Конспект Мой лучший урок

Пояснительная записка к уроку учителя русского языка и литературы Кузнецовой Татьяны Николаевны     Урок по теме «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-». проводился в 5 Г классе по программе, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школы 2100» под ред.Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текуч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анкета-заявка

на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального

мастерства педагогов «Мой лучший урок»

по русскому языку
( 2013/2014 учебный год)

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Кузнецова Татьяна Николаевна

2. Год, месяц день рождения 1974, апрель 24

3. Место работы Муниципальное образовательное бюджетное учреждение гимназия №1

полный адрес: индекс 453430 город Благовещенск улица Баранова 5

федеральный телефонный код города 8(34766) телефон/факс 2-15-39

e-mail для переписки [email protected]

4. Должность учитель

5. Педагогический стаж работы 22 года

6. Преподаваемый предмет русский язык, литература, родной (русский) язык и литература

7. Класс проведения урока 5 Г количество детей в классе 20

8. Домашний адрес автора (полностью) индекс 453431 город Благовещенск

область Республика Башкортостан федеральный телефонный код города 8(34766)

телефон 2-01-07 Сотовый телефон 89373316298 Е- mail [email protected]

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Жданова Ирина Рудольфовна телефон для связи 2-15-39

федеральный код города 8(34766) телефон 2-15-39факс

e-mail: [email protected]

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ ______________________________________________



Подпись руководителя образовательного учреждения /И.Р.Жданова/



М.П. Дата заполнения 09.10.2013





Пояснительная записка к уроку учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Татьяны Николаевны


Урок по теме «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-». проводился в 5 Г классе по программе, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школы 2100» под ред.Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, разработанной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. - М.:Баласс, 2012. (рассчитанной на пять часов в неделю).

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык» 5 класс - М.:Баласс, 2013 Залогом успешного обучения являются личностно-ориентированная и информационная технологии.

Тип урока: открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить детей со случаями чередования букв о - а в корне -раст- ,-ращ- ,-рос-.

2. Совершенствовать умение распознавать слова с чередующимися гласными о -а в корне -раст- , -ращ- , -рос- .

3. Совершенствовать умение обосновывать выбор гласных в данных корнях.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять чередующиеся гласные в других морфемах.

  2. Развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую? (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне -раст- (ращ) - -рос-, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием,

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Формы реализации методов: разноуровневые задания, самостоятельная работа учащихся.

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Одной из ведущих целей обучения русскому языку является формирование относительной орфографической грамотности учащихся.

Основной период обучения орфографии, начинающийся с 5-го класса, является органичным продолжением работы по данному направлению в начальной школе. Именно в начальной школе, для того чтобы сделать процесс развития орфографических умений учащихся более осмысленным и обеспечить преемственность в изучении орфограмм между начальным и средним звеном, вводится понятие орфограмма.

Рассмотрим пример работы с обобщённой графической моделью условий выбора орфограммы «Буквы а-о в корне -раст-(-ращ-) - -рос» на этапе открытия нового знания и с обобщённой графической моделью орфограммы «Буквы а-о в корне -лаг- - -лож-» на этапе актуализации знаний при повторении ранее изученного материала в рамках одного урока по теме «Буквы а-о в корне -раст- (рощ) - -рос».

Урок состоит из восьми этапов

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Этап актуализации изученного. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задание по пройденному материалу, содержание которого соотносится с новой темой. Ученики уже усвоили правило употребления букв а-о в корне -лаг-лож-, поэтому их вниманию предлагаются знакомые обобщённые графические модели данного вида орфограммы. За у доски и в тетрадях.

Задание для самостоятельной работы: опираясь на представленные модели, вспомните орфографическое правило написания букв гласных в известном вам корне с чередованием. Раскройте содержание каждой модели. Назовите основное условие выбора написания а или о в корне. Приведите примеры.

Учащиеся «расшифровывают» графические модели, называя все условия выбора данного вида орфограммы, восстанавливают формулировку орфографического правила, приводят свои примеры.

III. Языковая разминка.

IV. Постановка проблемы урока

Следующий этап урока - постановка учебной проблемы и её формулирование. Учитель спрашивает ребят, с какой целью в начале урока повторялась орфограмма с чередованием букв гласных в корне. Ученики предполагают, что новая тема тоже будет связана с чередующимися гласными. Учитель открывает записанный на доске языковой материал для анализа.

выр..стет тюльпан

выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Затем следует подводящий диалог (система вопросов и заданий), в ходе которого ребята формулируют тему урока и основной вопрос, требующий разрешения.

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1.Выявление места и причины затруднения.

2.Построение проекта выхода из затруднения.

Далее - поиск решения (открытие нового знания), формулирование нового орфографического правила.

