Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этническ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Чухарева

Татьяна Иннокентьевна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ СОШ №142

Чкаловского района

г.Екатеринбурга

Аннотация

"Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся"

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.









Пояснительная записка

"Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся"

Федеральные и государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и навыков, любой начинающий специалист обладал не только определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.

В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.

Единой целью современного образования, отмечают специалисты, является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техники. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог стремится к реализации основной единой цели образования.

Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.

Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории - «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Музейные уроки значительно расширяют возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Они направлены на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.Такие уроки отличается от обычных тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.

Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются. Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом односельчан, или же выставки и мини-музеи декоративно-прикладного творчества горнощитцев, или же выставки творческих работ самих же воспитанников - это составляющее музейного урока. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он - активный участник всего того, что представлено на уроке.

И ребенок, приходя в музей, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей. Обладая желанием, стремлением к познанию исторического прошлого своего родного края, ребенок раскрывает свои способности в краеведении. Он стремится больше узнать и передавать свои знания другим. Вот почему он такой активный участник всех мероприятий, связанных с родным краем.Ребят интересует все в родном селе: история появления крепости, рождение села, развитие хозяйства, изменения времени, люди, «делающие» историю… Все интересно ребятам: и новые знания, и прямое общение, и творчество сельчан .

Вот так музейный урок становится важным средством нравственного воспитания ребенка, способом приобщения воспитанников к культурному наследию земляков. Ребята не только сами приобретают социальный опыт на своих музейных уроках, но и на базе других занятий, которые проводят сами, как, например, на уроке-экскурсии для начальной школы «Село родное, горжусь тобою», для среднего звена - «История школы» и « Семь чудес Горного Щита», «Наши земляки - защитники Родины», для старшего звена - виртуальная экскурсия «Здесь я родился и здесь я вырос»,пиобретая новые знания, ребята активно делятся ими с другими. Но особенно близко то, что связано со знакомыми людьми или сверстниками. Пример такого урока смотрите в «Приложении».

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.

Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека. Вот поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

  2. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. - 2006.-№ 2.

  3. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984.

  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.

  5. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. - М.: Профессия, 2004.

  6. Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.

  7. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск, 2005.

  8. Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. - Волгодонск, 2005.

  9. На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. - 2001- № 1.

  10. Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. - Волгодонск, 2004.

  11. Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. - Ростов - на - Дону, 2005.



  1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

  2. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. - 2006.-№ 2.

  3. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984.

  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.

  5. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. - М.: Профессия, 2004.

  6. Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.

  7. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск, 2005.







Конспект музейного урока

Тема урока: «Ожившие страницы книги памяти

(На уроке в военное лихолетье в Горнощитской школе)»

Дата проведения мероприятия: февраль, май месяц. Мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов.

Цель урока: создание условий для развития личности путём включения в многообразную деятельность музея

Задачи:

1.воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

воспитание любви к родному краю и его людям;

2. формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

3.освоение нового типа учебных занятий;

4.формирование умения пользоваться при сборе необходимого материала различными источниками

5.предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами

Форма урока:

интегрированный, основанный на межпредметных связях (история, русский язык, литература)

Учитель

Сегодняшний наш урок необыкновенный - музейный, потому что на протяжении всего урока мы будем обращаться к музейным экспозициям и экспонатам. Материалы нашего музея, который создавался руками не одного поколения горнощитцев, помогут нам выполнить проверочную работу по русскому языку.

Познакомившись с некоторыми экспозициями музея, вы напишите диктант, который писали горнощитские ребята в 1943 году.

Откройте дневники и запишите д/з нарисовать рисунок или выучить (сочинить) стихотворение о войне.

А сейчас мы начинаем наш урок с полюбившейся нам песни.

Звучит песня

(текст песни отряда «Каравелла» «Последний марш»)

Над волнами нам плыть,

По дорогам шагать,

Штормовые рассветы встречать,

Нам коней горячить,

Догоняя врага,

Карабины срывая с плеча…

И быть может , в траву

Упадём мы с тобой,

И рассвет не пробьётся в ночи.

Но трубач ни за что

Не сыграет « отбой».

Не смогли мы его научить.

Мы учили его,

Если грянет беда

Звать в атаку друзей за собой.

Наш трубач никогда,

Никогда,никогда

Не слыхал о сигнале «отбой»

Скоро день расцветёт,

Словно огненный клён,

Голос горна тревожно певуч.

Поднимайся, мой мальчик,

Рассвет раскалён,

Бьётся пламя под крыльями туч…

Мы уже знаем, что наш музей хранит много тайн, и все эти тайны - великие. Одна из них - экспозиция «Наши земляки - защитники Родины».

Среди них были и ученики нашей школы, и учителя.

Презентация «Ожившие страницы памяти»

Ожившие страницы Книги Памяти

Я знаю : никакой моей вины в том , что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе - остались там.

Но не о том же речь, что я их мог, но не сумел сберечь!

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

В юбилейный год Великой Победы благодарная память потомков вновь перелистывает страницы Великой Отечественной…

День Победы! Как долго и трудно шла наша Родина к этому дню!

Шла через горе и слёзы, кровь и смерть.

