Разработка урока по русскому языку 9 класс

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные и                                 сложноподчиненные предложения» Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, формировать  нормы правильной литературной речи. Образовательные задачи:     •закрепление  полученных знаний о СПП и ССП;     •систематизация  знания учащихся с целью подготовки к ВОУД. 1. Развивающие задачи:     •развитие умения сравнивать, комментировать, делать выводы;     •развитие навыков исследовательской деятельности;     • развитие  умений излагать свою точку зрения, выделять общие и       существенные признаки. 2. Воспитательные задачи:     •воспитание потребности в самостоятельном поиске правильных ответов при работе с учебником;     •воспитание  таких нравственных качеств, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие через творчество выдающихся умов человечества.   Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль  знаний). Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера). Оборудование урока: проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint» , разработанная учителем к данному уроку, интерактивная доска, учебник, тетради,  тестовик для подготовки к ВОУД.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные и

сложноподчиненные предложения»

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, формировать нормы правильной литературной речи.

Образовательные задачи:

•закрепление полученных знаний о СПП и ССП;

•систематизация знания учащихся с целью подготовки к ВОУД.

1. Развивающие задачи:

•развитие умения сравнивать, комментировать, делать выводы;

•развитие навыков исследовательской деятельности;

• развитие умений излагать свою точку зрения, выделять общие и существенные признаки.

2. Воспитательные задачи:

•воспитание потребности в самостоятельном поиске правильных ответов при работе с учебником;

•воспитание таких нравственных качеств, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие через творчество выдающихся умов человечества.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint» , разработанная учителем к данному уроку, интерактивная доска, учебник, тетради, тестовик для подготовки к ВОУД.

Ход урока

Не может быть хорошего прозаика,

Если он не слышит, как звучит слово,

Как чередуются в нем звуки

Киктенко В.И

1.Слайд 1: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно»

Б.Житков

-Когда, ребята, будет от учения «радостно и победно»? (Ответы учащихся)

-Я надеюсь, что сегодня, урок будет для вас и меня интересным и полезным.

2.Слайд 2.

Сегодня мы должны закрепить всё, что знаем о ССП и СПП.

Задача урока: «Сравнивать, углублять, закреплять»

Знания должны, помочь вам в подготовке сдачи ВОУД.

А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество великих умов человечества, поэтому эпиграфом к уроку взяты слова поэта Киктенко.

Слайд 3: Не может быть хорошего прозаика, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

В. Киктенко

3. Начнём урок с проверки домашнего задания.

а) Группа №1

«Если вы хотите понравиться людям…»

Задание: Составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д. Карнеги:

Слайд 4:

- чаще улыбайтесь;

-искренне интересуйтесь жизнью других людей;

-умейте выслушать до конца говорящего с вами;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Образец:

1) Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

2) Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

3) Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.

4) Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

б) Группа № 2

Задание: Сохранив структуру предложений в тексте Д. Лихачёва о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему:

Слайд 5:

Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание - это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

(По Д. Лихачеву)

Образец:

Доброжелательность, отзывчивость, чуткость делают человека приятным и милым. Человек, который относится к окружающим с недоверием, неуважением и какой-то злобой, - это обычно человек равнодушный, бессердечный, жестокий. Он не только портит настроение всем вокруг, но и прежде всего своей грубостью, подозрительностью изводит себя самого, укорачивает свою жизнь.

в) Группа 3

- Определите тему и основную мысль текста.

- Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

-Определить стиль. Доказать свое мнение.

- К какому типу речи относится данный текст?

- Определите способ связи предложений в тексте.

-Спишите текст, обозначив орфограммы, проанализировав их.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака.

Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту: «Предоставляю вам право выбора оружия»

-Превосходно, - ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

4.Итак, проведём орфографическую дуэль: пишем словарный диктант с взаимопроверкой.

Рассердился, речонка, плодово-овощных, подрастали, удивительный, обедняет, прислушаться, пребывать в городе, прибывает поезд, подпись*, роспись*.

5. Схематический диктант:

Цель: проверить умения различать, что связывает союз и - однородные члены, части сложных предложений. Определить виды простых предложений, входящих в состав ССП.

Слайд 6:

Разработка урока по русскому языку 9 класс

6.Вопросы:

1) Какие ещё сочинительные союзы вы знаете? Назвать их по группам

2) Всегда ли ставятся знаки препинания перед союзом и в ССП?

Дублёры 3-х групп проводят опрос «Проверка знаний».

7.Выписать из текста предложения, соответствующие следующим схемам.

Слайд 7:

Разработка урока по русскому языку 9 класс

8.Запишите одно предложение для синтаксического разбора.

9. Исследовательская работа в парах.

Следующая задача урока - провести исследование:

Какие ССП и СПП встречаются в стихотворениях и романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

• А теперь, ребята, закройте текст и по памяти запишите одно предложение из любого произведения поэта, так чтобы предложение было СПП или ССП.

10.Тесты

Слайд 8

11. Задание к упражнению 369(устно): прочитать текст, сделать вывод.

Вывод: Человек должен хорошо знать свой язык, понимать и ценить поэтическую речь. Для этого нужна упорная каждодневная работа над словом. Поэтому эпиграф урока говорит об этом. Он не остается в стороне.

Мы работали сегодня под этим девизом: «Не может быть хорошего прозаика, если он не слышит, как звучат слова, как чередуются в нем звуки»


12. Слайд 9.Рефлексия

Разработка урока по русскому языку 9 класс

В начале урока я пожелала , чтобы учиться вам было радостно, трепетно и победно.

Я надеюсь, что вы с удовольствием совершили путешествие в прошлое…, в «золотой век» русской литературы.

Я хочу признаться, что мне как учителю было интересно с вами работать.

А как вы считаете? Достигли мы поставленных целей? Интересно было вам?

Сформулируйте свои мысли, опираясь на вопросы слайда

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Сложноподчинённые предложения вокруг нас»

© 2010-2022