Конспект открытого урока по теме: М. Ю. Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром

 Урок  прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям Лермонтова. Урок направлен на проблемный анализ  лирического произведения поэта (стихотворение "Три пальмы"). Занятия по анализу лирического произведения проходят интересно, потому что ребята десяти-одиннадцати лет благодарные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое важное, им нравится анализировать стихотворения, думать, находить, творить. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Тип урока: урок проблемного анализа

Цель: произвести проблемный анализ баллады «Три пальмы».

Задачи:

  • Обучающая: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», дать представление о лироэпическом произведении;

  • Развивающая: формировать навык выразительного чтения и проблемного анализа;

  • Воспитывающая: воспитывать стремление к знаниям, побудить задуматься об отношении человека к природе, о ценности человеческой жизни, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой (нарисуй свое настроение на смайлике, прикрепи к рисунку (рисунок с тремя пальмами)).

3. Актуализация опорных знаний.

  • Ребята, с творчеством какого поэта мы начали знакомство на прошлом уроке? (М.Ю. Лермонтова)

  • Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова очень трагичны, Вспомните, в чем трагизм его жизни? ( рано лишился матери, бабушка забрала у отца, воспитывала сама будущего поэта)

  • Послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте рассказать о настроении лирического героя, поэзии и прозы Лермонтова в целом.

Он не имел ни брата, на сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нем терялся мыслию послушной...

  • Лирический герой грустный, одинокий. И Лермонтов постоянно чувствовал себя одиноким. Это и отразилось на характере поэта и его творчестве.

  • Вспомните, с какими стихотворениями поэта вы познакомились ранее? Какова их основная тема?

  • «Парус», «Утес», «На севере диком...». Они посвящены теме одиночества.

  • Да, тема одиночества, несомненно, - одна из главных в творчестве гениального поэта, но далеко не единственная. Михаил Юрьевич размышлял над многими важными жизненными вопросами и свои мысли старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко он умел передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня.

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром».

  • Послушаем внимательно это стихотворение в актерском исполнении (слушание стихотворения).

  • Обратите внимание на подзаголовок стихотворения. О чем он говорит? (место действия - Восток, жанр - сказание).

  • Перенесемся мысленно на восток - Аравийскую землю (заслушать индивидуальное сообщение об Аравийском полуострове;).

  • Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, сухо)

  • Как передвигаются люди? (на верблюдах)

  • Но есть в мире песков живое место. Где растут шикарные деревья, журчит приятно вода. Как оно называется? (оазис)

  • Какие деревья там растут? (показать изображение пальм)

  • Восточное сказание - рассказ исторического или легендарного характера.

  • Как вы понимаете значение слов «исторический» и «легендарный» в этом определении? (исторический - реальный, легендарный - фантастический)

  • Реальные или фантастические события , детали описываются в стихотворении?

  • РАБОТА В ГРУППАХ:

1) какой предстала природа Востока в стихотворении Лермонтова? Объясните значение следующих слов: караван, оазис, шатры, арабы, фарис;

2) какие реальные события нашли отражение в произведении?

3) какие фантастические события нашли отражение в произведении?

  • ПРИМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

I группа

II группа

III группа

Песчаные степи, бесплодная почва, знойные лучи, сыпучие пески, пустыня, зной, золотой песок, раскаленный, вихрь, ветер;

караван - группа вьючных животных, перевозящая грузы и людей в пустыне;

оазис - место в пустыне, где есть вода и растительность; шатры - палатки из ткани; арабы - народ; фарис - всадник.

Караван, привал, гибель пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Символическое число «3»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу после роптания пальм).

- Такое произведение называется балладой.

  • Баллада - это лиро-эпическое произведение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное (записать в тетрадь).

  • Поскольку баллада - эпическое произведение, в ней есть сюжет. Найдем ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи (составление плана в группах).

  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

1. Жизнь гордых пальм в пустыне.

2. Их обращение к Богу.

