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина «Повести Белкина»? Почему у Гоголя сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»?.

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как «записки», «сочинения», «длинная цепь повестей»? Запомним этот вопрос.

III. - Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

- Восстановим картину, сделанную М. Ю. Лермонтовым, «хронологических смещений». Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман - новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится «история души человеческой».

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.

Офицер-повествователь.

«Наблюдения ума зрелого над самим собою».

В. Г. Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла в русской литературе.

4. Домашнее задание: прочитать роман «Герой нашего времени».

5. Итоги урока



© 2010-2022