Шла через горечь поражений и радость побед, через ненависть к врагу и боль за близких.

Среди тех, кто вернул Отечеству мир и счастье жизни - наши земляки, односельчане, горнощитцы.

Их имена высечены на обелиске в центре нашего села, их фотографии занимают почётное место в экспозиции нашего музея. Им мы приносим гвоздики в День Победы.

ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ

Вспомним эти имена

Бабины

Политовы

Вепревы

Масловы

Говорухины

А ещё

Богатырёвы

Обвинцевы

Ярославцевы…

Впервые дни войны на фронт ушло более пятисот горнощитцев. Около трёхсот из них не вернулись. Среди них были выпускники нашей школы.

Вспомним их имена:

Девятов Пётр

Сташков

Талашманов…

Школа… В суровые годы войны она оставалась верной себе: учила, воспитывала.

Урок в классе начинался не с привычного « Кто не выполнил домашнее задание?», а с вопроса «Кто хочет есть?»

Его задавал Учитель, который, встав пораньше, сварил вместе с поваром похлёбку из заработанных на колхозных полях овощей да принесённой из дома горстки крупы.

А потом этот же Учитель диктовал диктант, от содержания которого слёзы наворачиваются на глаза и ком стоит в горле.

«В школе лысый немец брал у ребят кровь, чтобы переливать кровь раненым. Оттого и умерла маленькая Липочка, дочь учительницы. Тихо ступая, чтобы не скрипели половицы, Андрейка вошёл в комнату. Немец, занятый своим делом, не обернулся.Андрейка вынул колун и с размаху ударил немца»

А на математике решали задачу: « Три взвода уничтожили 876 немцев. Первый взвод уничтожил четвёртую часть от общего количества немцев, второй - третью часть. Сколько немцев уничтожил каждый взвод?»

После уроков ребята вместе с учителями шли на колхозные поля собирать колоски, копать картошку… Война диктовала своё расписание и домашнее задание…

Мы помним имена учителей военных лет:

Политова Ольга Григорьевна

Реннова Анна Ефимовна…

После войны в школу стали возвращаться мужчины. Заворожённо смотрели мальчишки на ордена и медали, украшавшие грудь фронтовиков. Затаив дыхание, слушали рассказы о войне, и гордость переполняла сердца.

ЗВУЧИТ ЛИРИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Мы помним имена учителей- фронтовиков:

Политов Михаил Александрович

Воробьёв Иван Александрович

Нудьга Андрей Степанович

Берсенёв Александр Кузьмич

Вепрев Георгий Николаевич

Жихарев Алексей Петрови

Чернавских Александр Андреевич

Костылев Аркадий Фёдорович

Аникин Иоким Фомич

Пусть страницы Книги Памяти тревожат наши души, пусть навсегда наполнят светлой грустью наши сердца!

Стихотворение (ЧИТАЮТ ДЕТИ)

Приходят ветераны на парад -

Сверкая переливами наград

И, дружно взявшись за руки, идут,

Их громко поздравляют там и тут.

Надеть медали в праздник каждый рад,

Но всё короче их нестройный ряд.

Пока нам есть , кого благодарить,

Давайте будем помнить и любить,

Давайте будем помогать, пока

Они не вознеслись на облака.

Пусть далеко от нас ушла война,

Тех, кто остался, поддержи, страна!

Пока они приходят на парад,

Пока глаза их радостно горят,

Как блики солнца в звёздочках наград…

Пока идёт ёщё нестройный ряд…

Пётр Давыдов

Учитель

Дальнейший наш урок пройдёт в музее, куда мы тихонечко сейчас пройдём.

(Руководитель музея встречает, гости идут с ней, звучит военный марш, ребята переодеваются в одежду военной поры)

Зав. музеем

Сейчас мы познакомимся с экспозицией «Наши земляки - защитники Родины»

Более пятисот горнощитцев ушли из нашего такого небольшого тогда села на защиту Родины. Около трёхсот из них не вернулись. Их фотографии вы видите на стендах.

Учитель

Ну, а сейчас пора занять свои ученические места, ведь в годы войны наши «красная» и «белая» школы были похожи просто на большую деревенскую избу, куда мы и пройдём.

(Раздаю листочки, карандаши)

Прежде, чем мы будем писать диктант, хочу спросить у вас: «Кто хочет есть?» (детям раздают по сухарю, стакану чая и комочку сахара)

Сухари

Ну, а теперь за дело

Дети пишут диктант (текст на слайде)

Ну, а после школы дети торопились домой, там их ждали младшие братишки и сестрёнки, домашнее хозяйство, да и побегать тоже хотелось…

СТИХОТВОРЕНИЕ

Учитель

Как мало их осталось на земле!

Не ходят ноги , и тревожат раны,

И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани

Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…

Но я не бог…война им снова снится.

Учитель

Пусть внукам не достанется война

И грязь её потомков не коснётся,

Пусть курит бывший старшина

И слышит, как внучок во сне смеётся.

Спасибо за урок.

Екатеринбург

2015 г.

Презентация «Ожившие страницы памяти»

1слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

2слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

3слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

4слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

5слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

6слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

7слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

8слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

9слайд

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся

Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихся





© 2010-2022