Р. /Р. Обучающее изложение с элементами описания ( К. Г. Паустовский «Шкатулка»)

Р./Р. Обучающее изложение с элементами описания( К.Г.Паустовский «Шкатулка»)Цели:-научить писать изложения c элементами повествования;- развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста;воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского. Ребята учатся работать с текстом: находят слова, в которых выражается основное содержание каждой части текста. Учатся доказывать, что данный текст художественного стиля, называют определения, которые относятся к существительному звон. Читают пред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Русский язык Радченко Ю.В. 20.11.14


Р./Р. Обучающее изложение с элементами описания

( К.Г.Паустовский «Шкатулка»)


Цели:

-научить писать изложения c элементами повествования;

- развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста;

воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Ход урока

1.Оргмомент

2. Проверка д.з.

3. Изучение новой темы.

Памятка стр.296.

Упражнение

-Чтение первой части рассказа.


  1. Вопросы и задания по первой части текста.


  • -Найдите и подчеркните в тексте глаголы.


  • -Почему их так много?

(Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий)


  • - Какой тип речи использует писатель?

(Повествование)


  • -Охарактеризуйте повествование как тип речи.

(Повествование - это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях ( что было сначала, потом, затем… и наконец).


  • -Докажите, что это текст.

(Текст посвящён находке в старом доме - шкатулке.)


  • -Сформулируйте тему и идею.

(Главная мысль текста - время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…)


  • -Придумайте название текста.

(«Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!»)


  • -Найдите начальную часть текста - вступление.

- В каком абзаце завязка действия?

(Во втором абзаце.)

  • - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия:

Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли.

Последовательность действия - это движение от начала до конца.


  • - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст?

(Повествованию, потому что указано, кто действовал, что происходило, где и когда.)

Словарная работа:


  • повествование- однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

Чтение второй части рассказа.


  • Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.


  1. Вопросы и задания по второй части текста.


  • - Докажите, что этот текст тоже повествование.

(Когда, где, что случилось?)


  • -Какое название можно дать этому тексту?

(«Шкатулка проснулась».)


  • -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии.

(Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)


Работа над планом.

План

1.И полилась мелодия…

2.Шкатулка заиграла.

3.Даже ходики притихли.

4.Концерт окончен.

5. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

6. Домашнее задание

Написать изложение, используя план.

© 2010-2022