Планирование «Рабочая программа порусскому языку для 9 класса

Работа учителя начинается с планирования этой работы. Поэтому перед началом учебного года я тоже начала разработку своей рабочей программы по русскому языку для 9 класса: изучила учебный план, образовательную программму, стандарт по русскому языку для 9 класса общеобразовательных школ, учебник, по которому придется работать, авторскую программу Шакировой Л.З. Затем создала свою рабочую программу по русскому языку для учащихся 9 классов. Она включает в себя все необходимые разделы. Учитель найдет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Какре-Елга» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель школьного методического Заместитель директора по УВР МБОУ Директор школы МБОУ

объединения учителей гуманитарного «СОШ села Какре-Елга» Азнакаевского «СОШ села Какре-Елга» Азнакаевского

цикла муниципального района муниципального района

Республики Татарстан Республики Татарстан


________________Р.М.Салихова _________________Р.Н.Зиганшин __________________Д.З.Мухитов

Протокол №__ «___»_____________2012 г. Приказ №____

от «___»_____________2012 г. . «___»_____________2012 г.

Рабочая программа

по русскому языку в 9 классе

учителя I квалификационной категории

Салиховой Раушании Музагитовны


Принято на педагогическом совете протокол №_____

от «____»_____________20___г


2013-2014 учебный год


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  • Программы средней школы: «Русский язык. 5-11 классы татарских школ» под редакцией Л.З. Шакировой - Казань «Магариф», 2003г.

  • Учебного плана для I - XI классов МБОУ «СОШ с. Какре-Елга» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебной программе, федеральному базисному плану, учебному плану школы и расписанию школы.

Структура документа

Документ включает в себя несколько разделов:

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематическое планирование;

  • содержание тем учебного курса;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку;

  • нормы оценок;

  • перечень учебно - методической литературы, в том числе электронных образовательных ресурсов.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой, мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом совершенствовании;

  • освоение знаний о русском язык, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуации общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

  • Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая;

  • Различение устной и письменной речи, диалога и монолога;

  • Текст, тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение;

  • Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план;

  • Аудирование. Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение.

  • Чтение. Овладение разными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими источниками;

  • Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально - культурные, нравственно - этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями ситуациями общения.

  • Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато) содержания прослушанного или прочитанного текста.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции:

Общие сведения о языке. Функция русского языка в современном мире.

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними.

Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложений, текста.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции:

Отражение в языке культуре и истории народа. Взаимообогащение языков народов России;

Единицы русского языка с национально - культурным компонентом значения;

Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
























Раздел II. Учебно - тематическое планирование

по русскому языку




Класс: 9

Учитель: Салихова Раушания Музагитовна


Количество часов: всего - 68 часов; в неделю - 2 часа


Плановых контрольных работ: 5 часов.

Уроков развития речи: 14 часов


Планирование составлено на основе: Русский язык. V-XI классы татарских школ» / авторы-составители: Л.З. Шакирова, Н.Н. Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф. Юсупова. Казань, «Магариф», 2003

Учебник: Русский язык: Учебник для 9 класса татарских средних общеобразовательных школ (Л. З. Шакирова, Л. Д. Умарова. - 5-е издание, переработанное - Казань: Магариф, 2007,- 271 стр.) (№124 по «Перечню учебной литературы по предметам региональной компетенции, используемой в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год».

















Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Общие сведения о языке. Функция русского языка в современном мире. Международное значение русского языка. (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч )

Словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения.

Сложное предложение. Культура речи . Сложные предложения (34ч)

Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Способы передачи чужой речи (7 ч)

Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них. Косвенная речь. Замена прямой речи. Диалог. Цитата.

Сложное синтаксическое целое. ССЦ с цепной и параллельной связью. (4 ч.)

Повторение изученного материала.(5 ч.)

Развитие речи.(14 ч.)











Раздел IV. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.


ур.

Тема урока

Кол. часов

Планируемый результат

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт.

1

Функция русского языка в современном мире

1

Ознакомление учащихся с международным значением русского языка

Работа с учебником; сообщение о значении русского языка в современном обществе; самостоятельная работа; практическая работа

02.09


Повторение изученного в VIII классе

2

Повторение изученного в VIII кл. Словосочетание и предложение

1

Дать учащимся дополнительные сведения по теме. Умение делать разбор словосочетания и предложения

Фронтальная беседа, лексико-орфографическая работа, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа

04.09


3

Повторение изученного в VIII классе.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Вспомнить о главных и второстепенных членах, объяснение непонятных моментов.

