Лингвистические задания на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т. Ю. Воробьёва

МАОУ лицей № 21г. Иванова

Лингвистические задания на уроках литературы

Текст - это многогранная единица, в которой соединяются, «сплетаются» единицы всех других ярусов: звуки, слова, словосочетания свободные и устойчивые, определённые синтаксические конструкции.

Именно в этом мы видим тесную взаимосвязь уроков русского языка и литературы, так как главным на занятии по анализу любого текста должно стать пристальное внимание к слову - его значению, звучанию, форме и даже написанию, к построению предложений и авторским знакам препинания. Такое «погружение» в текст поможет учащимся понять многозначность формулы «Литература - искусство слова» и иное название литературы - словесность. Поэтому анализ текста на уроке литературы необходимо вести под «лингвистическим микроскопом», так как задания лингвистического характера способствуют постижению школьниками авторского замысла без дополнительных пособий, содержащих уже чьи-то готовые суждения.

Проиллюстрируем справедливость этой мысли конкретными примерами из опыта работы.

В 8 классе при изучении очерка В. Г. Короленко «Огоньки» предлагаем ребятам найти метафоры и символы, раскрывающие прямой и переносный смысл миниатюры. Восьмиклассники без труда отвечают, что живой огонёк, манящий путника своей близостью, - символ достижения цели в жизни, текущей в угрюмых берегах, и, чтобы приблизиться к цели, «приходится налегать на вёсла».

Гораздо интереснее для учащихся оказывается исследовательское задание - проследить по тексту очерка В. Г. Короленко «Мгновение», как из- меняется в этом тексте символическое наполнение образа «огоньков». В 1 главе вспыхнувшие в стенах форта огни - «несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном» - видит запоздалый моряк. Для него это робкая, несмелая надежда на спасение посреди ревущего «глубоко и протяжно» моря, торопящегося «с грозной сознательностью» «покрыть это единственное судёнышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов». Во 2 главе мы узнаём о спасении рыбака, но почему же огонёк в окне угловой башни светил «неуверенно»? Ответ на этот вопрос даёт анализ 3 главы, в которой мы знакомимся с узником испанской военной тюрьмы - инсургентом и флибустьером Диацем, жизнь которого состояла в воспоминаниях (символом этих воспоминаний становятся ожидаемые узником, сверкающие в горах «огоньки выстрелов с клубками дыма») и, может быть, в надежде… Сомнения автора в стойкости разбойника доказывает и символический образ огонька, который «опять заколебался красными отражениями на поверхности валов».

С годами Диац успокоился, перестал долбить решётку, а его жизнь стала напоминать «тупой, тяжёлый и бесследный сон». Просим ребят найти в 3 и 4 главах однокоренные слова, характеризующие состояние Диаца: «успокоился» - «когда море, успокоившись, ласково лизало каменные уступы острова, он также успокаивался» - «его держало…сонное спокойствие отдаленного берега» - «Диац спал спокойно»;

смотрел «с тупым равнодушием» на дальний берег - «выражение тупого страданья» на лице узника - берег «тупо» дремлет в своих туманах.

Диац, попавший в заточение «полным сил и любви к жизни и свободе», стал безразличен к своей судьбе. В 5 главе очерка дважды возникает символическая деталь - огонёк в башне узника, светивший «ровным, немигающим светом», и дважды автор указывает на то, что «желтоватый свет фонаря» «ровно и бесстрастно» падал на стены, пол, матрац в камере инсургента. Что же символизирует этот «ровный, немигающий свет»? Спокойное осмысление своего положения или «рабью» покорность Диаца? Предлагаем ребятам выяснить различие в лексическом значении однокоренных прилагательных «рабский» и устаревшего «рабий», употреблённого в очерке Короленко: «Рабья лодка с рабьего берега…» «Рабий» - притяжательное прилагательное, в этом контексте означающее самостоятельный выбор человека: он сам сковал свою внутреннюю свободу, отказавшись от дальнейшей борьбы.

Однако дым костров и пожаров на дальнем берегу, «необычное движение» в форте, могучий шум моря, взгляд на себя, «спящего тяжёлым сном», со стороны прояснили сознание Диаца, оживили давно угасшие желания. Бывший невольник совершает побег, бросаясь в кипящее море. И в это мгновение, когда он оглядывается назад, ему кажется, что «тёмный островок колыхнулся и упал в бездну, вместе с ровным огоньком, который до этого мгновения следил за ним своим мёртвым светом». А впереди - только «хаос и буря». Как изменилось наполнение символического образа? Упавший в бездну огонёк - символ неповиновения обстоятельствам, возродившихся душевных сил, готовности к борьбе.

Дальнейшая судьба Диаца не известна, но ясно одно, что в нём пробудилась жизнь и он обрёл долгожданную свободу, пусть на несколько мгновений, но после «целых годов прозябания». И «белые вспышки дыма» в лагере инсургентов - одно из предположений об участи беглеца и явное подтверждение его освобождения от «рабьей» покорности.

