Урок внеклассного чтения в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Постижение идеи дома на основе рассказов Л. Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»

Тема урока: «Дом, который построю я…»

Цель: Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, морального и социального здоровья нации, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Обучающая: через аналитическую беседу выявить нравственные проблемы рассказов Л.Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама»; осмыслить лексическое и идейное содержание понятия «Дома»; учить самостоятельно формулировать свою позицию; строить размышление в виде логических схем; проинформировать обучающихся о вреде алкоголя, привлекая возможности художественной литературы, социальную рекламу и данные ученых-генетиков;

  2. Развивающая: развивать способности эмоционального восприятия произведения, совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли (развивать устную и письменную речь), чувства, способность понять и оценить поступки героев, развивать воображение и память, творческое восприятие действительности;

  3. Воспитывающая: прививать ученикам идею Дома, семьи, спасительную и одухотворяющую, так как «пережитое в детстве формирует душу и часто определяет дальнейшую жизнь» (Ф.М.Достоевский)

Оборудование: медиапроектор для показа презентации, социального видеоролика о вреде пьянства, музыкальные файлы , рисунки обучающихся, фотографии, копии текстов двух рассказов, макеты домов, скульптура «Материнство».

Звуковое сопровождение урока: песня о доме, инструментальная музыка для восприятия рассказов, для релаксации, для финальной части урока.

Предварительная работа с классом:

Если на показательном уроке не хватает времени стандартного урока для прочтения второго рассказа И. Полянской «Мама», то текст дается предварительно для самостоятельного осмысления (в классе или дома), кроме этого, ученикам 6 класса(10 и 11) предлагается нарисовать образ дома, в котором они хотели бы жить в будущем( можно изготовить модель вместе с родителями, используя различные техники). Это задание дается по желанию всем ученикам, но наиболее эрудированным по силам выполнить поисковую работу: найти и отметить в произведениях художественной литературы детальное описание дома и одно из них приготовить для чтения в классе наизусть. Если учащиеся сами не справляются, можно посоветовать в 6 классе рассмотреть сказку Г.-Х. Андерсена «Старый дом», В.Г.Короленко «В дурном обществе», отрывки из трилогии Л.Толстого «Детство». В 10-11классах - дом Ростовых в романе «Война и мир», дом Турбиных в произведении М.Булгаова «Дни Турбиных», дом в произведениях Ф.М. Достоевского.

На занятие приглашаются родители учеников 6 класса.

На входе в кабинет висят напечатанные слова Сократа «В каждом человеке есть солнце»

У входа стоит стол, на котором размещаются разные семейные фотографии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня о доме, о семье. Ученики, родители и учителя , выбрав понравившуюся фотографию, занимают места. Ученические столы стоят особым образом: стол для группы «Экспертов» из 10-11класса (2-3 чел.), стол для «Жюри» из состава учащихся 10 класса, и столы для двух рабочих групп, состоящих из учеников 6 класса (группы по уровням предварительно распределяет учитель).

II. Целеполагание.

Учитель обращается к ученикам и родителям:

- Почему вы выбрали эту фотографию? Чем она привлекла ваше внимание?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать?

Если звучит ответ «О доме», то посреди доски учитель фиксирует тему, ученики в своих листочках (работа в группах).

- Как вы думаете, эта тема «широкая» или «узкая»?

- Давайте попробуем в виде логических шагов сузить размеры нашей предполагаемой темы и выявить проблемы, которые она выносит перед нами.

- Запишите в колонку слева слова синонимы к слову «дом».

- Запишите в колонку справа слова антонимы к слову «дом».

- Сверху - однокоренные слова (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

- Внизу - все ассоциации, которые возникают при произнесении слова «Дом».

На оценку по количеству составленных слов работают 3 группы: «Эксперты», 1-я и 2-я группы шестиклассников.









Однокоренные слова:

  • Существительные: домовенок, домик, домище, домочадцы идр.

  • Прилагательные: домашний, домашние, домовитый, придомовой, надомный и др.

  • Глаголы: домушничать.

