Конспект по русскому языку на тему Буквы ы-и после приставок

Данный развернутый конспект предназначен для учащихся 6 класса. Разработан в форме технологической карты, с применением современной образовательной технологии на основе компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо".  Цели: 1)повторить материал по теме «Морфемика» (названия морфем, умение проводить морфемный разбор, написание слов с чередующимися гласными  в корне гор-гар, кос-кас);изучить правило «Буквы Ы-И после приставок»; 2) способствовать развитию навыков ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе;

включить обучающихся в учебный ритм, создать положительный эмоциональный настрой, проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, проверить свою готовность к уроку.

Метод: словесный (беседа), наглядный (иллюстр., демонстр.);

самопроверка и взаимопроверка

Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте!

С каким настроением вы пришли на урок? Перед вами 3 изображения облачка разных цветов (нагляд.) Поднимите белое, если ваше настроение нейтральное, зеленое - настроены на каникулы, оранжевое - с желанием готовы работать на уроке.

-Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? Поднимите руки, если у кого не хватает какого- либо предмета.

-Пусть за окном пасмурно (в зависимости от ситуации), но пришла пора золотой осени, и мы тоже должны быть ей рады. Даже М. Ю. Лермонтов восхищался осенней природой, говорил:

Люблю я солнце осени…

А другое его стихотворение начинается так:

Блистая пробегают облака

По голубому небу. Холм крутой

Осенним солнцем озарен…

(слайд 1)


2.

Проверка домашнего задания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

выяснить уровень владения знаниями, умениями по пройденному материалу;

повторить определения разделов науки о языке, правописание слов с буквами о-а в корнях -гор-гар, кас-кос; обозначение условия выбора орфограммы. Определить уровень усвоения правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися.

Р: целеполагания, контроля, коррекции действия другого;

П: систематизация материала по изученной теме;

К: планирование учебного сотрудничество со сверстниками; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Л: воспитание ответственного отношения обучающихся к познавательной деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод: словесный (беседа, объяснение), наглядный (иллюстр., демонстр.); поисковый

Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтального опроса, комментирование ответов учащихся, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе, оценка знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

использовать свои знания, выявить собственные пробелы в изучаемом материале.

Результат: определить уровень знаний у обучающихся по изученной теме, актуализировать и скорректировать понятия.

(слайд 2)

- Проверим д/з. Какую цель поставим перед собой?

Дома вы выполняли работу на карточках по теме «Правописание корней гор-гар».

Один ученик идет к доске, вставляет орфограммы в написанные слова(д/з). С другими проведём опрос «Верные и неверные утверждения»:

  • Словообразование-раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. +

  • Орфография-раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. -

  • Чтобы проверить написание слова мы обращаемся к орфографическому словарю. +

  • В корне с чередованием -гор -гар- под ударением пишется а. +

-Проверим выполнение задания у доски (оценивание обучающимися)

К какому результату пришли? (повторили ранее пройденный материал, проверили, насколько качественно мы выполнили домашнее задание)


3.
















4.

Вызов.

Функции:

мотивационная (побуждение к работе с

новой информацией, стимулирование

интереса к новой теме);

информационная (вызов на поверхность

имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный

обмен мнениями)

А) Приём «Мозговая атака»

Цели и задачи, которые учитель

хочет достичь на данном этапе урока:

активизировать имеющиеся знания

обучающихся;

стимулировать

познавательную активность через

прием «мозговая атака».

Метод: эвристическая беседа, наглядный.

Форма: фронтальная


Б) Сообщение темы и целей урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему и цели урока;

определить учебные задачи;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся по формированию целевой установку на урок;

способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

активизировать соответствующие мыслительные действия.

Форма: фронтальная

Метод: словесный (беседа, объяснение), поисковый, наглядный (иллюстр., демонстр.);

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

П: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические-построение логической цепочки рассуждений.

К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Осмысление.

