Классика и современность урок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Енбекская средняя школа-сад»

«Утверждаю» «Проверено» « Согласовано»

--------------------- -------------------------- ------------------------

Баймульдина К.Т. Клышева Г.А. Клышпекова Г.А.

Элективный курс

«Классика и современность»

по

русской литературе для 10 класса.























Программу курса

составила

учитель русского языка литературы

Клышпекова Г.А.

высшая категория

Пояснительная записка



Курс «Русская литература: классика и современность»

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста - с другой. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература.



Задачи:

• Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;

• Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

• Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;

• Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

• Содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.





Ожидаемые результаты

Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.



Содержание курса

Тема1. Древнерусская литература.



Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.



Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.



Тема 3. Литература первой половины 19 века.

Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина - интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тем 4. литература второй половины 19 века.

И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 - начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

Работа с текстами. Словарями, статьями Д.С. Лихачёва

2.

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

3.

Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе

4.

Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

5.

Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского - начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий.

6.

Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского - начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

7.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова - социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии

8.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова - социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.

9.

Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии

Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка

10.

А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина»

11.

А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

12.

Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.

Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении

13

Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.

14.

Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

15.

Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века

16.

Понятие поэтической преемственности в творчестве м.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам

17.

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

18.

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

19.

Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами

20

Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова

21.

Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

Работа с текстом, анализ драматических произведений

22.

Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

23.

«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях

24.

«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

25.

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями

26.

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

27.

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова

Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

28

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина

30

М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

31.

Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме

32.

Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

33.

Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа

Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий

34.

А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр.

Зачет.

Работа с текстом, наблюдение за языком писателя.





© 2010-2022