Рабочая программа по русскому язык для 10 класса (УМК Г. Ф. Хлебинской) (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для учащихся десятого класса на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений, разработанной Г.Ф. Хлебинской «Мнемозина» (2013).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для учащихся десятого «а» класса на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений, разработанной Г.Ф. Хлебинской «Мнемозина» (2013).

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по основным разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель изучения русского языка - свободное владение родным языком.

Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Конечный результат - сдача Единого государственного экзамена.

Для этого введён концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Разделы программы завершаются контрольным тестированием (контроль за усвоением знаний), полугодия завершаются контрольными диктантами с грамматическим анализом текста (контроль за грамотностью обучающихся).

Систематизированное представление теоретического материала является новым для учащихся, поэтому уместен индуктивный метод, который способствует развитию логического мышления. Школьники учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, приобретать умения устанавливать между ними сходство и различие, делать выводы и обобщения, что очень поможет им впоследствии на экзамене.

Специальными задачами преподавания русского языка в в одиннадцатом классе являются познавательные и практические.

Познавательные:

  • Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании.

  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения.

Практические:

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  • Овладение нормами русского литературного языка, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Данная рабочая программа реализуется в течение 70 часов (2 ч. в неделю), так как при ее планировании соблюдается не только преемственность с систематическим курсом русского языка (5-9 классы), но и учитывается подготовительная работа к единому государственному экзамену, поэтому из школьного компонента учебного плана добавлены часы на изучение раздела « Текст. Стили и жанры», «Лексика. Фразеология. Лексикография» и «Орфография».

Отличительной особенностью рабочей программы «Русский язык. 10 а класс» является изменение количества часов (уменьшение) на изучение раздела «Текст. Стили и жанры», «Лексика. Фразеология. Лексикография.», расширение содержания учебного материала в разделе «Орфография» (увеличение часов на изучение за счет выше- названных разделов). Используя блочный подход в подаче материала, посчитали целесообразным перераспределить часы в разделе «Лексика» (объединены темы «Паронимы, синонимы» и «Антонимы»; увеличили количество часов на изучение «Изобразительно-выразительные средства лексики» ), вследствие чего на изучение раздела отвели 10 часов из 12; так же перераспределены часы в разделе «Текст. Стили и жанры», поэтому на изучение раздела отведено 15 часов из 19 предложенных. 10 часов переведены в раздел «Орфография», чтобы правописание различных морфем (наиболее трудные варианты, встречающиеся в ЕГЭ) было изучено в этом учебном году.

Учебник Г.Ф. Хлебинской носит в основном практическую направленность: включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать сопутствующее повторение, актуализировать и закрепить приобретенные ранее умения и навыки; итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, ориентированы на формат ЕГЭ. Особое внимание в нем уделяется формулированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Учебник содержит много дополнительного материала для самостоятельных наблюдений и выводов, исторические комментарии, помогающие вникнуть в содержание сложных тем.

Реализация программы предполагает системати­ческую работу с текстами разных типов и анализ тек­стообразующих функций различных языковых средств. Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления: понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремление приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны совершенствовать следующие навыки и умения:

  • Знать основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.

  • Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.

  • Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.

  • Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.

  • Знать сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.

  • Уметь составлять обобщающие схемы

  • Писать сочинение-рассуждение..

Научно-теоретическая и методико-дидактическая основа курса:

- Г.Ф. Хлебинская Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2013г.

  • Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Г.Ф. Хлебинская. - М.: Мнемозина, 2013.-319с.

  • Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2007.

  • Поурочные планы по русскому языку к Единому государственному экзамену/ Е.А.Влодавская.-М.: Экзамен, 2006

  • Л.И.Новикова, Е.Э Грибанская, Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию, М.: Экзамен, 2007

  • Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Русский язык, М.: Айрис Пресс, 2008

Электронные ресурсы:

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тематическое планирование:

- Введение - 1 час

- Общие сведения о языке и речи. Культура речи - 3 часа

- Текст. Стили и жанры - 13 часов

- Лексика. Фразеология. Лексикография - 10 часов

- Фонетика. Орфоэпия. Графика - 5 часов

- Морфемика и словообразование - 7 часов

- Орфография - 27 часов

- Обобщение (итоговые уроки) - 2 часа

- Резерв - 1 час


Временное распределение учебного материала по четвертям:

I четверть - 9 учебных недель: 18 часов

II четверть - 7 учебных недель: 14 часов

III четверть - 10 учебных недель: 20 часов

IV четверть - 9 учебных недель: 18 часов



Плановое количество самостоятельных и контрольных работ по русскому языку в 10 «а» классе в течение учебного года


Четверть

Вид работы

I


II


III

IV

всего


Диктант


Контрольная/самостоятельная работа)



-


1



1


2



-


2



1


3



2


8


Календарно-тематическое планирование

по русскому языку. 10 а класс.

