Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В. Я. Коровиной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2014г.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;

  2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  3. авторов и содержание изученных произведений;

  1. основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


  1. Оценка сочинений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

В 5 классах - 0,5 - 1,0 страницы.

В 6 классе - 1,0 - 1,5 страницы.

В 7 классе - 1,5 - 2,0 страницы.

В 8 классе - 2,0 - 3,0 страницы.

В 9 классе - 3,0 - 4,0.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

5. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

Доля самостоятельности учащихся;

Этапы выполнения работы;

Объем работы;

Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. Оценивание презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


7. Оценивание публикаций (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка - 10 баллов


8. Оценивание коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

9. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения



1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

комбинированный урок

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.



Литература Древней Руси (5+2р.р.)


2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.



3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.



4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Урок-практикум

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.



5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

Урок-практикум

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.



6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

Урок-практикум

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию



7

РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

Урок развития речи

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.



8

РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

1

Урок развития речи

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая

и превращая в связный текст.



Русская литература ХVIII века ( 9ч. )

9

Характеристика русской литературы ХVIII века

1

Урок изучения нового материала

(лекция)

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции



10

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

2

Урок-беседа

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..



11

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Урок-беседа

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Уметь называть отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.



12

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Урок изучения нового материала

(лекция)

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.



13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Урок-практикум

Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.



14

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть», «Любани»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. Обличительный пафос произведения.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.



15

Н.М.Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

Стихотворение «Осень»

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.



16

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.

1


Урок изучения нового материала.

Знать содержание произведения.

Уметь находить черты сентиментализма в произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.



17

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.

1


Урок-практикум

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.



Из русской литературы I половины ХIХ века (42ч.)


18

Золотой век русской литературы (обзор)

1

Урок-лекция

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.



19

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1


Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.



20

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Урок-беседа

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.



21

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

1

Урок-лекция

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.



22

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Урок-практикум

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.



23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Урок-практикум

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.



24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Урок-практикум

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.



25

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

Урок-практикум

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты



26

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Урок развития речи

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.



27-28

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

2

Урок развития речи

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.



29

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Комбинированный урок

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.



30

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.



31

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.



32

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.



33

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.



34

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.



35

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Урок развития речи

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный



36

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

1


Урок контроля

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос



37

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1


Урок-практикум

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.



38

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста



39

Онегин и столичное дворянское общество

1

Урок-беседа

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном



40

Онегин и поместное дворянское общество

1

Урок-беседа

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе



41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Урок-беседа

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.



42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

1

Урок-беседа

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения



43

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

Урок-беседа

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения



44

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Урок-беседа

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя



45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.



46

РР Подготовка к сочинению по роману.

1

Урок развития речи

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..



47

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Комбинированный урок

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте



48

Образ поэта - пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.



49

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне



50

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста



51

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Урок-лекция

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции



52

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Урок-беседа

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей



53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Урок-беседа

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.



54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Урок изучения нового материала.

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.



55

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, его произведения. Уметь анализировать произведения



56

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Комбинированный урок

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.



57

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.



58

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.



59

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.



Русская литература второй половины ХIХ века ( 6+1р.р. )


60

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Комбинированный урок

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.



61

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Комбинированный урок

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.



62

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Комбинированный урок

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..



63-64

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.



65

РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

1

Урок развития речи

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение



66

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Урок-лекция

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения



Русская литература ХХ века. Проза ( 7ч. + 2р.р. )


67

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Урок-лекция

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.



68

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение



69-70

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести



71

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя



72

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа



73

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.



74-75

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

2

Уроки контроля

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения



Русская литература ХХ века. Поэзия ( 16+1р.р. )

76

Русская поэзия Серебряного века.

1

Урок-лекция

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию



77

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

Урок-лекция

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока



78

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.



79-80

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе,человеке.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы



81

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.



82-83

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



84-85

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



86-87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



88-89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



90-91

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

2

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.



92

Тема Родины в творчестве русских писателей. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок контроля

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.



Из зарубежной литературы ( 10ч. )


93-94

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

2

Комбинированные уроки

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.



95-96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

2

Комбинированные уроки

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.



97-98

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

2

Комбинированные уроки

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения



99-100

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

2

Комбинированные уроки

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев



101-102

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Уроки контроля










КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДМЕТУ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Способы отслеживания

Дата проведения

Контрольная работа

Сочинение

по

плану

по

факту

1

Введение





2

Литература Древней Руси

Урок № 8.

3

Русская литература ХVIII века


4

Из русской литературы I половины ХIХ века

42ч

Уроки № 27-28

Урок № 36


Урок № 46

Урок № 55


Урок № 59

5

Русская литература второй половины ХIХ века

Уроки № 65

6

Русская литература ХХ века. Проза .

Уроки № 74-75

7

Русская литература ХХ века. Поэзия

17ч.

Урок № 92

8

Из зарубежной литературы ( 10ч. )

10ч

Уроки № 101-102



ИТОГО


102


3


7



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание















41


© 2010-2022