Конспект по русскому языку для 6 класса по теме «Имя существительное»

"Описание материала: Данный урок является повторительно-обобщающим в ряду уроков по разделу «"Имя существительное» и проводится в форме путешествия. Ученики выполняют игровые задания по темам: «Существительные общего рода», «Несклоняемые имена существительные», «Не с существительными». Орфографический марафон предполагает актуализировать знания школьников по теме «Правописание суффиксов имен существительных». Ученики выполняют морфологический разбор существительного, заполняя паспорт имени су...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Сычёва Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3» Новониколаевского района Волгоградской области

Урок-путешествие русского языка для 6 класса

по теме «Имя существительное»


Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Цели урока.

Образовательные:

учащиеся должны в результате урока:

  • знать имя существительное как самостоятельную часть речи,

  • анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль;

  • употреблять имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическим и орфоэпическими;

  • соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи: «Слитное и раздельное написание не с существительными», «Правописание суффиксов имен существительных».

Развивающие:

развивать

  • логическое мышление, склонность к сравнению, сопоставлению учебного материала,

  • способность к рефлексии,

  • познавательный интерес,

  • потребности к речевому самосовершенствованию;

Воспитательная:

  • пробудить у учащихся любознательность к предмету изучения - имени существительному;

  • формировать умение работать в парах, группах при выполнении заданий: уважительно выслушивать собеседника, аргументировано высказывать свое мнение.

Оборудование урока: карта путешествия, таблица «Не с существительными», карта мира, раздаточный материал.

Структура урока: I. Организационный этап.

II. Повторение теоретических сведений.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

IV. Подведение итогов урока.

V. Этап проведения инструктажа по выполнению

домашнего задания.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

1. Устный и письменный.

2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

II. Повторение теоретических сведений.

Слово учителя.

- У нас сегодня интересный урок - отчет о путешествии в страну существительных. Мы многое уже знаем о существительном. Давайте вспомним все наши маршруты и поделимся тем, что узнали, поняли, полюбили. Мы постараемся с вами соединить теоретические знания и практические навыки, расширить наши представление о многообразном мире существительных.

- Итак, друзья, мы вступаем во владения страны существительных.

Учитель:

- Нас радушно встречает имя существительное.

Ученик:

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

(А.Шибаев)

Учитель:

- У имени существительного к вам, ребята, один вопрос: «Научились ли вы пользоваться изученными правилами?» Сейчас мы всё выясним. А начнем мы с эстафеты.

- Эстафета «Кто лучше знает и помнит?»

(Дифференцированные задания)

I группа. Самые быстрые и ловкие.

- Придумайте вопросы по изученной теме и задайте вопрос своему товарищу.

II, III группы по 4 человека.

- А тем, кто не любит бегать, предлагаю поиграть. Перед вами карточки, которые разделены на пары. На одной карточке пары написано определение понятия, на другой - его название. Ваша задача: отыскать карточки, образующие пары, «открывая» две любые карты. Выигрывает тот, у кого окажется больше пар. (Приложение 1.)

Индивидуальное задание (у доски): произвести словообразовательный разбор существительных: ночник, воротник, известность, соединение. (Запись на доске).

Учащиеся работают в группах.

Учитель проверяет выполненные задания.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

1. Существительные общего рода.

Учитель:

- Каждый из вас смог понять, насколько хорошо знает теоретический материал об имени существительном. Некоторые существительные отражают наши недостатки. Наведите на себя критику, используя существительные общего рода. Подберите к существительным прилагательные и глаголы, составьте с ними простые предложения.

(Образец: «Непоседа Коля удивил всех молчаливостью. Непоседа Таня играла в футбол с мальчишками».)

Рабочие материалы: задира, скряга, неженка, недотрога, чистюля, обжора, трусишка, ханжа, непоседа, хитрюга, сладкоежка, торопыжка, неряха, мазила, соня, проныра, плутишка, простофиля, невежда, кривляка, растяпа.

2. Несклоняемые имена существительные.

Учитель:

- Но, несмотря на наши недостатки, мы с вами все равно движемся вперед. Куда же идти дальше? Возьмите карту мира и найдите географические названия - несклоняемые имена существительные. Составьте с ними словосочетания. Как определить род несклоняемых существительных - географических названий?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Род несклоняемых собственных имён существительных - географических названий определяется родом тех имён нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.

- Большой Сочи, древний Тбилиси, бурная Алазани и др.

3.Не с существительными.

Учитель:

- Теперь мы можем остановиться на орфографической полянке. Повсюду раскиданы камни. Они принадлежат к двум видам минералов «слитно» и «раздельно». Не обойтись без таблицы ««Не с существительными». Вспомните, что является условием слитного написания не с существительными? А раздельного? (Работа с таблицей.)

Не с существительными пишется слитно

Не с существительными пишется раздельно

  1. Слово не употребляется без не.

  2. Существительное может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.

1. Не является словом-отрицанием.

2. В предложении с отрицательной частицей не есть противопоставление с союзом а.

- Выпишите номера тех предложений, в которых существительные с не пишутся слитно (в 1 колонку); существительные с не пишутся раздельно (во 2 колонку).

