Модульный урок в 7 классе Систематизация и обобщение по теме Союз

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Систематизация и обобщение по теме «Союз».

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цели урока: 1) дать понятие о сочинительных и подчинительных союзах 2) уметь отличать от предлогов

3) развивать навыки грамотного письма, грамотной устной речи;

4) воспитывать ответственность за результат своего труда и своего товарища

5) умение работать в коллективе, умение слушать.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Карта учащегося

ПАМЯТКА для работы по модулю:

Дорогой друг!

Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме, используя Оценочный лист.

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. Не забывай, что у тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Фраза «Работа в парах!» означает, что при выполнении этой работы тебе придется помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Работа в парах требует спокойной, без криков, работы, взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!

Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.

УЭ-0

2 минуты.

Интегрирующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их.

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

4. Закрепить умения и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

УЭ-1

5 минут

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

1. Запишите число и тему урока.

2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

3. Прочитайте текст, представляющий собой набор высказываний ученых-лингвистов о союзах.

"Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы - частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Обратите внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз - выразитель того или иного сочетания". Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения. А вот высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

4. Выполните проверочную работу.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

1.Кто из ученых-лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?

2.Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?

3.Как называет союзы Срезневский?

4.Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?

5.С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Самостоятельная работа с текстом.

Самопроверка.

УЭ-2

5 минут

Цели: 1.Закрепление знаний о простых и составных союзах. 2. Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.

Задание: сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белок не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Работа в парах.

Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.

УЭ-3

15 минут

Цели: дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

2. Комментированное письмо.

Задание1.: дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Задание 2: образуйте из простых предложений сложные.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Задание 3:

Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда…, он сидел на диване.

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда…

3) Прошла целая неделя, пока…

4) Пока…, наступила ночь.

Какие союзы вы использовали?

Работа в парах

УЭ-4

10 минут

Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.

1.Тестирование учащихся.

Тест по теме "Союзы"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.

Индивидуальная работа.

Контроль учителя.

УЭ-5

5 минут

Цель: Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

3. Оцените результаты своей работы на уроке:

А) Я все понял, могу объяснить материал другому.

Б) Я все понял, но объяснить другому не смогу.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.

Самооценка.

Заполнение оценочного листа.

УЭ-6

Подведение итогов урока.

Комментарий домашнего задания.

3 минуты.

Домашнее задание.

Для тех, кто набрал 10-15 баллов: Прочитать материал параграфа 32, выполнить упражнение 390 (по заданию).

Для тех, кто набрал 16-20 баллов: упражнения 389, 391.

Для тех, кто набрал 21-30 баллов: составить тест по теме «Союзы»





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Учебный

элемент

(этапы работы)

Критерии оценивания

Количество

баллов

(заполняет учащийся)

УЭ - 1

Проверочная работа

Без ошибок - 5б

Одна ошибка - минус один балл, т.е. 4 верно - 4 балла,

3 верно - 3 балла и т.д.

Мах 5 баллов

УЭ-2

Взаимопроверка.

Задание 1

Без ошибок - 5б

4 балла - ученик допустил одну, две ошибки, частично выполнил задания;

3 балла - ученик допустил три - пять ошибок, частично выполнил задания или не допустил ни одной ошибки, но не выполнил задания.

Мах-5 баллов

УЭ - 3

Работа в парах

Задание 1. -4балл.

Задание 2. -4 балл.

Задание 3. -4 балл.

Мах-12 баллов.

УЭ - 4

Тестовая проверка знаний, умений, навыков по теме урока

1-2 ошибки-5 баллов,

3-4 ошибки -4 балла

5 ошибок - 3 балла
6 и более -2 балла

Мах 5баллов

УЭ-5

Самооценка.Мах-5 баллов.

Мах-3 баллов.

Итоговый балл

за работу

30б - 26 б «5»

25 б - 21 б «4»

20б - 16 б «3»

Менее 15б «2»

Max 30 баллов

Ф.И. учащегося _____________________________




Ключ.

УЭ-1

1.Срезневский, Шахматов, Ломоносов.

2.Со-вместе, ЮЗЪ- узы, узел.

3.Частицы речи.

4.Между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.

5 .Клей или гвоздь.

УЭ-2

Предложения с простыми союзами: 1,2,3.

С составными-4,5

5 баллов - ученик не допустил ни одной ошибки, выполнил все задания;

4 балла - ученик допустил одну, две ошибки, частично выполнил задания;

3 балла - ученик допустил три - пять ошибок, частично выполнил задания или не допустил ни одной ошибки, но не выполнил задания.

УЭ-3

Задание 1-4 балла

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи и молчит. (Или другой вариант)

2)Он задумчиво сидел в гостиной и думал о ней. ( или другой вариант0

3)День стоял солнечный и теплый. ( или другой вариант)

4)Кругом зеленели березы и осины. ( или другой вариант)

Задание 2:.-4 балла

1)Костер полыхал ярко, и кругом разлетались искры. ( или другой вариант)

2)Засвищут скоро соловьи, и наступит лето. ( или другой вариант)

3)После обеда все разошлись, и в доме стало тихо. ( или другой вариант)

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча, и пошел дождь. ( или другой вариант)

Задание 3:-4 балла

Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда она пришла , он сидел на диване. (когда- =), [ - =]

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда она получила подарок . [- =], (когда - =).

3) Прошла целая неделя, пока мы собрались на отдых. [ = -], ( пока - =).

4) Пока мы пришли домой, наступила ночь. ( пока - = ), [ = -].

УЭ-4 (тест)

1-а; 2-б,в; 3-а; 4-а,б;5-а; 6-б.г; 7-а; 8-б,г; 9-б; 10-б,в.

1-2 ошибки-5 баллов,

3-4 ошибки -4 балла

5 ошибок - 3 балла
6 и более -2 балла.

© 2010-2022