- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Познавательно-игровое мероприятие «Экскурсия в музей языкознания»
Познавательно-игровое мероприятие «Экскурсия в музей языкознания»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Луткова И.А. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Познавательно-игровое мероприятие
«Экскурсия в музей языкознания»
для 5-6 класса
(проводится как игра- соревнование в рамка месячника по русскому языку и литературе. Предварительной подготовки не требуется, кроме изготовления наглядных материалов, украшения зала.)
Учащиеся входят в зал, где будет проходить мероприятие. Их встречают ведущие. Чтобы пройти в зал, учащиеся должны назвать пароль. Паролем служит русская пословица. Сказавшему пароль ведущие вручают жетон красного или желтого цвета. С обратной стороны жетона написано слово. После того как учащиеся пройдут в зал, они объединяются в две команды по цвету жетонов.
Из жетонов складывается пословица.
Выбирается капитан в каждой команде.
1. Ведущий: Добрый день. Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию по музею Языкознания. Нам предстоит посетить 5 залов, где представлены удивительные богатства русского языка, вы должны будете в каждом зале музея оставить свои ценности. Эти ценности, конечно же, ваши знания.
Первый зал - Исторический.
Ведущий: Язык наших предков отличается от современного русского языка. Давайте вспомним, какие древнерусские слова вы знаете.
Покажите, где у вас находятся следующие части лица и тела, которые я буду называть древнерусскими словами.
Око (глаз), уста (губы), перст (палец), выя (шея), длань (ладонь), рамена (плечи), ланиты (щеки), чело (лоб).
Ведущий:
- Укажите в этом ряду знаменитых людей лишнее слово и объясните свой ответ:
М.В. Ломоносов,
В.И.Даль,
Н. Коперник (не лингвист)
Д.Н. Ушаков
Ведущий:
-Объясните значение выражения «от доски до доски». Каково его происхождение?
(Это выражение связано с книгой. В старину у книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки).
2Ведущий: Добро пожаловать в зал Орфографии.
Полы здесь напоминают шахматную доску. Не на все клетки можно наступать.
Слова, в которых пишется Ь - ловушки. Нужно выбирать только слова - клетки без мягкого знака. Если вы допустите ошибку, можно провалиться в подвал. Будьте внимательнее.
(На экран проецируется слайд со словами, команды выписывают на листочки слова без Ь и передают жюри).
Ералаш…, горяч…, испеч…, мелоч…, прилеч…, карандаш…, улыбнеш…ся, пахуч…, могуч…, печ…, острич…ся, торопиш…ся, ландыш…, гараж… .
Ведущий:
Капризная принцесса Орфография растеряла волшебные кольца. Вам нужно собрать и вернуть Орфографии все кольца.
Для этого выпишите все слова, в которых пропущена буква О.
Ч…лка, крыж…вник, деш…вый, дириж…р, ш…рох, ш…пот, обж…ра, плеч…, ещ…, горяч…, певуч…, свеж…, ш…лк, капюш…н.
Ведущий: Чтобы найти выход из этого зала, надо пройти мимо открытого ящика, полного змей. Слышите, как они шипят? (звук). Если вы правильно найдете слова с удвоенными согласными, то это препятствие преодолеете благополучно.
Выпишите все слова, в которых пишите 2 буквы «С».
Ка(сс,с)ета, па(СС,с)ажир, кра(СС,с)ивый, ба(сс,с)ейн, терра(сс,с)а, во(сс,с)ход, ми(сс,с)ия, пре(сс,с)тиж, пре(сс,с).
Ведущий: Вспомните, после каких согласных никогда не пишется ь ?
А) после Г,К,Х
Б) после К,Ц,Ш
В) после Ж,Ш,Щ
Г)после Ч,Ш,Щ
Д) после Ц,Х,Ш
1 ведущий: Я рада приветствовать вас в зале «Лексика».(слайд)
Давайте посмотрим миниатюру «У врача»
Сценка «У врача»
Врач: В каком классе учитесь, молодой человек?
Ученик: В седьмом.
Врач: Хорошо. Дружно вы живете в своем классе?
Ученик: Жутко дружно, жутко весело…
Врач: Жутко и весело?! А учитесь - то хорошо?
Ученик: Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учителя хвалят в пух и прах.
Врач: Порядок? В пух и прах хвалит? Да, болезнь у вас серьезная. У тебя больной язык. Будем лечить. Вот тебе рецепт, иди и лечись.
Ученик: (читает вслух рецепт). Утром натощак - учить орфографию. После обеда - 2 часа заниматься орфоэпией. Вечером перед сном - читать произведения русских писателей - классиков.