Слитно или раздельно!

1.(Не)счастье состарило его за один год.

2. Счастье (не) конь - ( не) взнуздаешь.

3.(Не)везенье, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье.

4. Рассказала бабушка много (не)былиц.

5. В решение задачи вкралась (не)точность.

6. Глупость (не)порок, а беда.

7. Сей в (не)настье, а убирай в вёдро.

8. Голод - (не)тётка, пирожка (не)поднесёт.

(Слитно-1,4,5,7; раздельно- 2,3,6,8)

4. Орфографический марафон (3 группы учащихся).

1) Учитель:

- Кто любит собирать грибы? На полянке растут грибы. Их можно собрать, но будьте осторожны: здесь растут съедобные и ядовитые грибы. Как же быть? Вспомните правило написания гласных в суффиксах -ек и -ик.

- Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ик/-ек. Объясните выбор орфограммы.

Слова: горох, карандаш, цветок, мяч, дом, стол, овраг, баран, козел,

кирпич, мешок, заяц, дождь, листок, чиж, гвоздь, комок, осёл,

нож, платок, куст, камень.

2) Учитель:

- Нам нужно переправиться через речку. Для этого надо построить мост. Орудие труда - суффикс -чик/-щик.

- Вспомните, что обозначают существительные, образованные при помощи суффикса

-чик(-щик)? (Названия лиц по профессии.)

- Когда в именах существительных пишется ч в суффиксе -чик (-щик)? (В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква Щ.)

- Образуйте с этим суффиксом слова, обозначающие профессию, род деятельности.

- Обозначьте условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

3) Весёлый самодиктант.

Учитель:

- Каково значение суффикса -онок? (Суффикс -онок употребляется в словах, обозначающих детей или детёнышей животных.)

- Назовите малышей изображённых животных и продиктуйте себе эти слова. Придумайте ещё слова с этим суффиксом.

5. Паспорт имени существительного.

- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий о том, где и когда они сделаны и как с ними обращаться. И у имен существительных есть свой особый документ.

Существительное является частью речи, а все части речи изучает раздел языкознания - морфология. Поэтому самое полное описание имени существительного можно получить, сделав его морфологический разбор.

- Выполните разбор любого существительного из предложения (упр. 268, стр. 111): оформите свои записи в приготовленных паспортах. (У доски работает один ученик.)

6. Развитие речи. Работа в парах.

- Теперь существительное может отправиться за границу и навестить своих друзей -

прилагательное и глагол. Составьте 4 - 5 предложений или сочинение-миниатюру на тему «Сегодня на уроке», согласуя с существительными прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

IV. Подведение итогов урока.

- Прогулка была очень долгой. Каким было это путешествие для вас?

(Предполагаемый ответ учащихся: «Это путешествие было не только увлекательным, но и познавательным».)

- Ребята, вспомните, что вы повторили на уроке. (Учащиеся зачитывают 4 - 5 предложений или сочинение-миниатюру «Сегодня на уроке».)

- Есть ли у вас любимое правило?

- Какие знания пригодятся вам при изучении темы «Имя прилагательное»?

- Кто может назвать себя «работягой»?

V. Домашнее задание.

- Подготовьте словарную диктовку на орфограммы № 31-35 (на отдельных карточках).






Литература


  1. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. - СПб.: Издательство «Паритет», 2004.

  2. Газета «Русский язык». - М.: Изд. «Первое сентября».

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Воронеж: ЧП Лакоценин. С.С., 2006.

  4. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2009.











Приложение 1.

это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?




это названия отдельных лиц, единичных предметов: фамилии, географические названия, названия газет, журналов, заводов

это общее название для всех однородных предметов и явлений





служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?

служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?


существительные с окончаниями -а (-я) относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола


изменение слов по падежам



десять существительных среднего рода на

-мя и существительное мужского рода путь



это существительные, которые имеют для всех падежей дну и ту же форму


1) если слово не употребляется без не;

2) если существительное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением

если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.



Имя существительное



Неодушевлённые имена существительные







Собственные имена существительные





Нарицательные имена существительные





Существительные общего рода





Склонение имён существительных

















Имена существительные

одушевлённые



Разносклоняемые имена существительные









Несклоняемые имена существительные







Не с существительными

пишется слитно:









Не с существительными пишется раздельно:





Слитно или раздельно?

1. (Не)счастье состарило его за один год.

2. Счастье (не)конь - (не)взнуздаешь.

3. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье.

4. Рассказала бабушка много (не)былиц.

5. В решение задачи вкралась (не)точность.

6. Глупость (не)порок, а беда.

7. Сей в (не)настье, а убирай в вёдро.

8. Голод - (не)тётка, пирожка (не)поднесёт.

Морфологический разбор имени существительного

( Паспорт)

____________________________________________ - существительное.

I.___________________________________________________________;

Н.ф. - ________________

II. Морфологические признаки.

Пост. - ___________________________________________________;

(собств./ нарицат., одуш./ неодуш., род, скл.)

непост. - _________________________________________________.

(падеж, число)

III. В предложении является____________________________________

____________________________________________________________

12


© 2010-2022