Функции:

информационная (получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации).

мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

А) Приём «Кластер»

Б) Приём «Инсерт»

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать совместную работу обучающихся по формулированию правила «Буквы Ы-И после приставок»; настроить обучающихся на поиск решения проблемы; формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные; представить способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы; познакомить с лексическим значением некоторых слов с иноязычными приставками.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать правило определения условия выбора гласных Ы-И после приставок в совместной работе с учителем

Форма: фронтальная, работа в паре

Метод: проблемно-поисковый, наглядный (иллюстр., демонстр.), работа с учебником и словарем, использование карточек, словесный(эвристическая беседа, объяснение)

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; коррекции

П: синтез как составление целого из частей, формулирование проблемы и её решение, моделирование

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, аргументация своего мнения и учёт разных мнений.

Методы мотивирования: создание ситуации познавательного спора, наглядный (презентация)

Результат: совместно сформулированное правило «Буквы Ы-И после приставок».

Б) Физминутка

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: расширить зрительную активность у ребенка;

обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность обучающихся.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

следуя инструкциям учителя, выполнять упражнения на физическую активность и упражнения для глаз.

Метод: наглядный (демонстр.)

Результат: восстановление физических и духовных сил ученика.




- Прочитайте слова на доске:

Играть - поиграть, отыграть.

-Что скажете о написании их? (приходят к выводу о возможности написания после приставок буквы ы или ы)

Выделим морфемы: приставку и корень.

-Попробуем назвать тему урока (выдвигают версии)

(слайд 3)

Сформулируем цель урока (выбираются самые удачные версии)

(нагляд.)

Но для того, чтобы её достичь, нам необходимо решить ряд задач (ответы) (нагляд.)








-Вернемся к записанным словам на доске. Определим, почему в 1 слове после приставки пишется -и-, а во втором -ы- (ответы)

Обратите внимание, мы говорим об однокоренных словах, которые без приставок начинаются с -и-.

Начнём составлять кластер у доски.

После приставок на ← Ы-И→1)после приставок на гласные

согласные ↓

- Прочитайте внимательно текст на карточке по нашей теме. Отметьте на полях информацию, которую вы уже знали- , новое- +, есть вопросы- ? (работа в паре) (нагляд.)

-Продолжим составлять кластер

После приставок на ← Ы-И→1)после приставок на гласные

согласные \

2)после русских приставок меж и сверх

Исключение: взимать 3)после иноязычных приставок

контр-, транс-, пан-, суб-, дез

- Найдём лексические значения некоторых слов с иноязычными приставками в словаре.

В помощь я даю вам карточки с написанными значениями некоторых иноязычных приставок (нагляд.)

- Сформулируем правило написания ы-и после приставок (после приставок на согласные…)

Прочитаем правило в учебнике на стр. 67. Сравним его содержание с нашим правилом.

Особое внимание обратите на образец рассуждения. Прочитаем его (нагляд.)

- Решили ли мы первую задачу? (ответы)







-Отгадайте загадку (слайд 4)

Безымянные сестрички

Дружно спрятали косички.

И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.

-Найдите слово на наше правило.

Верно, именно матрёшка поможет нам провести электронную физминутку для глаз. Она важна для снятия усталости с глаз, сохранения зрения. Внимательно следите за движущимися фигурками.

(слайд 5)

В) Закрепление учебного материала

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

создать условия для применения полученных знаний при выполнении упражнений;

развивать продуктивные и рецептивные навыки при рассуждении о выборе Ы-И после приставки в словах и их написании;

активизировать словарный запас обучающихся через «Лексический диктант»;

повысить интерес к изучению языка через использование художественных текстов

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять новое правило на практике;

правильно употреблять слова в речи.

Форма: фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Метод: словесный (воспроизводящая беседа, объяснение), проблемно-поисковый, практический, наглядный (иллюстр., демонстр.)

Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала:

владение навыком обоснованного правописания орфограммы,

умение составлять слова на новое правило, находить слова в художественном тексте.

Результат: усвоение правила путём применения его на практике.

П.: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков;

Р: контроля и коррекции, оценки, саморегуляции;

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- Продолжаем решать задачи, поставленные в начале урока. Озвучим следующую.

1) Запись слов у доски с проговариванием и последующим выделением орфограммы.

3 ученика по очереди выходят к доске и под запись записывают слова, выделяют орфограмму, остальные - в тетрадях.

Подытожить, сверхинтересный, розыск.

-Я раздаю вам листы самооценки, чтобы при выполнении следующих упражнений вы самостоятельно оценили себя в баллах.

2) Самостоятельная работа «3 лишнее» ( нагляд.)

раз..скать, по..скать, от..скать

сверх..нтересный, без..нтересный, меж..нтеллектуальный

дез..нформация, контр..гра, без.дейный

Проверяет 1 ученик, обосновывая

свой выбор Самооценивание

Обратимся к следующей задаче.

3)«Лексический диктант»

По одному человеку от колонки работают у доски.

Задача: определить слово на новое правило по его лексическому значению.

1) Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей (сыщик) (слайд 6) 2) Проводить осмотр, чтобы найти что-либо (обыскать)

(слайд 7) 3) Подшутить над кем-либо (разыграть) (слайд 8)

4)Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо (предыдущий) (слайд 9)

Самопроверка и взаимопроверка Самооценивание

4)«Отыщи слово» (Работа с художественными текстами)

Работа в паре.

(слайд 10,11)

-Вставьте пропущенные орфограммы в словах.

Подчеркните слова на наше правило, обозначьте орфограмму (нагляд.)

Проверка по образцу (нагляд.) Самооценивание

Назовите, из каких произведений эти отрывки, их авторов.

Выведите общую отметку. Встаньте те, кто получил «5», «4», «3».

Надеюсь, что на многие из вас наследующем уроке подтянуться и повысят свой балл.

5

Рефлексия

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса; вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока; мобилизовать обучающихся на рефлексию своего поведения в осмыслении своих действий и самооценке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Метод: словесный (воспроизводящая беседа), наглядный (иллюстр.)

Критерии рефлексии:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Умение правильно оценить своё состояние.

понимать, что нужна регулировать , чтобы

лучше усвоить полученные знания

Результат: осознание обучающимися своей учебной деятельности

- Вновь обратимся к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? (обращение к задачам).

-Подведём итог нашей учебной деятельности.

(По очереди подходят и берут карточку с началом фразы)

(нагляд.)

*оцени свою работу на уроке при помощи фразеологизма

*мне сегодня запомнилось…

*я сегодня познакомился…

*мне понравилось, как работала…

*затруднения возникли при…

*оцени урок с помощью слова на новое правило

*я считаю, что моя работа на уроке…

*материал урока полезен, так как…

- Почему же я сегодня обращалась к творчеству М. Ю. Лермонтова и в начале урока и при выполнении упражнений? (Отдаем дань памяти в его 200-летие со дня рождения ).

6

Задание на дом

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

сообщить обучающимся о домашнем задании, предоставить право выбора упражнения;

обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения д/з

Метод: словесный (объяснение), работа с учебником, наглядный (иллюстр.)

Форма: фронтальная, индивидуальная

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

понимание содержания домашнего задания и путей их реализации, осознанный выбор предложенных упражнений.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: знание нового правила, правильность выполнения домашнего задания, аккуратность.

Результат: применение на практическом уровне обучающимися полученных знаний.

- Я предлагаю вам домашнее задание общее:§ 31

на выбор:

1) Упр. 153 (объясняю задание)

2) Работа на карточке (объясняю задание)

-Сегодня все поработали на славу. С каким настроением заканчиваете урок? Вновь поднимем облачка.



© 2010-2022