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Корр.

Введение (1час)

1

Русский язык в современном мире


1




Общие сведения о языке и речи. Культура речи (3часа)

2

Стили и типы речи


1





3

Понятие о норме литературного языка


1




4-5

Типы норм. Грамматические ошибки в контексте

2




Текст. Стили и жанры (13 часов)

6

Текст как продукт речевой деятельности. Структурно-смысловые признаки текста. Типы связи между предложениями, средства связи.


1




6

Функционально-смысловые типы речи.


1




7

Понятие о функциональных разновидностях языка. Функциональные стили. Научный стиль речи.


1




8

Некоторые жанры научного стиля речи.


1




9-10

Официально-деловой стиль речи. Некоторые жанры официально-делового стиля речи.


1




11-12

Публицистический стиль речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи.


2




13

Разговорная речь. Некоторые жанры разговорной речи.


1




14

Язык художественной литературы.


1




15

Виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект.


1




16-17

Сочинение по прочитанному тексту

2





18

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №1)

1




Лексика. Фразеология. Лексикография (10 часов)


19

Слово и его значение.


1




20

Многозначность и омонимия.


1




21

Паронимы, синонимы, антонимы. Их ыразительные возможности.


1




22

Исконно русская лексика. Заимствование из славянских и неславянских языков.


1




23

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Виды стилистической окраски слова. Активный и пассивный словарь русского языка.

1




24-25

Изобразительно-выразительные средства лексики.


2




26

Фразеологические единицы.


1




27

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №2)

1




28

Диктант с грамматическим (комплексным) анализом текста.


1




Фонетика. Орфоэпия. Графика (5 часов)

29

Звуковой состав русского языка. Звуки и буквы. Алфавит

1




30

Исторические и позиционные чередования звуков.


1




31

Нормы произношения гласных и согласных звуков.


1




32

Слог. Ударение. Интонация.


1




33

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

1




Морфемика и словообразование (7 часов)


34

Состав слова. Корневая морфема и основа.


1




35

Аффиксальные морфемы.


1




36

Формообразование и словообразование.


1




37-39

Способы образования слов.


3




40

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №3)

1




Орфография (27 часов)


41- 42

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.


2




43- 44

Правописание чередующихся гласных в корне слова.


2




45

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1




46

Правописание согласных в корне слова перед суффиксами.

1




47

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №4)


1




48

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.


1




49-50

Правописание удвоенных согласных.


2




51-52

Правописание приставок.


2




53

Правописание букв и ,ы после приставок


1




54

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №5)


1




55

Правописание букв а, и, у после шипящих.


1




56

Правописание букв и, ы после ц в различных морфемах.


1




57-58

Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц в различных морфемах.


2




59

Употребление ь для обозначения мягкости согласных

1




60-61

Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова. Разделительные ь и ъ знаки.

2




62

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №6)


1




63

Употребление букв е, ё, э и буквосочетание йо


1




64-65

Употребление прописной и строчной букв.


2




66

Диктант с грамматическим (комплексным) анализом текста.


1




67

Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №7)


1




68-69

Обобщающее повторение. Итоговый урок

2





Резерв


1
















Основные умения и навыки


Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

  • Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Оценка письменных работ.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на 1 балл. Если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 5 - 8 - диктанты, зачеты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включение в текст диктанта слов на правило, которое в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов, словосочетаний, реальную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными уч-ся вспомогательных школ.

Контрольные диктанты должны содержать 2 - 3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.


Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1 - 2 ошибками

Оценка «3» ставится за работу с 3 - 5 ошибками

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 - 8 ошибок

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменной работе не учитываются 1 - 2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила не учитываются.

За 1 ошибку в диктанте считается:

- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она учитывается;

- две негрубые ошибки. Негрубыми считаются ошибки: повторение одной и той же буквы, недописание слов, пропуск одной из частей слова при переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с нарушениями речи - искажение звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, добавления, недописание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к 1 орфографической ошибке.

