Конспект открытого урока литературы «Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси

Данный урок разработан в соответствии с программой по литературе Коровиной В.Я. для 7 класса. Цели урока: ·        расширить знания учащихся о древнерусской литературе; ·        сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.  Задачи: ·        развить понятие о летописи; ·        сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы; ·        расширить словарный запас; ·        развить устную и письменную речь; ·        нау...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 73 г.о.Тольятти
















Конспект урока литературы

«Поучение» Владимира Мономаха:

Нравственные заветы Древней Руси








Составила учитель русского языка и литературы Копылова Светлана Алексеевна




Цели:

  • расширить знания учащихся о древнерусской литературе;

  • сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.

Задачи:

  • развить понятие о летописи;

  • сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы;

  • расширить словарный запас;

  • развить устную и письменную речь;

  • научить составлять текст в жанре поучения;

  • формировать ключевые компетентности;

  • воспитывать любовь к Родине, культуру поведения.

Планируемые (конечные) результаты:

  • знание учащимися содержания изученного произведения, смысла теоретико-литературного понятия «поучение»;

  • умение формулировать тему, идею произведения, принимать участие в диалоге по прочитанному.

Место урока в календарно-тематическом планировании: урок № 6 по КТП, осуществлен переход от изучения произведений устного народного творчества к произведениям древнерусской литературы.

Предварительная работа: дифференцированные задания учащимся (индивидуальные - сообщение по словарю литературоведческих терминов (толкование понятия «поучение»), подготовка краткой биографической справки о Владимире Мономахе (создание слайд-презентации) и выразительного чтения «Поучения» Владимира Мономаха; остальным - чтение статьи «Древнерусская литература» по учебнику); создание учителем слайд-презентации «Русские летописи и их авторы».

Оборудование: компьютер; проектор; экран; слайд-презентации: 1) «Русские летописи и их авторы»; 2) «Русский князь Владимир Мономах»; карточки с вопросами викторины; словарь литературоведческих терминов; карточка с термином «поучение»

Эпиграфы:

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки

веков.

Владимир Мономах

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.

И.С.Тургенев

Словарная работа: поучение


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Формулирование целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию новой темы.

    1. Проверка домашнего задания по статье «Древнерусская литература» (учебник литературы). Метод - фронтальный опрос в форме викторины с демонстрацией слайд-презентации «Русские летописи и их авторы»:

  • В каком веке появилась древнерусская литература?

  • Назовите, каких исследователей древнерусской литературы вы знаете?

  • Как назывались мастера, которые создавали древнерусские книги, а именно:

- Кто воспроизводил основной текст?

- Кто делал вязь киноварью?

- Кто выполнял заставки и буквицы?

- Кто писал миниатюры?

- Кто покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр?

- Кто оформлял оклад?

  • Укажите на иллюстрации древней книги ее элементы:

- вязь

- заставки

- буквицы

- миниатюры

- скань

- оклад

  • Как назывался самый ранний сборник «Повести временных лет»?

2. Обобщающее слово учителя о жанровом многообразии древнерусской литературы. Краткое содержание: Книги на Руси создавались очень долго, писались медленно, читателей у них было немного - в основном князья и монахи. Оригинальные русские книги появились на Руси только в ХI веке, будучи основаны на христианской традиции. Часто это был сборник произведений разных жанров. Он включал послания, сказания, жития, хождения, поучения, летописи.

3. Вопросы к учащимся:

  • С каким из этих жанров древнерусской литературы вы уже знакомы?

Учащиеся приводят пример - летопись «Повесть временных лет» (демонстрация слайдов)

  • Что вы знаете о Владимире Мономахе?

4. Индивидуальное сообщение учащегося - краткая биографическая справка о Владимире Мономахе (1053-1125) (Демонстрация слайд-презентации «Русский князь Владимир Мономах»)

5. Обобщающее слово учителя о деятельности Владимира Мономаха. Краткое содержание: Князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил племена кочевников. Прожив славную жизнь, он оставил в наследство своим сыновьям поучение.

III. Изучение новой темы.

  1. Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение».

Вопрос к учащимся:

Как вы понимаете значение этого слова?

Индивидуальное сообщение учащегося по итогам работы со словарем литературоведческих терминов.

  1. Выразительное чтение специально подготовленным учащимся текста «Поучения».

  2. Беседа по содержанию прочитанного (Работа с книгой).

    • В чем смысл поучений Владимира Мономаха? (Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански)

    • Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)

    • Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)

    • Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему?

  3. Обобщающее слово учителя с обращением к эпиграфу. Краткое содержание: Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него - начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.

  4. Работа над выразительным чтением произведения.

Вопрос к учащимся:

Как, по вашему мнению, должно звучать «Поучение»? С какой интонацией? Какие чувства вы попытаетесь донести при чтении? (Примерные ответы: убедительно, доброжелательно, сердечно, мягко).

Чтение «Поучения» двумя-тремя учащимися.

  1. Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося). По ходу обсуждения он записывается на слайде и в тетрадях. Одновременно подбирается словарь наиболее употребляемых слов и выражений.

  • Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с родителями, сестрами и братьями, друзьями, общении с ними. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать младшим, от чего уберечь, что внушить?

  • Как можно назвать свою работу? (Примерные ответы: письмо-наставление младшей сестренке, поучение старшего брата Игоря младшему брату Михаилу и т.д.)

  • С чего, как вы считаете, нужно начать поучение? (Примерный ответ: с обращения, например: Милый мой маленький братик!)

  • На что можно указать далее? (Примерный ответ: почему пишется такое наставление, например: боязнь за ошибки брата в его отношении ко взрослым, друзьям, недовольства родных его поведением и т.д.)

  • Что будет представлять собой основная часть? (Примерный ответ: советы, наставления)

  • Чем можно закончить поучение? (Примерный ответ: просьбой внимательно прислушаться к советам, а также наказом, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу)

У учащихся и на слайде записан совместно составленный план (Примерный план: 1. Обращение, 2. Причина появления такого поучения, 3. Советы, наставления, 4. Концовка), а также слова и выражения (Например: усердно, грамотка, примите в сердце свое, чтить старых, творить добро, душа, остерегаться, причинять вред и т.д.).

IY. Подведение итогов урока. Обобщение, систематизация изученного.

1. Беседа:

  • Какую тему вы сегодня изучали?

  • Что узнали нового, полезного для себя?

  • К чему призывает Владимир Мономах в своем произведении?

  • Почему заветы великого князя не утратили своего значения и поныне?

2. Обобщающее слово учителя о нравственных заветах наших великих предков. Опора на высказывание И.С.Тургенева, записанное на доске.

3. Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

Y. Комментарий домашнего задания: написать небольшое поучение к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося), используя при этом составленный в классе план и опорные слова.

© 2010-2022