Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М. М. (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи обучения

*Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

*Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

*Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

*Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

*Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая компетенция - это знание основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О языке

Слово как основная единица языка.

Основные умения: проводить все виды анализа слова (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный, словообразовательный,, орфографический, морфологический).


Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллель­ный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи - местоимение, дее­причастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как сти­листический прием, повышающий выразитель­ность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для на­учного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных поня­тий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля ком­позиционные формы - инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей сре­ды, деловое (информативное) повествование, рас­суждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соедине­ния фрагментов в целом тексте.

Основные умения:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополни­тельной информации читать учебно-научные текс­ты, составлять план отдельных параграфов учеб­ника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификаци­онные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недоче­ты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языко­вых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; нахо­дить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текс­тах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное по­вествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и ти­пологический анализ текста; определять в отдель­ных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М.М. (6 класс)Воспроизведение текста. Пересказывать учеб­но-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выбо­рочно (устно и письменно) пересказывать повество­вательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Со­хранять в тексте подробного изложения типологи­ческую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и пись­менные высказывания: собирать материал к сочи­нению (с учетом стиля речи и темы) и систематизи­ровать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказыва­ния; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение науч­ного понятия.

Совершенствование текста. Совершенство­вать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частнос­ти находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашен­ных слов и оборотов.


Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Орфография. Употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окон­чаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, меж­ду частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые формы;

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения;

правильно употреблять прописные буквы; буквы ъ и ь; уметь выбирать условия правописания орфограмм корня и окон­чаний слов, слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

Словообразование имен существительных, прила­гательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлеж­ности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н- нн в именах при­лагательных, образованных от имен существитель­ных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

Культура речи. Употребление в речи имен существительных, при­лагательных и глаголов.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые слова и формы слов; составлять словообразовательные цепочки; правильно применять правила написания н- нн в именах при­лагательных, образованных от имен существитель­ных; приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок, написания сложных слов.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Об­разование действительных и страдательных причас­тий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предло­жениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и стра­дательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных сти­лей.

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий. Правильное построение предложений с причастными оборотами.

Основные умения: правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологи­ческие способы образования причастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамма­тические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изучен­ные орфограммы и объяснять написание слов; пра­вильно писать причастия, написание которых подчиня­ется правилам, а также сло­ва с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксиче­скую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с при­частными оборотами, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении. Суффиксы дееприча­стий. Образование деепричастий совершенного и несо­вершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных сти­лей.

Культура речи. Орфоэпические особенности деепричастий. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных обо­ротов.

Основные умения: правильно произносить деепричастия; выделять морфемы; различать морфологи­ческие способы образования деепричастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изучен­ные орфограммы и объяснять написание слов; пра­вильно писать деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксиче­скую роль деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепри­частными оборотами, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамма­тическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, со­бирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматиче­ских норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в кос­венных падежах. Верное согласование собиратель­ных числительных (оба, обе; двое, трое) с имена­ми существительными. Правильное произношение имен числительных.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить имена числительные; различать простые, сложные и составные имена числительные; образовывать и употреблять формы имен числительных в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с именами числительными, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, пра­вописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложе­ний в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение место­имений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить местоимения; определять разряды местоимений; образовывать и употреблять формы местоимений в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с местоимениями, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Повторение материала, изученного в 6 классе

Основные умения: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; упот­ребительные слова изученных частей речи;

употреб­лять слова (термины, профессиональные, заимст­вованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; из­бегать засорения речи иноязычными словами; тол­ковать лексическое значение общеупотребитель­ных слов и фразеологизмов; пользоваться различ­ными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

выделять морфемы на основе словообразова­тельного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологи­ческие способы образования изученных частей речи;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамма­тические признаки изученных частей речи (напри­мер, при решении орфографических задач);

характеризовать изучен­ные орфограммы и объяснять написание слов; пра­вильно писать слова, написание которых подчиня­ется правилам, изученным в 6 классе, а также сло­ва с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, сво­бодно пользоваться орфографическим словарем;

определять синтаксиче­скую роль частей речи, изученных в 6 классе; пра­вильно строить и произносить предложения с при­частными и деепричастными оборотами, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Место предмета

На изучение предмета в МБОУ СОШ села Бичевая отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение

1 час

диктант

сочинение

изложение

тест

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)

16 часов

+

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

56 часов


Части речи и члены предложения

3 часа


Имя существительное

20 часов

+

+

Имя прилагательное

18 часов

+

+

Глагол

15 часов

+

Морфология

91 час


Причастие

29 часов

+

Деепричастие

21 час

+

+

Имя числительное

15 часов

+

Местоимение

26 часов


Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах

6 часов

+


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

Учащиеся должны знать:

*основные сведения о языке, изученные в 5-6 классах;

*изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

*основные единицы языка, их признаки;

*смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

*признаки текста; средства связи предложений в тексте;

*основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

*функционально-смысловые типы речи, их признаки;

*основные нормы русского литературного языка, изученные в 5-6 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

*различать изученные стили речи;

*определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

*опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

*адекватно воспринимать информацию устного и письменного общения;

*владеть разными видами чтения;

*извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

*воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

*создавать текст заданного стиля и типа речи;

*свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

*соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

*соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

*соблюдать нормы русского речевого этикета;

*осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

*развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

*удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

*увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

*получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплекс

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Разумовская М.М. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2009.

  2. Ларионова Л.Г. Русский язык. 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009.

  3. Львов В.В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс. М.: Дрофа, 2009.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010.

Для учителя:

  1. Разумовская М.М. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2009.

  2. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» / Под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2009.

  3. Гостева Ю.Н. Книга для учителя к учебнику «Русский язык. 6 класс» / Под ред. Разумовской М.М. М.: Дрофа, 2009

  4. Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. М.: ВАКО, 2009.

© 2010-2022