СУрок внеклассного чтения в 6 классе

Пепелище

Общежитие

Работа

Развалины

Очаг

Семья

Жилище

Квартира

избаинонимы: Антонимы:



Ассоциации:

Уют, тепло, крепость, защита, родина и др.

- Запишите пословицы и поговорки, которые приходят на ум , слова из песен.

(«Мой дом - моя крепость», «Всему начало - отчий дом», «Хозяин в дому, что медведь во бору, хозяюшка во дому, что…», «Родительский дом - начало начал», «Домик окнами в сад. Где ждала меня мама…» и др.

- Зачитайте, что получилось. Жюри фиксирует результат.

- В каком случае мы используем прямое значение слов? Переносное?

-Кто в доме обитает? (Домочадцы -вслушиваемся в состав этого слова). Правильно ли, если в доме нет детей?

- Сегодня на уроке мы будем говорить не просто о доме, а о «Доме, который построю Я…»

- Можно ли сказать, что эта тема синонимична теме «Будущее, которое построю Я…»?

- А зачем нам об этом говорить? (вопрос к родителям и ученикам)

- А какие проблемы скрываются за этой темой? (вопрос к старшеклассникам).

Итак, сегодня на уроке мы будем постигать идею дома.

III. Проверка домашнего задания.

  1. 1-я группа, покажите свои рисунки, что в них отображено? Почему так?

  2. Кто может зачитать отрывки с описанием дома из художественной литературы?

  3. Как вы думаете, мы первые, кто пытается постичь идею дома?

IV. Релаксация (под легкую музыку с закрытыми глазами).

- Закройте глаза, представьте, что вы идете по дороге, к дому, где вас ждут. Впереди благоухающий сад, вы подходите к нему, открываете калитку, идете по аллее сада, тропинка привела вас к дому. Какой он? На крыльцо выходит женщина. Кто она? Как выглядит? Сколько ей лет? Что она говорит вам? Что ответили вы?

-Расскажите, что вы представили? Кто эта женщина? Мама? Жена? Хозяйка дома?

Вывод: «В этом мире все от матери» и уют в доме и ласка. И тепло. (1 слайд презентации)

V. Актуализация знаний. Знакомство с биографией автора и его произведением.

  1. Биографическая сводка о жизни Л.Петрушевской. Читаем по предложению.

  2. Чтение учителем под музыку рассказа Л.Петрушевской «Страна». Параллельно идет демонстрация слайдов, усиливающих восприятие текста.

VI. Аналитическая беседа.

  1. Вопросы на восприятие.

  2. Работа по группам:

1-я группа составляет вопросы типа Что? Кто? Где? Как? Откуда?

2-я группа и «Эксперты» задают вопросы, начинающиеся со слов6 Почему? Зачем? Как так получилось? О чем говорят такие слова…? Идр.

  1. Беседа по вопросам учеников.

  2. Беседа по вопросам учителя.

- - Как рисуется образ матери?

- Найдите предложение, где автор рисует поступки матери в рассказе «Страна»?

-Что рисует вам ваше воображение при словах «… а потом все опростилось, все пошло само собой»?

- Что чувствует девочка, глядя, как спивается её мать? Можно ли представить её будущее? И есть ли оно?

  1. Выступление заранее подготовленного ученого-генетика о том, что 90% интеллектуальных способностей передается детям по материнской линии. (Ученик из 11 класса)

  2. Просмотр социального видеоролика о влиянии алкоголя на организм человека.

VII. Сравнительный анализ рассказов «Страна» и «Мама».

  • Беседа.

-На прошлом уроке мы читали произведение И.Полянской «Мама». Можно ли сказать, что темы этих двух рассказов совпадают?

-Чем отличаются рассказы? Как в них строится повествование? Можно ли утверждать, что это рассказы-антиподы?

- Какой из рассказов вам понравился больше и почему?

  • Осмысление лексического уровня рассказов.

- Сравните лексический состав обоих рассказов. Есть ли различие?