С опорой на графические модели ещё раз проговариваются все условия выбора нового вида орфограммы, формулируется новое орфографическое правило, затем предъявляются и рассматриваются слова-исключения. Самостоятельная формулировка орфографического правила сравнивается с формулировкой учебника. Этап урока завершается проблемным вопросом.

Ученики делают вывод: оба вида орфограмм изучаются последовательно и входят в один параграф, потому что имеют общее основное условие выбора - правильное написание зависит от конечной буквы согласного корня.

Учитель предлагает создать обобщённую графическую модель обоих видов орфограмм, объединённых основным условием выбора. С этой целью в их графических моделях выделяются общие элементы -условия выбора (знак корня - место нахождения орфограммы, знак ударения вне корня - признак наличия орфограммы-буквы гласного в корне, одна черта под буквой гласного в корне - знак орфограммы, две черты под конечной буквой согласного в корне - основное условие выбора). Конкретная конечная буква согласного в корне заменяется обобщённым сокращением - согл., так как объединяются две графические модели, возникает необходимость показать чередование а-о в корне.

VI. Развитие орфографических умений

1. Объяснительный диктант у доски коллективно с комментарием.

2.Упр. 128 - развивает умение различать сходные в звучании слова с разными орфограммами, предупреждает ошибки, связанные с внешним сходством опознавательного признака разных орфограмм - звукосочетания [раст] и безударного положения гласного.

Неосложнённое выборочное списывание.

Упражнение выполняется коллективно с комментированием: записываются сходные в звучании слова, выполняется их разбор по составу: воз-раст-а-ю, растаю.

Ответ на вопрос после упражнения. (Сходство орфограмм с чередованием: выбор букв а-о, условие выбора - характер согласного звука .)

VII. Итог урока.

Включение в систему знаний и повторение(вопрос-ответ)

VIII. Домашнее задание.

Выполнение домашнего задания покажет результативность в усвоении материала.

Урок способствует выработке грамотного произношения и написания слов, расширяет и углубляет представления учащихся о возможно русского языка.











Сценарий урока по теме « Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-».

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ гимназии № 1 города Благовещенск Республики Башкортостан

Кузнецова Татьяна Николаевна

Класс

5 класс. УМК «Школа 2100».

Тип урока: открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить детей со случаями чередования букв о - а в корне -раст- ,-ращ- ,-рос-.

2. Совершенствовать умение распознавать слова с чередующимися гласными о -а в корне -раст- , -ращ- , -рос- .

3. Совершенствовать умение обосновывать выбор гласных в данных корнях.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять чередующиеся гласные в других морфемах.

  2. Развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую? (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне -раст- (ращ) - -рос-, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием,

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Формы реализации методов: разноуровневые задания, самостоятельная работа учащихся.

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтрол

Тип урока: открытия новых знаний


Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийный компьютер и проектор




Ход урока

I. Организационный момент

1. Смена деятельности после перемены.

2. Проверить подготовленность учеников к уроку.

II. Основная часть

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте дети, садитесь. Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.

- Над какой темой мы работали в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а - о в корне слова» )

- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что не знаем, и сами построим новый способ.)

- Открываем тетради, записываем дату и вид работы.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика.)

- Чем занимается морфемика? (Морфемика изучает части слова (морфемы).)

- Давайте посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.

Первый вопрос: «Какие морфемы вы знаете?» - задает учитель, продолжают ученики.

- А вы знаете, ребята, что морфемика тесно связана с орфографией? (Да.)

- Что такое орфография? (Орфография- это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

- Какие орфограммы в корне вы знаете? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова, чередующиеся гласные а - о в корне -лаг- и -лож- )

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал.)

- Почему вам необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг.)

III. Языковая разминка.

1. Запись под диктовку у доски и в тетрадях.

Чёрный рак указ сложил и печати приложил. (П. Ершов)

а) Составить схему предложения.
[- = и =].

б) Найти орфограммы-буквы в корнях с чередованием; графически объяснить условия выбора буквы; найти другие известные виды орфограмм, объяснить написание.

в) Обозначить морфемы в слове сложил. Назвать словообразующие и формообразующие морфемы.

IV. Постановка проблемы урока

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представляю с помощью презентации. Проблемный вопрос сравнивается с вариантом в учебнике.

1.На слайде слова:

выр..стет тюльпан

выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства

Задание- на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.)

Записать слова в тетрадь и выделить корень

(При записи двух последних словосочетаний у обучающихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно а, другие - о.)

- Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли выбрать, какую букву надо вставить - а или о в ловах второго столбика.)

- Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Мы не можем обосновать.)

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1.Выявление места и причины затруднения.

1) Какое задание вы должны были выполнить?

2) Почему же вы не смогли выполнить это задание - ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справлялись?

3) Значит, в чем причина вашего затруднения? (Мы не знаем правила написания чередующейся гласной в корне -раст- -ращ- -рос-.)

2.Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос-.)

- Сформулируйте тему урока. ( Буквы а - о в корнях -раст- , -ращ- , -рос.)

