- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Значение имен существительных
Урок по теме Значение имен существительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нытник И.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме «Значение имен существительных»
Цели урока: дать понятие о существительном как части речи; научить различать значения имен существительных; прививать любовь к родному языку.
1.Проверка домашнего задания.
2. Разбор и выписка имен существительных из стихотворения Лебедева- Кумача:
По полюсу гордо шагает,
Меняет движение рек,
Высокие горы сдвигает-
Простой человек.
3.Беседа с учащимися.
-Какие существительные вы здесь встретили?(Полюс, движение, река, гора, человек.)
-Замените имя существительное движение подходящим глаголом, сделав, слова река и поезд подлежащим. Составьте предложения.
Река движется. Поезд движется.
-Что обозначают глаголы? (действия и состояния).
- Что же обозначает существительное движение? (Действие)
- Приведите теперь свои примеры на существительные, образованные от глагола как со значением действия, так и состояния и укажите, что каждое из ваших существительных обозначает. (Ходьба, бег, игра, учение- действие; лежание, отдых, радость- состояние).
4. Слово учителя.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему и запишем ее в тетради. Работа с теоретическим материалом в учебнике.
5. Работа по теме урока.
Обратите внимание на существительные в следующем стихотворении:
Кухня
Наша кухня- просто чудо:
Чистота и красота!
Полки белые с посудой,
А в углу горит плита…
-Почему в этом стихотворении так много существительных и что большинство из них обозначает? (Много предметов на кухне, обозначают кухонные вещи).
6. Объяснение учителя.
Имена существительные обозначают и названия вещей. Приведите примеры таких существительных. При описании обстановки, природы, вещей и вообще при всяком описании писатель всегда широко пользуется существительными.
7.Работа у доски.
Ученик у доски записывает два предложения, класс работает в тетрадях.
Запишите предложения, подчеркните слово дерево в обоих предложениях. Объясните значение слов.
За селом на горке стояло одинокое дерево.
Столы, стулья- вся наша мебель сделана из дерева.
(В первом примере существительное дерево обозначает название растения, а во втором - название вещества.)
8. Слово учителя.
Давайте вернемся к стихотворению «Кухня». Какие существительные обозначают здесь признак?
Подберите примеры других существительных обозначающих признак.
В фольклоре, в народной речи, а именно, в пословицах, поговорках, загадках, мы встречаем очень много существительных. Часто пословицы выражены одними существительными, больше ничего не нужно, они все говорят. Например:
Ученье -свет, неученье - тьма.
Правда- свет разума.
Повторенье- мать ученья.
(Разбирается кратко содержание пословиц).
Вывод. Существительных в нашей речи так много и значения их так разнообразны, что мы почти в каждом высказывании пользуемся существительными. Что же общего у существительных? Все существительные отвечают на вопрос: кто это? Что это? Т.е. все они обозначают названия предметов, или явлений.
9. Подведение итога урока.
-Что мы узнали сегодня об именах существительных?
- По какому признаку мы все их объединяем в одну группу?
10. Домашнее задание.
1группа.Написать сочинение-миниатюру по пословице.
2группа. Выписать из словаря имена существительные с разным значением. (не менее 6 слов).