Познавательно-игровое мероприятие «Экскурсия в музей языкознания»

Мероприятие проводится как игра - соревнование в рамках месячника по русскому языку и литературе. Предварительной подготовки не требуется, кроме изготовления наглядных материалов, украшения зала.      В игре принимают участие ученики 5-6 классов. Классы разделены на 2 команды. Соревнование проходит в форме экскурсии по музею языкознания. Игрокам предстоит посетить 5 залов: исторический, орфография, лексика, творческий, орфоэпический, где учащиеся выполнят разного вида задания. В зале «Лексика» к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-игровое мероприятие

«Экскурсия в музей языкознания»

для 5-6 класса

(проводится как игра- соревнование в рамка месячника по русскому языку и литературе. Предварительной подготовки не требуется, кроме изготовления наглядных материалов, украшения зала.)

Учащиеся входят в зал, где будет проходить мероприятие. Их встречают ведущие. Чтобы пройти в зал, учащиеся должны назвать пароль. Паролем служит русская пословица. Сказавшему пароль ведущие вручают жетон красного или желтого цвета. С обратной стороны жетона написано слово. После того как учащиеся пройдут в зал, они объединяются в две команды по цвету жетонов.

Из жетонов складывается пословица.

Выбирается капитан в каждой команде.

1. Ведущий: Добрый день. Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию по музею Языкознания. Нам предстоит посетить 5 залов, где представлены удивительные богатства русского языка, вы должны будете в каждом зале музея оставить свои ценности. Эти ценности, конечно же, ваши знания.

Первый зал - Исторический.

Ведущий: Язык наших предков отличается от современного русского языка. Давайте вспомним, какие древнерусские слова вы знаете.

Покажите, где у вас находятся следующие части лица и тела, которые я буду называть древнерусскими словами.

Око (глаз), уста (губы), перст (палец), выя (шея), длань (ладонь), рамена (плечи), ланиты (щеки), чело (лоб).

Ведущий:

- Укажите в этом ряду знаменитых людей лишнее слово и объясните свой ответ:

М.В. Ломоносов,

В.И.Даль,

Н. Коперник (не лингвист)

Д.Н. Ушаков

Ведущий:

-Объясните значение выражения «от доски до доски». Каково его происхождение?

(Это выражение связано с книгой. В старину у книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки).

2Ведущий: Добро пожаловать в зал Орфографии.

Полы здесь напоминают шахматную доску. Не на все клетки можно наступать.

Слова, в которых пишется Ь - ловушки. Нужно выбирать только слова - клетки без мягкого знака. Если вы допустите ошибку, можно провалиться в подвал. Будьте внимательнее.

(На экран проецируется слайд со словами, команды выписывают на листочки слова без Ь и передают жюри).

Ералаш…, горяч…, испеч…, мелоч…, прилеч…, карандаш…, улыбнеш…ся, пахуч…, могуч…, печ…, острич…ся, торопиш…ся, ландыш…, гараж… .

Ведущий:

Капризная принцесса Орфография растеряла волшебные кольца. Вам нужно собрать и вернуть Орфографии все кольца.

Для этого выпишите все слова, в которых пропущена буква О.

Ч…лка, крыж…вник, деш…вый, дириж…р, ш…рох, ш…пот, обж…ра, плеч…, ещ…, горяч…, певуч…, свеж…, ш…лк, капюш…н.

Ведущий: Чтобы найти выход из этого зала, надо пройти мимо открытого ящика, полного змей. Слышите, как они шипят? (звук). Если вы правильно найдете слова с удвоенными согласными, то это препятствие преодолеете благополучно.

Выпишите все слова, в которых пишите 2 буквы «С».

Ка(сс,с)ета, па(СС,с)ажир, кра(СС,с)ивый, ба(сс,с)ейн, терра(сс,с)а, во(сс,с)ход, ми(сс,с)ия, пре(сс,с)тиж, пре(сс,с).

Ведущий: Вспомните, после каких согласных никогда не пишется ь ?

А) после Г,К,Х

Б) после К,Ц,Ш

В) после Ж,Ш,Щ

Г)после Ч,Ш,Щ

Д) после Ц,Х,Ш

1 ведущий: Я рада приветствовать вас в зале «Лексика».(слайд)

Давайте посмотрим миниатюру «У врача»

Сценка «У врача»

Врач: В каком классе учитесь, молодой человек?

Ученик: В седьмом.

Врач: Хорошо. Дружно вы живете в своем классе?

Ученик: Жутко дружно, жутко весело…

Врач: Жутко и весело?! А учитесь - то хорошо?

Ученик: Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учителя хвалят в пух и прах.

Врач: Порядок? В пух и прах хвалит? Да, болезнь у вас серьезная. У тебя больной язык. Будем лечить. Вот тебе рецепт, иди и лечись.

Ученик: (читает вслух рецепт). Утром натощак - учить орфографию. После обеда - 2 часа заниматься орфоэпией. Вечером перед сном - читать произведения русских писателей - классиков.