Рассказ Л.Петрушевской «Страна»

Рассказ И.Полянской «Мама»

  • Пьющая женщина

  • Как бы ни была пьяной, складывает вещички

  • Мямлит

  • Бежит в гастроном за бутылкой

  • Пьет за столом и лежа на тахте

Вывод: автор использует стилистически сниженную лексику, чтобы осознать пустоту жизни героев данного рассказа, их одинокое существование, несчастие, отсутствие смысла жизни.

  • Пучина отчаяния

  • Единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом

  • Ушедшие в землю родные

  • Во имя всех поколений держать её жизнь в руке

  • Я восторженно взяла её в руки

  • Точно заиграла удивительная музыка

  • Заклинающим жестом

  • «Бог не допустит!»

Вывод: используется книжная лексика, слова высокой эмоциональной окраски, чтобы понять духовную суть героинь, их наполненную смыслом жизнь

- В чем, по-вашему, суть материнства?

  • Осмысление синтаксического уровня рассказов.

- В каком из рассказов есть предложение с прямой речью? О чем это говорит?

(Отсутствие в рассказе «Страна» предложений с прямой речью указывает на то, что между матерью и дочерью нет духовного общения. А в рассказе «Мама» 1 предложение с прямой речью несет такой заряд веры инадежды, что невольно читатель проникается этим чувством сам)

  • Композиция рассказов.

Рассказ Л.Петрушевской «Страна»

Рассказ И.Полянской «Мама»

Расчлененность текста на абзацы говорит о раздробленности жизни героинь, их разбитый на куски день до детского садика и после, их беззащитность и беспомощность.

В рассказе «Мама» плотность текста более высокая, раскрыты три микротемы:

  • Семейный род (женская линия);

  • История болезни маленькой девочки;

  • Единение матери (бабушки), дочери, внучки;

VIII. Обобщающая беседа.

  1. Вопросы:

- Самостоятельно сформулируйте нравственные постулаты материнства (какой должна быть мама?)

- А что можно сказать о роли отца в этих рассказах? О мужских образах?

- Нужен ли мужчина в семье?

  1. Чтение заметки из газеты (позднее письмо-раскаяние «…вспомнить о детях»)

IX. Итоги урока

  1. Заключительный монолог учителя:

Учитель призывает всех учеников 6 класса создать кру,г внутри которого встает сам. Просит детей взяться за руки. В руках у учителя скульптура «Материнство».

- Дом - это ваша крепость, это ваше гнездо. Каким он будет? Зависит от каждого из вас? Будет ли в этой семье счастье? Крики первенца? Сумеют ли родители одарить теплом и надеждой, уверенностью и счастьем своего малыша? Конечно, смогут, если вопреки всему будут держаться крепко за руки, и корнями врастать в свой род, не забывая о предках и благословляя потомков на счастливую и долгую жизнь. Любите друг друга! А вернувшись сегодня домой, не забудьте сказать родителям, как вы их любите!

  1. Оценивание работы учеников.

Жюри из состава старшеклассников выдает всем детям жетоны с изображением солнца, где на лицевой стороне прописаны слова Сократа «В каждом человеке есть солнце». А с обратной стороны домашнее задание для шестиклассников: написать в тетрадях развернутый ответ на вопрос «Что я возьму с собой из родительского дома в Дом будущего, который построю сам…»

Называют самых активных учеников на уроке. Присваивают баллы. Ученики 6 класса покидают зал.

  1. Домашнее задание для учеников 10 -11 классов.

Прочитать самостоятельно рассказ Л.Петрушевской «Гигиена» и подумать, какие проблемы поднимаются автором, как они решаются в наши дни?

  1. Учитель выставляет оценки за работу старшеклассникам и провожает их напутственным словом:

- Самая лучшая награда для родителей и учителя - это не только ваши отметки. Результаты этого урока уйдут с вами в жизнь. Радушно проходить мимо дома своих выпускников, где все светится счастьем.

  1. Учитель читает наизусть отрывок из ст/я М.Цветаевой «Бессоница»

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто рук не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -

Ты, окно в ночи!

Может - сотни свеч,

Может - три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!

Дети покидают зал.

X. Обращение к родителям. Вручение листовок.

© 2010-2022