Оценка

Основные критерии оценки



Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 граммтиче­ская ошибка

«4»

1.. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

  3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

  4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок, или 7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грам. ошибки

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними, часты слу­чаи неправильного словоупотребле­ния.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:7 орфогра

фических и 7 пунктуацион ных ошибок, или 6 орфогра фических и 8 пунктуаци онных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недо­четов в содержании и более 7 ре­чевых недочетов

Имеется более 7 орфогра­фических, 7пунктуационных и 7 грамматических ошибок



НОРМЫ ОЦЕНОК ЗА УСТНЫЙ ОТВЕТ

Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

«5» 1. Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий и формулировки правил;

2. Обнаруживает понимание материала: может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

«4» Ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» Ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;

  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


«2» Ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНОК ЗА ИЗЛОЖЕНИЕ, СОЧИНЕНИЕ

( содержание)


«5» ставится если:

1. Содержание работы выполнено полностью и соответствует теме;

2. Фактические ошибки отсутствуют;

3. Содержание излагается последовательно;

4. Работа отличается богатством словаря;

«4» ставится если:

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения);

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности;

3. Имеются нарушения последовательности в изложении мыслей;

4. Стиль отличается единством;

«3» ставится если:

  1. В работе допущены отклонения от темы;

  2. Работа достоверна в главном, но имеются неточности;

  3. Допущены нарушения в последовательности;

  4. Беден словарь работы;

«2» ставится если:

  1. Работа не соответствует теме;

  2. Допущены фактические неточности;

  3. Нарушена последовательность;

  4. Крайне беден словарь;



Оценка теста


Количество правильных ответов

(в %)

Оценка знаний

75-100

«отлично»

60-75

«хорошо»

45-60

«удовлетворительно»

0-40

«плохо»


Объем творческих работ

5 класс - 1-1,5 страницы тетради - 100 - 150 слов

6 класс - 1,5 - 2 - 150 - 200 слов

7 класс - 2 - 2,5 - 200 - 250 слов

8 класс - 2,5 - 3 - 250 - 300 слов

9 класс - 3 - 4 - 350 - 450 слов

10 класс - 4 - 5

11 класс - 5 - 7


Количество слов в диктантах:

словарном- контрольном-

5 класс - 15 - 20 слов - 90 - 100 слов

6 класс - 20 - 25 слов - 100 - 110 слов

7 класс - 25 - 30 слов - 110 - 120 слов

8 класс - 30 - 35 слов - 120 - 150 слов

9 класс - 35 - 40 слов - 150 - 170 слов

10 - 11 класс - до 50 слов - 180 - 190 слов

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты не­контрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень са­мостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем рабо­ты; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе рабо­ты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда уче­ник не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамот­ности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оцен­ки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовав­шего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.









Литература.

Для учащихся

1. Владимирская Г. Н, Тренажёр для подготовки к экзамену. Русский язык. 10 -11кл./ Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: новый учебник, 2004.

2. Власенкова А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание.- М.: Просвещение, 2007.

3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений / В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко - М.: Просвещение, 2008.

4. Дейкина А, Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.

5. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10 - 11 классы / О. С. Иссерс, Н. А.Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.

6. Козловская М. В. Сивакова Ю. Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Савикова. - СПб:САГА, Азбука - классика, 2005.

7. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. / Дунаев А. И, Ефремов В. А, Черняк В. Д. - СПб: САГА, Азбука - классика, 2005.

8. Мазнева О. А, Михайлова И. М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

9. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006

10. Пахнова Т. М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.

11. Поталова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10- 11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

12. Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10 - 11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.


Для учителя

1. Ипполитова А. И., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А.Ипполитовой. - М,: ТК Вельби, Изд-во «Проспект», 2007.

2. Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

3. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

4. Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М.: Аквариум ЛТД, 2006.

5. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы русского литературного языка. - М.: Просвещение, 2006.

6. Розенталь Д. Э , Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 2005.

7. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М.: ОО ТИД « Русское слово РС», 2006.

8. Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: просвещение, 2006.

9. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи.- СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД»,2005.

10. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2006.

11. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007.- М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

12. Черников И. Н., Петровская С.С., Шипицына Г. М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов.- М.: ТИД «Русское слово - РС», 2006.

13. Единый государственный экзамен - 2006 . Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся /Рособрнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект - Центр, 2006.

14. Пахнова Т. НМ. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11кл. - М.: Вербум- М, 2005.

© 2010-2022