-Тему урока записываем в рабочие тетради.

(Название темы записывается на доске и в рабочих тетрадях учеников.)

- Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение выделять корень, определять безударную и чередующуюся гласные в корне и комментировать условия выбора гласной.)

- Для определения условий выбора написания чередующихся гласных а - о в корнях -раст- , -ращ- , -рос я предлагаю вам поработать.

Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

Определить конечную согласную в корне

Помнить исключения

Сделать вывод

1.Материал на слайде:

Растение выращиваем выросла

растет взращенный подросла.

Давайте рассмотрим данные на доске слова. Какие корни в этих словах можно выделить? Какие чередования согласных звуков мы наблюдаем? Какие чередования гласных звуков наблюдаем?

Какую закономерность можно вывести?

(Ответы детей - в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос- перед ст и щ ---а, перед с --- о.)

2. Исключения:

рост

ростик

Ростислав

росток

отрасль

. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебнка.

-Совпали ли ваши выводы с правилом?

-Что нового узнали из правила? (О словах-исключениях.)

- Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.)

-Приведите свои примеры.

Физкультминутка.

VI. Развитие орфографических умений

  1. Объяснительный диктант у доски.

Листья растения, молодая поросль, разрастаются розы, морские водоросли, выращивание молодняка, произрастать в оранжерее, высокий рост.блять их в речи.

Слово рост, разве возможно написать с буквой а? Значит, это слово под наше правило не подходит.

Вывод: у правила есть исключение. В исключение будут входить слова с ударным корнем и безударными корнями. Посмотрим ещё раз на эти слова. (слайд)

- Ребята, вы знаете, что обозначают эти слова? Что обозначает слово - отрасль?

Запись в тетрадь.

Отрасль - отдельная область деятельности, науки, производства. (слайд)

Например, какое предприятие есть на территории нашего города? Какое предприятие производит какую- то продукцию? ( ). Как это можно расшифровать? ( ).

Какие области производства можно определить в нашем ?

Вот это и будут отрасли деятельности.

  1. Выполнение упражнения 128 стр. учебника 95.

Резерв: Творческий диктант.

- Ребята, замените развёрнутые определения синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы.

Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее гуще, больше (разрастись).

VII. Итог урока.

Включение в систему знаний и повторение

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог.)

- Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.)

- Достигли ее? (Да.)

Докажите. (Сами поставили цель, нашли новое правило , узнали условия написания чередующихся гласных Е и И в корнях.)

- В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли правильно выбрать чередующуюся гласную в корне.)

- Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа, работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия, учитель.).

- Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома. (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий выбора гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос- , выполнить упражнение из учебник),

VIII. Домашнее задание.

  1. Выучить правил 2. Упр. 132

3. Выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-


Рецензия

на урок русского языка в 5 классе по программе «Школы 2100» под ред.Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. по теме: «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос- ».

Открытый урок провела учитель русского языка и литературы высшей Кузнецова Татьяна Николаевна.

Учитель успешно использует традиционные методы и современные педагогические технологии. Данный урок продемонстрировал квалификационной категории

результат планомерной работы. Учитель умело использовала групповую форму работы, опираясь на индивидуальные особенности детей. Дети обучают друг друга, совещаются, ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

Удачно введена тема урока через проблемное обучение. Выполняя различные задания, дети, работая в группах, делают выводы о чередовании букв а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-.

Учитель умело реализует разные виды работы с классом: самостоятельную, групповую, коллективную, и это обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.

Большинство детей владеет терминологией. На протяжении всего урока прослеживается обратная связь.

Каждый ребёнок является активным участником урока, дети слушают друг друга, отстаивают свою точку зрения на основе своих доказательств. Учащиеся владеют умением самооценки, требовательны к себе и товарищам.

На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание.

Урок имеет большое воспитательное значение, т.к. дети учатся сотрудничать, сопереживают, развивают кругозор, пополняют словарный запас.

Итогом работы является рефлексия групповой деятельности.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока).

Содержательная сторона урока позволяет в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный потенциал материала урока.

-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке языковой материал соответствует возрасту учащихся (12 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (об этом свидетельствует использование учителем многообразия видов деятельности во время урока: репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности, беседы, дискуссии, практической работы, кратких сообщений учащихся).

Несмотря на интенсивность учебной деятельности ребят на уроке, учитель оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной в рамках фронтальной - каждый ученик получил хорошую оценку за работу.

Организации интересного урока способствовало и эффективное применение технических средств- мультимедийного оборудования.

Совмещение на уроке общеречевого развития учеников со специально языковым, лингвистическим помогло создать благоприятные условия для обучения русскому языку. В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого (все с энтузиазмом приняли предложенное творческое домашнее задание).

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы.

.

Заместитель директора школы Санарова Н.Н

































Использованная литература












© 2010-2022