Умение делать разбор предложений, находить главные и второстепенные члены

Выполнение упражнений из учебника;

практическая работа;

словарная

работа

09.09


4

Повторение изученного в VIII классе.

Односоставные предложения

1

Вспомнить об односоставном предложении, интонирование безличных предложений


Работа по учебнику, тренировочные упражнения, словарная работа

11.09


5

Контрольный диктант №1 «Синтаксис словосочетания и простого предложения»

1

Умение грамотно писать текст, четко выражать мысли, совершенствование орфографических навыков

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий

16.09


7

Работа над ошибками

Подготовка к ГИА. Тренировочные задания В3.


1

Работа над ошибками

Повторение пройденных тем

Работа над исправлением ошибок, тренировочные задания по орфографии

18.09


6




РР. "Люблю я пышное природы увяданье"


1

Умение учащихся высказывать свои мысли, грамотно оформлять сочинение







Работа над систематизацией материалов об осени, составление текста по плану

23.09


Сложное предложение

8

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений.

1

Знать о сложном предложении, об основных видах сложных предложений

Фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа

25.09


9

Сложносочиненные предложения

1

Знать о сложносочиненном предложении, знаках препинания, союзах

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

30.09


10

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

1

Знать о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях)

Практическая работа, анализ предложений, конструирование предложений по схемам, работа над речевыми нормами, тест

02.10


11

ССП с разделительными союзами

1

Знать об особенностей сложносочиненных предложений с разделительными

союзами

Выполнение упражнений, словарная работа

07.10


12

ССП с противительными союзами


1

Знать о CCП с противительными союзами, объяснить о противопоставлении явлений

Ответы на вопросы, чтение и анализ текстов, списывание, расстановка знаков препинания

09.10


13

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

1

Знать порядок синтаксического разбора. Научить делать синтаксический анализ СПП

Повторение материала по теме «ССП», выполнение заданий различного уровня, работа по карточкам

14.10


14

Контрольный диктант № 2 по теме "ССП"

1

Обобщение изученного по СПП

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий

16.10


15

Работа над ошибками

Сложносочиненные предложения (Выполнение заданий ГИА)

1

Знать о целях и смысле проведения ГИА. Умение разбираться в заданиях, выполнять их согласно инструкции

Исправление ошибок. Работа над текстами

21.10



16

Р.р. Сжатое изложение «Резиновая лодка»

1

Написать сжатое изложение по тексту упр.62, пересказав его от третьего лица.

Работа над слушанием текста, составлением плана работы

23.10


17

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Знать о сложноподчиненном предложении, знаках препинания, союзах


Выполнение упражнений по учебнику, тренировочные задания

28.10


18

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

Знать о союзах и союзных словах в сложно подчиненном предложении

30.10


19

Указательные слова в СПП

1

Знать об указательных словах в СПП

Списывание, ответы на вопросы, отработка правила

11.11


20-

21

Виды СПП по значению.

СПП с придаточными определительными

2

Знать о видах в сложноподчиненных предложениях по значению

Списывание, ответы на вопросы, отработка правила


13.11

18.11


22

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Знать о союзах (что, чтобы, будто, ли) союзных словах (то, что, когда), группе слов со значением речи, восприятия, мысли

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы, конструирование предложений

20.11



23

24

Р.Р. Сжатое изложение: приёмы сжатия текста

2

Развитие речи. Научить учащихся писать сжатое изложение

Работа над аудированием текста, составлением плана работы

25.11

27.11


25


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места

1

Знать о специфики придаточных обстоятельственных, их места в составе СПП. Дать понятие о придаточных места, союзах и союзных словах при них

Чтение и анализ правил, списывание, выполнение заданий

02.12


26

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

1

Научить учащихся соотносить видовременные формы глаголов- сказуемых в главном и придаточном предложениях

Выполнение упражнений, отработка произношения, чтение текстов

04.12


27

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

1

Знать о придаточных причины, их построении и значении в системе сложных предложений

Списывание, ответы на вопросы, выразительное чтение

09.12


28

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

1

Знать о придаточных цели, союзах и союзных словах при них

Отработка правила, выразительное чтение, ответы на вопросы

11.12


29

Придаточные условные

1

Знать об употреблении союзов и союзных слов в с/п предложении с придаточными условными, постановки знаков препинания

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, синтаксический разбор предложений, словарная работа

16.12


30

Придаточные уступительные.

1

Знать о структуре придаточных уступительных.