Ведущий: я прошу от каждой команды выйти по 1 участнику. Предлагаю вам найти вторую половину известных русских пословиц.(на столе лежат разрезанные пословицы, участники находят и соединяют русские пословицы.)

На языке медок,… и тебя пожалеют.

Всяк человек…. велики.

У страха глаза… по делу познается.

Ты пожалей,…. а на уме ледок.

Ведущий: Грамотный человек должен говорить кратко и понятно. Сейчас команды по очереди будут заменять выражения и словосочетания одним словом.

Например: говорить тихо, неразборчиво - бормотать.

Понятно задание? Итак, задание 1 команде:

- пронзительно, резко кричать (визжать)

2 команде:

Перевертываться через голову (кувыркаться)

1 команде:

Относиться с состраданием, с участием к чужому горю (сочувствовать)

2 команда):

Оберегать кого -либо от обидчиков, болезней (защищать)

Ведущий: Ребята, известные всем пословицы растеряли слова. Ваша задача - восстановить пословицы. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.

(раздаются карточки с пословицами, в которых пропущены слова, команды вписывают слова в карточки и передают жюри)

Слово - …, а молчание - золото. (серебро)

Доброе… и кошке приятно. (слово)

Делу…, а потехе час.(время)

Один с сошкой, а… с ложкой. (семеро)

Где тонко, там и … .(рвется)

Копейка… бережет. (рубль)

Авось да как-нибудь до добра не… (доведут).

2 Ведущий: Перейдем в зал «Творческий»

Наступила зима. Вы, наверное, люди наблюдательные, видите, какие перемены происходят в природе зимой. Многие из вас пробуют о зиме сочинять стихи. Это прекрасно. Но сейчас к нам в гости пожалует Зимушка- зима, у нее есть просьба к вам, помогите ей, пожалуйста.

Входит Зимушка-Зима. - Дорогие ребята, моя подружка Метелица прислала мне два письма, но я никак не могу разобраться, что она пишет. Она ведь особа ветреная, неугомонная, непоседливая, поэтому в своих письмах перепутала все буквы. Поменяйте местами буквы в словах, чтобы я смогла прочитать письма Метелицы.(дает каждой команде по письму)

Текст.

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Билке сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зелы влкои бгтеаю по лсеу.

Зимушка-Зима:

Молодцы, спасибо. У меня есть для вас ещё задание. Отгадайте задуманное мной слово. Будьте внимательны:

Корень этого слова - в слове снежинка.

Приставка - в слове подъехал.

Суффикс в слове - лесник.

Окончание - в слове ствол.

(подснежник)

1 Ведущий: Спасибо нашей гостье за интересные задания. У меня осталось одно задание, но оно сложное. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА____________________________________________________________

ИПЬРТПЕИР_____________________________________________________________

ЭПВФЭСФПЕ_____________________________________________________________

ВЮЛГВДЛАЮ_____________________________________________________________

ЖЗСУУЧЖАЗ_________________________________________________________________

ОАСАОТАЛО_________________________________________________________________

ГЦИДВГЦЫД__________________________________________________________________

(будьте всегда счастливы)

2 Ведущий: Зал, в который вы сейчас пройдете, называется Орфоэпический.

Орфоэпия - это раздел науки о языке, изучающий правила произношения.

Давайте сделаем разминку, прежде чем приступить к состязанию..

Прошу от каждой команды по 1 желающему.

Произнесите по очереди скороговорку:

У большого бобра больно шуба добра.

(удачное произношение скороговорки приносит команде 1 очко)

2 скороговорка: Полили ливни лесную лилию.

(ведущий приглашает желающих произнести скороговорки)

Скороговорки: На прилавке - булавки, на полке - иголки.

Течет речка, печет печка.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

1 Ведущий: Все вы умеете выразительно читать стихи. Я раздам вам карточки с заданием. Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его с поэтической интонацией. Пять баллов жюри присудит тому, кто сумеет прочитать это с большим чувством.

714,15,3247,

16,318,140, 327,

1,28,220,126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116,512,43,

2000000, 320,17,33.

2 Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем лингвистическую викторину.

  1. В состав какого молочного продукта входит рог коровы?/творог/

  2. Какое водное транспортное средство можно вырезать из скатерти? /катер/

  3. Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол? /убрать букву в: ствол-стол/

  4. В каком цветке спряталась целая страна? /Настурция/

  5. Какая часть лейки быстро тает на солнце? /линейка/

  6. Где всегда прячется лев: справа или слева от нас? /слева/

  7. Кто всегда живет во дворце? /дворец/

  8. Какое огромное животное занимает большую половину Китая? /Китай/

  9. Что стоит посредине земли? /буква м/

  10. Чем заканчиваются день и ночь? /ь/

А теперь слово нашему уважаемому жюри:

Жюри объявляет команду - победителя, вручаются призы.





© 2010-2022