Ведущий: я прошу от каждой команды выйти по 1 участнику. Предлагаю вам найти вторую половину известных русских пословиц.(на столе лежат разрезанные пословицы, участники находят и соединяют русские пословицы.)
На языке медок,… и тебя пожалеют.
Всяк человек…. велики.
У страха глаза… по делу познается.
Ты пожалей,…. а на уме ледок.
Ведущий: Грамотный человек должен говорить кратко и понятно. Сейчас команды по очереди будут заменять выражения и словосочетания одним словом.
Например: говорить тихо, неразборчиво - бормотать.
Понятно задание? Итак, задание 1 команде:
- пронзительно, резко кричать (визжать)
2 команде:
Перевертываться через голову (кувыркаться)
1 команде:
Относиться с состраданием, с участием к чужому горю (сочувствовать)
2 команда):
Оберегать кого -либо от обидчиков, болезней (защищать)
Ведущий: Ребята, известные всем пословицы растеряли слова. Ваша задача - восстановить пословицы. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.
(раздаются карточки с пословицами, в которых пропущены слова, команды вписывают слова в карточки и передают жюри)
Слово - …, а молчание - золото. (серебро)
Доброе… и кошке приятно. (слово)
Делу…, а потехе час.(время)
Один с сошкой, а… с ложкой. (семеро)
Где тонко, там и … .(рвется)
Копейка… бережет. (рубль)
Авось да как-нибудь до добра не… (доведут).
2 Ведущий: Перейдем в зал «Творческий»
Наступила зима. Вы, наверное, люди наблюдательные, видите, какие перемены происходят в природе зимой. Многие из вас пробуют о зиме сочинять стихи. Это прекрасно. Но сейчас к нам в гости пожалует Зимушка- зима, у нее есть просьба к вам, помогите ей, пожалуйста.
Входит Зимушка-Зима. - Дорогие ребята, моя подружка Метелица прислала мне два письма, но я никак не могу разобраться, что она пишет. Она ведь особа ветреная, неугомонная, непоседливая, поэтому в своих письмах перепутала все буквы. Поменяйте местами буквы в словах, чтобы я смогла прочитать письма Метелицы.(дает каждой команде по письму)
Текст.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Билке сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зелы влкои бгтеаю по лсеу.
Зимушка-Зима:
Молодцы, спасибо. У меня есть для вас ещё задание. Отгадайте задуманное мной слово. Будьте внимательны:
Корень этого слова - в слове снежинка.
Приставка - в слове подъехал.
Суффикс в слове - лесник.
Окончание - в слове ствол.
(подснежник)
1 Ведущий: Спасибо нашей гостье за интересные задания. У меня осталось одно задание, но оно сложное. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА____________________________________________________________
ИПЬРТПЕИР_____________________________________________________________
ЭПВФЭСФПЕ_____________________________________________________________
ВЮЛГВДЛАЮ_____________________________________________________________
ЖЗСУУЧЖАЗ_________________________________________________________________
ОАСАОТАЛО_________________________________________________________________
ГЦИДВГЦЫД__________________________________________________________________
(будьте всегда счастливы)
2 Ведущий: Зал, в который вы сейчас пройдете, называется Орфоэпический.
Орфоэпия - это раздел науки о языке, изучающий правила произношения.
Давайте сделаем разминку, прежде чем приступить к состязанию..
Прошу от каждой команды по 1 желающему.
Произнесите по очереди скороговорку:
У большого бобра больно шуба добра.
(удачное произношение скороговорки приносит команде 1 очко)
2 скороговорка: Полили ливни лесную лилию.
(ведущий приглашает желающих произнести скороговорки)
Скороговорки: На прилавке - булавки, на полке - иголки.
Течет речка, печет печка.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
1 Ведущий: Все вы умеете выразительно читать стихи. Я раздам вам карточки с заданием. Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его с поэтической интонацией. Пять баллов жюри присудит тому, кто сумеет прочитать это с большим чувством.
714,15,3247,
16,318,140, 327,
1,28,220,126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116,512,43,
2000000, 320,17,33.
2 Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем лингвистическую викторину.
-
В состав какого молочного продукта входит рог коровы?/творог/
-
Какое водное транспортное средство можно вырезать из скатерти? /катер/
-
Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол? /убрать букву в: ствол-стол/
-
В каком цветке спряталась целая страна? /Настурция/
-
Какая часть лейки быстро тает на солнце? /линейка/
-
Где всегда прячется лев: справа или слева от нас? /слева/
-
Кто всегда живет во дворце? /дворец/
-
Какое огромное животное занимает большую половину Китая? /Китай/
-
Что стоит посредине земли? /буква м/
-
Чем заканчиваются день и ночь? /ь/
А теперь слово нашему уважаемому жюри:
Жюри объявляет команду - победителя, вручаются призы.