Конспект урока русского языка в 5 классе «Сочинение-описание по открыткам»

Учащиеся готовят материал для написания сочинения. Заранее учитель дает задание: подобрать открытки с изображением своих любимых цветов, найти легенды об этих цветах. Урок начинается со словарной работы, затем учащиеся знакомятся с историей появления открыток.Работая с текстами, учащиеся повторяют изученные орфограммы,анализируют тексты разного стиля с целью определения связи между содержанием.Чтобы немного отвлечься,ребята разгадывают загадки, рассказывают легенды.В конце урока составляется пла...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Приморская СОШ

Агаповский район Челябинская область
















Конспект урока русского языка в 5 классе


«Сочинение-описание по открыткам»














Подготовила: Сабитова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Приморская СОШ








2013

Тема: Сочинение-описание по открыткам

( урок развития речи)

Цель:

  1. Обучать написанию сочинения-описания; обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп; способствовать овладению синонимичными средствами языка; обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.

  2. Развитие аналитического мышления- формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие познавательных умений- формирование умений наблюдать, творчески подходить к решению задач; развитие общеучебных умений - умение работать в заданном темпе, пользоваться учебной и справочной литературой.

  3. Воспитание эстетических взглядов, развитие чувства прекрасного; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать внимательное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, экран, открытки с изображением цветов, выставка открыток, книг о цветах, раздаточный материал (образцы текстов различных типов)

Тип урока: урок - изучения нового материала (наблюдение и сбор материала к сочинению).

Вид урока: урок-беседа, урок - экскурсия.
























ХОД УРОКА

Этапы урока

Оргмомент

Работа по теме









Словарная работа




Объяснение нового материала








Работа с текстом




Работа по развитию речи


Лексическая работа



Закрепление
























Сравнительный анализ текстов








































Анализ текста































































Запись примерного плана к сочинению.



Подведение итогов урока.

Выставление и комментарий оценок



Информация о дифференцированном домашнем задании: написать сочинение - описание, нарисовать свой любимый цветок, отправить открытку.



Время


1 мин.




1мин



























2-3 мин














10мин






























1 мин














5мин



1 мин



10мин
























3 мин









































3 мин


































































































5 мин












1-2 мин





1-2 мин

Деятельность ученика и учителя

Приветствие учителя. Сообщение темы, целей, задач. Психологическая подготовка к восприятию темы.

Вступительное слово учителя:

  • Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно из самых совершенных ее воплоще­ний - цветы. Тысячелетиями люди пытались най­ти объяснение этому настоящему живому чуду. Сла­гали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных существ в изящные растения. Но, придумывая легенды и пре­дания, человек нередко сам творит чудеса, и созда­ния природы бледнели перед созданием его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза
    никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд садовода.

  • А что делать, ребята, если человек живет в услови­ях, где невозможно вырастить цветы?

  • Как поздравить родственника, друга, родителей, любимую и подарить им чудесные цветы, тому, кто, может быть, живет от него за сотни километров?
    Как вручить букет?

  • Кстати, знаете ли вы значение этого слова?

Букет - срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу.

Первые букеты появились во Франции в 14-15 вв.Составление букетов подчинялось строгим правилам: запрещалось использование желтых цветов- их считали символом разлуки.

- Так как же нам поздравить родственников, если они живут далеко?

- Правильно, можно послать художественную телеграмму или открытку с изображением цветов. Знаете ли вы, когда появились открытки?

Один из учащихся подготовил сообщение.

В Россию первые поздравительные открытки пришли из Англии Англичане могли ими любоваться уже в ноябре 1795года.

На первых, привозимых купцами, открытках был один рисунок без надписи- ее потом писали на русском языке, и стоила эта открытка немалые деньги.

Первые иллюстрированные открытки появились немногим более 100 лет назад. В России первые открытки выпустили к Рождеству и Пасхе 1898 г. В сюжетах господство­вал русский стиль с заснеженными избушками, мехами, тройками и нарядными крестьянскими детьми. Они часто украшались «снегом», кото­рый делался из борной кислоты и выглядел как настоящий.

С начала XX в. миллионы людей привыкли посылать и получать поздравления к празднич­ным и семейным событиям.

Открытки сегодня - произведения искусства, но все же главное - слова. В наш сухой век теле­фонов, телетайпов и телефаксов получить поздрав­ление с живым текстом особенно приятно. Не за­бывайте никогда поздравить близких вам людей.

Задание: прослушайте текст и ответьте на вопросы.