Списывание, ответы на вопросы, выразительное чтение

18.12


31

Придаточные сравнительные, образа и степени действия

1

Знать о разграничивании СПП со сравнительными придаточными и предложения со сравнительным оборотом

Чтение, письмо, ответы на вопросы

23.12


32

Порядок синтаксического разбора СПП

1

Знать о порядке синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Рассматривание таблицы, разбор предложений

13.01


33

Р.Р. Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Свежий ветер. Волга»

1

Развивать речевую грамотность, умение писать сочинение по теме

Составление схемы написания сочинения по теме

15.01


34

Контрольный диктант №3 по теме «СПП»

1

Обобщение изученного по СПП

Уметь писать под диктовку, выполнение практических заданий

20.01


35

Работа над ошибками

Подготовка к ГИА

1

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Повторение пройденных тем

Исправление ошибок. Работа над текстами

22.01


36

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

Знать о разных видах придаточных в составе сложноподчиненного предложения, строения и состава их

Выполнение тренировочных упражнений, практическая работа,

27.01


37-38

Комбинации связей в СПП

2

Знать о разных видах придаточных в составе сложноподчиненного предложения, строения и состава их

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, синтаксический разбор предложений, словарная работа

29.01

03.02


39

Р.Р. Сочинение-описание по картине И.П. Кончаловского «Сирень»

1

Развивать речевую грамотность, умение писать сочинение по теме

Составление схемы написания сочинения по теме

05.02


40

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Знать о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

Работа по учебнику, тренировочные задания, конструирование предложений

10.02


41

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

Знать о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении


Выполнение тренировочных упражнений, практическая работа,

12.02


42

Двоеточие в бессоюзном сложноподчиненном предложении

1

Знать о порядке постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении

Работа по учебнику, тренировочные задания, конструирование предложений

17.02


43

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Знать о постановке тире в бессоюзном сложном предложении

Работа по учебнику, тренировочные задания, работа по карточкам

19.02


44

Урок практикум. Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

1

Знать о порядке разбора бессоюзного сложного предложения

Выполнение тренировочных упражнений, практическая работа,

24.02


45

Контрольный диктант №4 по теме «БСП»

1

Умение учащихся грамотно писать текст

Уметь писать под диктовку, выполнение практических заданий

26.02


46

Работа над исправлением ошибок

Подготовка к ГИА

1

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Повторение пройденных тем

Выполнение работы над ошибками, практическая работа,

03.03


47

РР. Сжатое изложение по материалам ГИА


1

Урок развития речи. Умение учащихся выражать свои мысли по отношению к описываемому

Работа над аудированием текста, составлением плана работы

05.03


48

РР. Сжатое изложение по материалам ГИА


1

Урок развития речи. Умение учащихся выражать свои мысли по отношению к описываемому

Работа над аудированием текста, составлением плана работы

10.03


Способы передачи чужой речи

49

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

1

Знать о прямой и косвенной речи, постановки знаков препинания

Чтение, ответы на вопросы, списывание

12.03


50

Предложения с прямой речью

1

Знать о предложениях с прямой речью, постановки знаков препинания, интонирование

Выполнение упражнений по учебнику, задания на аудирование текста

17.03


51

Косвенная речь. Знаки при косвенной речи

1

Знать о косвенной речи. Замене ее прямой и наоборот

Чтение текстов, выполнение упражнений, постановка знаков

19.03


52

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

Знать о диалоге, способах его составления

Составление диалога, выразительное чтение



53

Цитаты. Знаки препинания при оформлении цитат.

1

Формирование умений и навыков выделения цитаты. Умение учащихся выделять цитату

Выписывание цитат, отработка произношения

02.04


54

Урок практикум. Повторение

1

Знать о целях и задачах урока. Повторение, обобщение пройденных тем

Ответы на вопросы, чтение текста

07.04


55

Предупредительный диктант с грамматическим заданием

1

Обобщение изученного по пройденным темам. Умение учащихся грамотно оформлять текст диктанта

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий

09.04


56

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

Подготовка к ГИА

Развивать речевую грамотность, умение применять полученные знания при выполнении заданий различной формы и сложности

Уметь оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме.

14.04


57

58

Развитие речи.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

2

16.04

21.04


Сложное синтаксическое целое

59


Сложное синтаксическое целое. Абзац

1

Знать о сложном синтаксическом целом и абзаце. Умение находить сложное синтаксическое целое и выделить абзац

Чтение и анализ правил, выполнение упражнений

23.04


60

61

Сложные синтаксические целые с цепной и параллельной связью

2

Знать о сложных и синтаксических целых с цепной и параллельной связью

Выполнение тренировочных упражнений, практическая работа,

28.04

30.04


62

Контрольный диктант №5 по теме «Повторение пройденного материала»

1

Объяснить учащимся задачи урока, умение учащихся грамотно писать текст, исправление типичных ошибок

Уметь применять полученные знания на практике


05.05



63

Работа над ошибками.

