Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения К. Симонова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкально-литературная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения Константина Симонова.

Здесь в этой стране,
Где не помнящих - нет,
Попробуем это представить…

Слайд 1-2. Учитель . Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР, делегат съездов партии, активный участник движения борцов за мир, член - корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.

В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 - он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом - шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…
Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.

Слайд 3. Ученик 1. Родился Константин Симонов (настоящее имя Кирилл) в Петрограде в 1915 году в семье полковника Генерального Штаба царской армии. Отец пропал без вести в гражданскую войну. Детство прошло в Рязани и Саратове. Воспитывал его отчим - кадровый офицер. По собственному признанию К. Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Это ему - отчиму - Александру Григорьевичу Иванишеву - посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».

Чтец (читает отрывок из поэмы «Отчим»)

Слайд 4 Семья Константина Симонова жила в Саратове с 1927 по 1931 год. Он учился в ФЗУ, работал, затем переехали в Москву, где будущий поэт поступил в Литературный институт.

Слайд 5 Ученик 2 Военные испытания стали судьбой его поколения. Война для Симонова была темой, делом, школой, судьбой. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героя. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Ему было 24 года.

Слайд 6 Ученик 1. В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола поставлена его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая - «Парень из нашего города». Началась Великая Отечественная. С 24 июня 1941г. Симонов является военным корреспондентом в газете «Боевое знамя». С этих пор война стала главной темой его творчества. За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в командировки на фронт. Он ходил в атаку вместе с пехотой. Был в горящем Сталинграде. Где он только ни бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой - Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

Звучит песня «Фляга» из кинофильма «Случай с Полыниным»

Чтец (под музыку читает стихотворение «Слава»)

Ученик 2. «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же этот «хлеб» был и тяжелым и опасным. Симонов знал войну как никто. Наверное, и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого - они сражались, мужествен вместе с бойцами. К тому же, он был на фронте всегда там, где жарко, где опаснее всего. Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружения бойцах, о беженцах на дорогах, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.

Ученик 1. Пробираясь на разбитом пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе. «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах.

Слайд 7

Чтец (читает стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,..)

Слайд 8 Ученик 2. В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».

Звучит стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» в исполнении автора

Слайд 9 Ученик 1. 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга - эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи».
Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.

Чтец (читает стихотворение «Смерть друга»)

Слайд 10 Ученик 2: Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее. В эти годы написаны лучшие его стихи. Но навсегда останутся в памяти народа и его лирические стихи. Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую - «С тобой и без тебя». «С тобой и без тебя» - история любви, любви большой, трогательной и трудной Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Идет война, а его, буквально, с головой накрывает любовь. Он приходит на каждый её спектакль, заваливает цветами. Отношения между ними были сложные, они прожили вместе 15 лет, у них родилась дочь Маша. Их поэтический роман закончился в 1954г.

Чтец (читает стихотворение «Пусть прокляну впоследствии)

Слайд 11 Ученик1 . Стихи о любви на войне пользовались огромным успехом. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной. Солдаты верили, что их ждут любимые, и каждый повторял: «Жди меня», но никто не написал. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов. Стихотворение «Жди меня» перечитывалось и переписывалось с фронта домой и из тыла - на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту - далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» - как заклинание, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же - опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек - сильнее войны. Если любит, если верит.

Чтец (читает стихотворение «Жди меня»)

Слайд 12 Ученик2. Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное». Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом - всю дорогу громко разговаривал сам с собой.
(Звучит песня «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)

Слайд 13 Ученик1: Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно - на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики - лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…» Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».


Слайд 14 Ученик2. Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, (это наш земляк, саратовский художник) , создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники. По его инициативе и стараниям были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга. И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.

Ученик1: Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг , Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

Слайд 15 (звучат стихи в исполнении автора)

Ученик 2: Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйничском поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.



© 2010-2022