Весною в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. Его сине-фиолетовый, а иногда и желто- коричневые лепестки с жилками, как тонкая сеточка, весьма своеобразны. За окраску цветов это растение названо в Древней Греции ирисом-« радугой».У нас в России этот цветок называют еще « петушком».

- О каких особенностях цветка рассказывает автор?

- Какие для этого использует художественные средства?

- Кто знает легенду о нем? (легенду рассказывает подготовленный ученик. Легенда в приложении)

Учащиеся рассказывают легенды о сирени, хризантеме, незабудке. (материал в приложении)

Учащиеся разгадывают загадки.

1. Был тугим он кулачком,

А разжался- стал цветком. (бутон)

2. И не ежик,

И не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. ( кактус)

3. Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок - лепестками гадают.

Но чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, …срывать. (ромашка)

4. Глядит из-под снега

Зеленый росток.

Он - первый, весенний

Студеный цветок. (подснежник)

5. Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие…

Ай -ай - ай! Колючие! (роза)

6. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (ландыши)

Текст №1

Ландыш относится к с..мейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цв..тки собраны в к..лосья, пло..-ягода опыляется с помощью насекомых. Ландыши шир..ко распространены в л..сах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цв..ты и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

Текст №2

В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат- это цветет белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и резные белоснежные цветы- это все ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями - и задрожат, качая головками, цветы-колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

Определите стилевую принадлежность текстов, аргументируйте свой ответ.

- Где можно встретить такое описание, как в первом тексте?

- Правильно, в учебнике биологии, в энциклопедии.

- Где можно встретить такое описание, как во втором тексте?

- Правильно, в любом художественном произведении.

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся - улыбнулся:

- Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!

Догадались, о каком цветке идет речь?

(Одуванчик)

М.Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда -нибудь на свой промысел - он впереди, я - сзади.

- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цвету­щих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - зо­лотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и за­метил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуван­чик, и оказалось, что он сжал свои лепест­ки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Примерный анализ текста.

Перед нами - описание. Тема его - признаки хорошо известного всем оду­ванчика; но здесь указываются не те признаки, которые отмечает научный стиль речи, а сообщаются личные дет­ские впечатления от цветов, детские эмоции от давней встречи с «этими не­интересными цветами». Это художе­ственный стиль речи.

Порядок указания признаков осно­вывается на хронологии знакомства с одуванчиком: вот первые впечатле­ния от цветка (пригоден для забавы), вот последующие, которые вызывают у детей изумление и признание. Все описание построено на противопостав­лении поверхностного знакомства с цветком и последующего, своими си­лами добытого знания о разумной орга­низации жизни одуванчиков. Чувство противопоставления у читателя воз­никает еще в начале первого абзаца, когда было отмечено, что одуванчик - просто забава. И вскоре оно оформ­ляется безусловно, когда появляется противительный союз: «Но раз мне удалось...»

Отношение к цветку меняется, и прежнее определение неинтересный цве­ток уступает совсем иному мнению: «Одуванчик стал для нас одним из са­мых интересных цветов». Так сомкну­лись начало и конец рассказа, так текст стал законченным.

Отсюда становится понятной и идея рассказа: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней вни­мательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть.

Приложение

1.Почему сказано цветущих («...от мно­жества цветущих одуванчиков»)? Может быть, это слово лишнее?

2.Нужно ли было говорить отыскал одуванчик? Ведь на лугу было множество одуванчиков.

3.Почему автор говорит раскрывает свои ладони? Разве у одуванчика есть ладони ?

4.Свое наблюдение автор называет от­крытием - Прав ли он?

Ни строительство дома, ни путь капитана. Не получатся, если их делать без плана. Будь как строитель и как капитан, Готовишься к делу - обдумывай план!

План составляется коллективно под руководством учителя.



Примерный план:

I. .Красота обитает повсюду.

II. Описание цветка, изображенного на открытке:

  1. общий вид;

  2. цветок;

  3. стебель;

  4. история названия;

  5. воспета в песнях его красота.

III. Цветы - олицетворение прекрасного.



Методы

Метод монологического изложения

Метод диалогического изложения


























Исследовательский метод

















































Эвристический метод
































































Метод диалогического изложения

Литература:

1.В.В.Васильева,Г.Н.Пищева Современные открытые уроки русского языка.5 класс.-

Р н/Д: изд-во «Феникс»,2002

2. М. Пришвин «Золотой луг»

© 2010-2022