Необходим ли такой обстоятельный анализ текста на уроке в 8 классе? Ведь основная мысль очерка ясна и перекликается с идеей поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? Мы убеждены, что такое «погружение» в текст нужно, потому что, во-первых, приведёт учеников к выводу о многозначности символа и, во-вторых, позволит постепенно формировать личность квалифицированного читателя, способного не только извлечь из произведения определённые мысли, но и рассмотреть те сигналы, в которых эта мысль сосредоточена.

Ученик, овладевающий этим умением в среднем звене, сможет использовать открытые им законы понимания художественного текста при анализе в старших классах более сложных произведений. Приведём фрагмент урока в 10 классе, на котором идёт работа со словом.

В арсенале писателя - сатирика много приёмов, создающих гротескный образ: намёки, ассоциации, обобщения, мастерское владение словом. На занятии «Щедринские уроки потомкам», посвящённом анализу главы «Подтверждение покаяния. Заключение» из «Истории одного города», просим десятиклассников объяснить характеристику Угрюм - Бурчеева в «Описи градоначальникам»: он - «бывый прохвост». Обратившись к словарю В.И.Даля, ученики обнаружат смысловую двузначность этой фразы писателя, умело играющего со значениями слов. «Бывый прохвост» - это и бывший профос - военный парашник, убирающий в лагере все нечистоты, и бывалый, опытный подлец, негодяй. Соединив эти значения, приходим к ужасающему выводу: бывший профос, недобросовестно исполнявший свои обязанности, теперь управляет городом, став прохвостом властным, привыкшим к махинациям на самом высоком уровне.

Этот вывод подтверждается и при выполнении следующего задания: найдите предложение, в котором сконцентрированы основные качества Угрюм - Бурчеева, и докажите справедливость каждой характеристики: «Он был ужасен; но, сверх того, он был краток и с изумительною ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством». В одном предложении собрано пять характеристик, каждая из которых требует «развёртывания» в отдельное размышление.

Угрюм - Бурчеев «ужасен», подобен стихии, всё сметающей на своём пути и вызывающей опасение за человеческую природу вообще. Он «краток» (немногословен), так как единственное слово, «которым он выражал движения своей души», было слово «Зачем?» Этот вопрос он задавал не только обывателю, приходившему к нему с жалобами и претензиями, но и реке, которую не предвидел в своём проекте. «Зачем?» - бормотал он, глядя на светила небесные, возможно, в упоении гордости считая, что он один может затмить всё и вся, даже Солнце. «Гони!» - командовал он глуповцам, пытаясь укротить реку. «Уйму! Я её уйму!» - мечтал градоначальник «устранить» бурное течение, а самая длинная фраза - «От сих - до сих!» - выражала его бредовый приказ ограничить течение реки. Десятиклассники делают вывод, что краткость Угрюм - Бурчеева не является «сестрой таланта», а подтверждает прямо противоположную характеристику - его «изумительную ограниченность».

Последний глуповский градоначальник, действительно, удивительно ограничен: «район, который обнимал кругозор этого идиота, был очень узок»; его идеалы - «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы»; разум он считал злейшим врагом; невежество было для него прочнее знания, придавало ему твёрдость и уверенность в своих поступках, а главное - делало его непреклонным.

Десятиклассники без труда подберут синонимы к этому слову: непреклонность - это стойкость, твёрдость. Но непреклонность Угрюм - Бурчеева была особого рода, она не являлась его внутренней потребностью или каким - то убеждением. Его непреклонность сменила страстность и действовала «с регулярностью самого отчётливого механизма», а значит, перед читателями возникает образ механической куклы, неодушевлённого существа, лишённого чувств, страданий, сомнений, смыслом жизни которого становятся угнетение и произвол. Как отмечает Салтыков - Щедрин, непреклонность Угрюм - Бурчеева почти граничит с идиотством. И снова писатель умело играет со значениями слов. Граничить - это значит не только «иметь общую границу», но и «иметь сходство, совпадать». Следовательно, непреклонность Угрюм - Бурчеева совпадает с глупостью, бессмысленностью, дуростью.

Какой же тип возникает при суммировании всех этих качеств? Это «чистейший тип идиота», или «идиот властный». И первое предупреждение Салтыкова - Щедрина потомкам десятиклассники формулируют так: «Страшно, опасно, когда государством управляет идиот, «идущий напролом», совершающий свои бессознательные злодеяния безнаказанно, утративший «органическую связь» с миром».

А результат его правления уместился в одном предложении: «Разрушил старый город и построил другой на новом месте». Просим ребят найти антонимы в этой фразе: «разрушил - построил», «старый» - ожидаем увидеть «новый», а видим - «другой». И почему «на новом месте»? Ответы просты: «создавать», в представлении Угрюм - Бурчеева, не значило «улучшать»; место, где стоял старый Глупов, опостылело ему: там не повинуются стихии, а Он (почему местоимение написано с большой буквы и выделено курсивом?) задумал «уловить вселенную» и взять на себя бразды правления всем миром.

