Урок по теме Значение имен существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Значение имен существительных»

Цели урока: дать понятие о существительном как части речи; научить различать значения имен существительных; прививать любовь к родному языку.

1.Проверка домашнего задания.

2. Разбор и выписка имен существительных из стихотворения Лебедева- Кумача:

По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает-

Простой человек.

3.Беседа с учащимися.

-Какие существительные вы здесь встретили?(Полюс, движение, река, гора, человек.)

-Замените имя существительное движение подходящим глаголом, сделав, слова река и поезд подлежащим. Составьте предложения.

Река движется. Поезд движется.

-Что обозначают глаголы? (действия и состояния).

- Что же обозначает существительное движение? (Действие)

- Приведите теперь свои примеры на существительные, образованные от глагола как со значением действия, так и состояния и укажите, что каждое из ваших существительных обозначает. (Ходьба, бег, игра, учение- действие; лежание, отдых, радость- состояние).

4. Слово учителя.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему и запишем ее в тетради. Работа с теоретическим материалом в учебнике.

5. Работа по теме урока.

Обратите внимание на существительные в следующем стихотворении:

Кухня

Наша кухня- просто чудо:

Чистота и красота!

Полки белые с посудой,

А в углу горит плита…

-Почему в этом стихотворении так много существительных и что большинство из них обозначает? (Много предметов на кухне, обозначают кухонные вещи).

6. Объяснение учителя.

Имена существительные обозначают и названия вещей. Приведите примеры таких существительных. При описании обстановки, природы, вещей и вообще при всяком описании писатель всегда широко пользуется существительными.

7.Работа у доски.

Ученик у доски записывает два предложения, класс работает в тетрадях.

Запишите предложения, подчеркните слово дерево в обоих предложениях. Объясните значение слов.

За селом на горке стояло одинокое дерево.

Столы, стулья- вся наша мебель сделана из дерева.

(В первом примере существительное дерево обозначает название растения, а во втором - название вещества.)

8. Слово учителя.

Давайте вернемся к стихотворению «Кухня». Какие существительные обозначают здесь признак?

Подберите примеры других существительных обозначающих признак.

В фольклоре, в народной речи, а именно, в пословицах, поговорках, загадках, мы встречаем очень много существительных. Часто пословицы выражены одними существительными, больше ничего не нужно, они все говорят. Например:

Ученье -свет, неученье - тьма.

Правда- свет разума.

Повторенье- мать ученья.

(Разбирается кратко содержание пословиц).

Вывод. Существительных в нашей речи так много и значения их так разнообразны, что мы почти в каждом высказывании пользуемся существительными. Что же общего у существительных? Все существительные отвечают на вопрос: кто это? Что это? Т.е. все они обозначают названия предметов, или явлений.

9. Подведение итога урока.

-Что мы узнали сегодня об именах существительных?

- По какому признаку мы все их объединяем в одну группу?

10. Домашнее задание.

1группа.Написать сочинение-миниатюру по пословице.

2группа. Выписать из словаря имена существительные с разным значением. (не менее 6 слов).



© 2010-2022