Конспект урока Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Имя числительное» (6 класс).

Тип урока: интегрированный (русский язык и история ХМАО).

Вид урока: повторение и применение новых знаний.

Технология: информационно-компьютерная.

Форма работы: групповая

Время проведения: 2 урока.

Цели: 1. Повторение и систематизация знаний учащихся по данной теме.

2. Закрепление следующих умений учащихся: умение находить числительные в тексте, правильно писать их в соответствии с правилами орфографии, склонять по падежам, употреблять числительные с другими частями речи, соблюдая нормы произношения.

3. Привитие интереса как к русскому языку, так и к истории родного края.

Оборудование урока: учебники русского языка и истории ХМАО, справочники, презентация, компьютер, демонстрационная доска, макет телевизора, выставка краеведческой литературы (с данной литературой учащиеся знакомятся на перемене).

Ход урока


Вступительное слово учителя (слайд №1): Сегодня у нас необычный урок, интегрированный. На уроке русского языка мы будем, ребята, говорить об истории нашего округа и об истории нашего посёлка. Мы как бы совершим заочную экскурсию в прошлое и настоящее родного края. А заодно повторим всё, что мы знаем об имени числительном. И знаем мы с вами не так уж мало. Посмотрите на план урока.

Слайд № 2 План урока:

1. Имя числительное как часть речи.

2. Числительные, обозначающие

целые числа.

3. Дробные числительные.

4. Собирательные числительные.

5. Порядковые числительные.

6. Занимательная морфология.

Работать мы будем по группам, в каждой группе есть руководитель, который будет вести оценочные листы и помогать вам в выполнении заданий.


  • Расскажите о числительном как о части речи (сообщение учащегося)

Слайд № 3 Задание № 1
Запишите предложение, заменяя цифры словами. Найдите числительные и подчеркните их как члены предложения.

*Первое зырянское семейство на территории земли Югорской поселилось в 1842 году на месте будущей деревни Саранпауль.

Проверка: комментированный ответ.

Слайд № 4 Задание № 2
Прочитайте предложение. Сделайте морфологический разбор имени числительного.

*За право поселиться на месте будущей деревни Саранпауль каждый дворохозяин заплатил владельцам земли - манси 25 рублей.

Слайд № 5 Морфологический разбор имени числительного (самопроверка)

Двадцать пять - числит.

I. Заплатил (сколько?) двадцать пять (рублей)

Н. ф. - двадцать пять.

II.Пост. - сост., колич., целое; непост. -

в вин. падеже.

III. Что? двадцать пять рублей


  • Расскажите о числительных, обозначающих целые числа (сообщение учащегося)

Слайд № 6 Задание № 3
Прочитайте текст. Спишите, заменяя цифры словами. Подчеркните орфограммы в числительных.

*По данным переписи 1897 года в Берёзове проживало 132 человека зырян, в ближайшей городской округе - 35, по Северной Сосьве - 52 человека, по Ляпину - 451 человек. К концу столетия в Саранпауле насчитывалось до 40 домов и примерно 300 душ населения.

Слайд № 7 Проверь себя (самопроверка)

  • Тысяча восемьсот девяноста седьмого

  • Сто тридцать два

  • Тридцать пять

  • Пятьдесят два

  • Четыреста пятьдесят один

  • До сорока

  • Триста

Слово учителя (слайд №8): А сейчас мы проведём конкурс на замещение вакантной должности диктора телевидения телеканала «Югра». В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой группы. Их задача - прочитать тексты выразительно, соблюдая грамматические и орфоэпические нормы в произношении слов, особенно числительных.

Слайд № 9 Учащиеся читают тексты на тему «Великая Отечественная война в судьбе края (1941 - 1945 г.г.)». Тексты взяты из учебника «История Ханты-Мансийского округа с древности и до наших дней» (стр. 369 - 373). Участники готовятся к конкурсу заранее. Класс играет роль телезрителей, которые должны оценить выступления.


  • Расскажите о дробных числительных (сообщение учащегося)

Слайд № 10 Задание № 4
Прочитайте предложение. Найдите дробное числительное. Самостоятельно просклоняйте его вместе с зависимым словом.

*В 1975 году добыча газа в Ханты-Мансийском округе составила 1,5 всего газа, добываемого за сутки в стране.

Слайд № 11 Проверь себя (самопроверка)

И.п. одна пятая газа

Р.п. одной пятой газа

Д.п. к одной пятой газа

В.п. одну пятую газа

Т.п. одной пятой газа

П.п. об одной пятой газа

В чём особенность склонения дробных числительных и зависимого слова?


  • Расскажите о собирательных числительных (сообщение учащегося)

Слайд № 12 Задание № 5
Читая предложения, исправьте речевые ошибки.

1. В городе работает семеро кинотеатров. 2. В обеих крупных районах живут около двести пятьдесят человек. 3. Трое ученических бригад приняли участие субботнике.


  • Расскажите о порядковых числительных (сообщение учащегося)

Слайд № 13 Задание № 6
Найдите порядковое числительное и объясните орфограммы, связанные с написанием данного числительного.

*В 2000 году Ханты-Мансийск торжественно отметил семидесятилетний юбилей со дня образования округа.

Слайд № 14 Занимательная морфология

Прочитайте тексты, заменяя цифры словами.

*Вскоре 7я 40и сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы-40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Слово учителя (слайд № 15): Итак, мы завершили заочное путешествие в прошлое и настоящее родного края и выполнили задачу нашего урока: вспомнили и повторили всё, что мы знаем о числительном. Спасибо всем за работу!


© 2010-2022