Затем десятиклассники читают об образцовом городе, план которого возник в «систематическом бреду» Угрюм - Бурчеева, сравнивают Непреклонск с утопическими городами, делают вывод о нивелляторстве - уравнивании, обезличивании людей - как об угрозе обществу, подрыве его основ. А результат - пустыня, вместо неба - серая солдатская шинель, не Рай, а Ад, Конец света.

Такой урок запоминается ребятам не только тем, что они услышали голос сатирика, обращённый в будущее, но и исследовательской работой над словом.

Какие ещё лингвистические задания возможны на уроках литературы?

Предлагаем восьмиклассникам отметить необычность рядов однородных членов, включённых в описания героев. В портрете Аси, героини одноимённой повести И.С.Тургенева, ученики отмечают необычное сочетание однородных определений «чёрные, светлые глаза»: «Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами». Оказавшись рядом, эти определения создают не только внешний, но и внутренний, психологический, портрет героини: Ася - необыкновенно светлый образ с чистой, открытой душой.

Вспомним и описание Ивана Дмитриевича Громова из повести А.П.Чехова «Палата № 6»: «Речь его беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах, и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее. Когда он говорит, вы узнаёте в нём сумасшедшего и человека». Появление союза «и» между дополнениями неожиданно, причём некоторые дети отмечают, что в их изданиях чеховской повести союза нет. Для чего же потребовалось это короткое слово писателю? Благодаря однородным членам, соединённым союзом «и», автор даёт герою неоднозначную оценку: для окружающих Громов - больной, сумасшедший, для писателя - мыслящий человек, не мирящийся с пошлостью жизни, всё ещё упорный в борьбе с общественными пороками. Дальнейшая работа над текстом повести подтверждает этот вывод и приводит к другому: в мире перевёрнутых ценностей нормальный, мучительно переживающий за несовершенство человеческих отношений, оказывается сумасшедшим, объявляется вне закона.

А в повести А.С.Пушкина «Метель» ряды однородных обстоятельств цели и определений помогают добиться комического эффекта, передают иронию автора над своими героями: «…соседи поминутно ездили к нему (Гавриле Гавриловичу Р.) поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, Прасковьей Петровною, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу». Не все ученики чувствуют лёгкую иронию автора над героями, которые свою любовь играли по образцу французских романов. Философский подтекст повести и необычность пушкинского языка - вот две причины, по которым произведение теперь изучается не в 6, а в 8 классе.

Не менее интересны наблюдения за фразеологическими оборотами, использованными в ткани художественного текста.

Так, при изучении в 8 классе комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» предлагаем

ребятам задания:

1) найти изменённые писателем фразеологизмы и объяснить, с какой целью это сделано;

2) назвать устойчивые выражения, вышедшие из комедии в жизнь.

Выполняя первое задание, восьмиклассники назовут, например, знаменитую фразу Земляники: «С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все, как мухи, выздоравливают» (вспоминаем фразеологизм «как мухи дохнут», скрывающий истинное положение дел в богоугодных заведениях уездного города Н.) или замечание Анны Андреевны дочери, заставшей Хлестакова на коленях перед маменькой: «У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове…» - намёк на то, что Марья Антоновна - достойная дочь своего отца - Сквозника-Дмухановского. При выполнении второго задания ученики вспомнят выражения «А подать сюда Ляпкина - Тяпкина!», «срывать цветы удовольствия», «с Пушкиным на дружеской ноге» и другие.

А на уроке внеклассного чтения по повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции» размышляем над словами завуча, обращёнными молодому учителю географии, вступившемуся за права детей из классов «Д» и «Е», в которых учатся дети из неблагополучных семей: «…не так уж легко по капле выдавливать из себя буйнопомешанного буревестника». Интересно и то, что повествователь, ученик класса коррекции Антон Антонов, услышав эти слова от своего одноклассника, подслушавшего разговор завуча с географом, спрашивает: « - Эй, Овсянников, ты что - Горького с Чеховым читал, что ли?» Это ли не доказательство того, что в класс коррекции попадают не только умственно неполноценные «отбросы общества»?

Итак, в своей статье мы показали примеры лишь некоторых упражнений лингвистического характера на уроках литературы. Но в художественном тексте значимо всё, поэтому важны наблюдения и за звуковым обликом слова, внимание к его форме, к необычным синтаксическим конструкциям, авторским знакам препинания.

Турецкий писатель, поэт Назым Хикмет сказал: «Чтение - это нечто объединяющее зрение, слух, чутьё и мышление». И задача учителя - воспитать личность читателя, способного представлять (видеть), слушать, чувствовать и осмыслять прочитанное. Эту задачу помогут решить уроки Словесности, которыми должны стать все уроки литературы.

© 2010-2022