Развитие речи. Официально-деловая речь. Деловые бумаги: резюме, апелляция

1

Урок развития речи.

Запись образцов различных деловых бумаг в справочники, тренировочные упражнения

07.05


64

Р.Р. Сжатое изложение по материалам ГИА. Аудирование


1

Повторение изученного. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды, строение, состав

Выполнение упражнений, ответы на вопросы

12.05


65


Р.Р. Сжатое изложение по материалам ГИА. Аудирование

1

Написать сжатое изложение по тексту

Работа над аудированием текста, составлением плана работы

14.05


Повторение изученного материала.

66

Повторение изученного материала. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения.

1

Повторение изученного. Умение делать синтаксический разбор сложных предложений

Отработка правила, выполнение закрепленных упражнений, составление схем

19.05



67

Повторение пройденного материала. Сложные предложения с различными видами связи.

1

Систематизация и углубление знаний

Работа над тестами, повторение правил

21.05


68

Повторение пройденного материала

Сложные синтаксические целые с цепной и параллельной связью

1

Систематизация и углубление знаний

Контрольный словарный диктант, объяснительный диктант, индивидуальная работа с раздаточным материалом

22/05










Раздел V. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать/понимать

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог и монолог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • нормы речевого этикета;


уметь:

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально - деловой стили, язык художественной литературы;

  • выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;

  • соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета.

аудирование и чтение;

  • Понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);

  • Читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения;

  • Пользоваться словарями разных типов, справочной литературой.

говорение и письмо:

  • Пересказывать прочитанный и прослушанный текст;

  • Создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога - описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;

  • Вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог - дискуссию с аргументацией своей точки зрения;

  • Осуществлять основные виды информационной переработки текста;

  • Переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • Приобщения к русской и мировой культуре;

  • Официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социо - культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;

  • Получения знаний по другим предметам;

  • Развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.

Раздел VI. Нормы оценок

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов


Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110, для 7 - 110-120, для 8 - 120-150, для 9 - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса - 15-20, для 6 класса - 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса - 30-35, для 9 класса - 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе - не более 5 слов, в 6-7 классах - не более 7 слов, в 8-9 классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании ы и и после приставок;

В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200 слов, в 7 классе - 200-2500, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе - 1,0 - 1,5, в 7 классе - 1,5 - 2,0, в 8 классе - 2,0 - 3,0, в 9 классе - 3,0 - 4,0. Экзаменационное сочинение - 3-5 листов, медальная работа - 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Оценка обучающих работ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.









Раздел VII. Перечень учебно - методической литературы.



Наименование

1

Русский язык 5-11классы татарской школы. Программа средней школы под ред. Л.З.Шакировой, 2003 г., издательство «Магариф».

2

Русский язык 9 класс. Учебник под ред. Л.З.Шакировой, 2007 г.

3

Поурочные разработки по русскому языку 9 класс под ред. Т.Н.Мамоновой¸ «Экзамен», 2010

4

Сборник диктантов по русскому языку для 8-11 классов татарской школы под ред. Ф.Ю.Ахмадуллиной, «Магариф», 1999

5

Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Книга для учителя. Авторы - составители

Г.М. Шиницына, С.С. Петровская, «Просвещение», 1997

6

Методика преподавания русского языка, авторы Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев, «Магариф», 2003

7

Тесты по русскому языку 9 класс под ред. Е.М.Сергеевой, «Экзамен»,2009

8

Русский язык. Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ, под ред. Т.М. Пахновой, издательство «Экзамен», 2007

9

Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс, под ред. Т.Н.Мамоновой, издательство «Экзамен», 2011

10

Русский язык. ГИА. Выполнение задания С1, под ред. А.Е. Куманяевой, издательство «Экзамен», 2011

11

Русский язык. ГИА. Написание сжатого изложения, под ред. Д.А.Хаустовой, издательство «Экзамен», 2011

12

Русский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА 9 класс, под ред. М.М. Бароновой, издательство «Астрель», 2011



Для подготовки к урокам русского языка в 9 классе использованы ресурсы Интернета:

proshkolu.ru/

pedsovet.su/

rus.1september.ru/ur

openclass.ru/

nsportal.ru/

«Кирилл и Мефодий».

Педагогические сообщества электронного образования Республики Татарстан. edu.tatar.ru

nsportal.ru/




18


© 2010-2022