Урок по литературному чтению на тему Ю. Яковлев. Рыцарь Вася. (3 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Ю. Яковлев. Рыцарь Вася.

Цель урока: Познакомить школьников с творчеством Ю. Яковлева, провести работу над рассказом «Рыцарь Вася», ввести понятия «герой» и «антигерой». Развивать умение определять тему, идейное содержание рас­сказа; воспитывать смелость, честность, стремление прийти на помощь, доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты: предметные: знать фамилию автора и названия произведений Ю. Яков­лева. Уметь оценивать мотивы поведения героя рассказа, выражать соб­ственное мнение; личностные: проявлять умение сопереживать герою рассказа; системно-деятельностные: применять умение устанавливать причи­ны действия героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

- Встреча с новым произведением всегда интересна. Мы прочитаем рассказ писателя Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и постараемся в процессе чтения и анализа определить тему, идейное содержание произведения, оце­нить главного героя.

  1. Мотивация учебной деятельности.

«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек... Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, для которых читатель переступает порог моего дома».

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Вы уже знакомы с произведениями этого автора. Во 2-м классе чита­ли его рассказ «А Воробьев стекло не выбивал!». Помните основную идею этого рассказа? «Правда не может быть маленькой!»

- Основные идеи произведений Ю. Яковлева - честность и правди­вость, благородство и доброта, умение дружить, помогать попавшим в беду.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Слово учителя. О жизни и творчестве Ю. Яковлева (1922-1995).

Юрий Яковлевич Яковлев (1922 1995) - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Творческая деятельность началась с написания стихов. Первая книга « Ваш адрес» - детская книга, вышла в 1949 году. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1952 г., уже будучи автором нескольких книг. В прозе - с 1960 г., в кино - с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. сонета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимаци­онных фильмов: «Умка» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Зимородок»), «Был настоящим трубачом» (1973), «Верный друг Санчо» (1974), У меня есть лев» (1975), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благо­родство, правдивость и честность, доброта и умение дружить. И об этом его книги для детей: «Игра в красавицу», «Мальчик с конь­ками», «Скрипка», «У человека должна быть собака», «Забор с голубыми карнизами» и многие другие.

  1. Чтение и анализ рассказа «Рыцарь Вася». Беседа.

- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ писателя Юрия Яковлева «Рыцарь Вася». «Правда не может быть маленькой!» Основные идеи произведений Ю. Яковлева - честность и правди­вость, благородство и доброта, умение дружить. Подумайте над названием рассказа «Рыцарь Вася». Кто такие рыцари?

  • В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, кото­рые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. И семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме во­енных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливыми, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Рыцарь - это слово немецкое, Ritter, т. е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века - феодал, тяжеловооруженный кон­ный воин.

  1. Чтение текста учителем.

  2. Беседа по первым впечатлениям.

- Что особенно вам запомнилось из рассказа? Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? К Васе (сочувствие, недоумение, грусть, восхищение, досада, обида, вера). К Диме? (настороженность, недоумение, возмущение).

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Чтение текста учащимися с комментариями.

  2. Введение понятий «герой» и «антигерой».

  • Вспомним, литературный герой - это... (образ человека в художе­ственной литературе, чаще всего положительный образ - сильный, муже­ственный человек, совершающий героические поступки). Но часто в худо­жественных произведениях бывает и антигерой (обладает отрицательными чертами). Кто в рассказе герой и антигерой?

  • Герой - Вася, который спас тонущего мальчика; антигерой - Дима Ковалев, который присвоил себе спасение мальчика, нечестно получил бла­годарность.

3.Работа с заданиями учебника.

  1. Закрепление знаний и способов действия.

- Какова основная идея рассказа? (Главное - не внешность героя, а внутреннее благородство, способ­ность, не раздумывая прийти на помощь.) Сам Ю. Яковлев писал: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает злой; быть добрым - счастье».

  • Чему должен научить нас этот рассказ?

  1. Рефлексия. - Мне очень понравился рассказ. Я переживал за Васю...

  2. Домашнее задание: Пересказ рассказа «Рыцарь Вася». Написать письмо Васе.

© 2010-2022