3. Появление каравана.

4. Пальмы встречают гостей.

5. Гибель «питомцев столетий».

6. «Все дико и пусто кругом».

  • Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? (предварительное индивидуальное задание)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

Гордые пальмы

зеленые листы

куща зеленая

роскошные листья

Стали роптать, замолкли, гордо кивая махровой главою, приветствуют, пали без жизни, одежда, изрублены тела

ПИТОМЦЫ СТОЛЕТИЙ

В основе изображения пальм лежит прием олицетворения.

  • Как вы думаете, почему Лермонтов использует именно этот прием?

  • Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень - человеческие отношения.

  • Баллада - это и лирическое произведение. Чьи чувства она выражает? (пальм и автора)

  • О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки. (чтение III

строфы стихотворения)

  • Заглянем в подстрочный словарь. Что обозначает слово «роптать»? (негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду»)

  • Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку.

  • Попытаемся определить авторскую позицию. О чем размышляет Лермонтов? (заполнение таблицы)

  • Какой вопрос задают пальмы? О чем он? (смысл жизни)

  • О какой жизни они мечтали? (о достойной)

  • Требуют ли награды за свой поступок? (бескорыстные)

  • «Питомцы столетий». Почему поэт так назвал пальмы? (росли много лет)

  • Посмотрите, как долго росли пальмы, а погибли в один момент. Над чем заставляет задуматься нас Лермонтов? (жизнь хрупкая, ее легко

погубить).

Пальмы

Караван

- о смысле жизни;

- стремление к достойной жизни;

- способность к самопожертвованию;

- бескорыстие;

- как хрупка жизнь, как легко ее погубить.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Но чтобы быть услышанным Богом, не надо громко кричать...

  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (появление людей)

  • РАБОТА В ГРУППАХ:

1) какими красками рисует автор караван?

2) какими звуками наполняет?

3) найдите и выпишите сравнения.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТОВ:

I группа

II группа

III группа

Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные, белый.

"звонков раздавались нестройные звуки», « араб горячил... коня», ржание коня, «с криком и свистом», «шумя», «кувшины, звуча, налилися водой».

Как в море челнок, как барс, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий.

Что случается после прихода каравана?

  • Какая трагедия разыгралась с наступлением вечера?

  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?

  • Прочитайте. Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?

  • Определим авторскую позицию. О чем размышляет автор? (продолжаем заполнять таблицу)

(Охарактеризуйте поступок людей. Над чем заставляет задуматься поэт? Какие еще проблемы поднимает в стихотворении?)

Пальмы

Караван

Люди совершили неодуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок, НАРУШИЛИ ГАРМОНИЮ В ПРИРОДЕ;

прежде чем совершить какой-либо поспупок, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

ЭКОЛОГИЯ, МОРАЛЬ

Чувства автора выражены не столь открыто: перечитаем 8 строфу, обратим внимание на восклицательный знак. О каких чувствах он говорит? (возмущение, осуждение, недовольство и т.д.)

«И пали без жизни питомцы столетий!»

  • Пали - когда уместно употребление этого слова(так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово? (боль, печаль, скорбь)

  • В 9 строфе подчеркнем эпитеты, они тоже о многом скажут.

«И следом печальным на почве бесплодной

виднелся лишь пепел седой и холодный...»

  • Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с позицией Лермонтова.

  • Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

быть добрыми;

ценить жизнь.


  • Ребята, пальмы в стихотворении погибли, но мы с вами подарим им вторую жизнь. Выберите себе пальму того цвета, который вам больше нравится и украсьте ею безжизненную пустыню. (пальмы разных цветов и рисунок с пустыней подготовлен заранее). По цвету, выбранному детьми, определяем настроение в процессе урока: красный - уверенность в себе, активность в процессе урока, творческий потенциал; синий - концентрация внимания, взаимопонимание, изобретательность; зеленый - гармония, душевность, здоровье; желтый - любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарить чувство юмора.


  • Домашнее задание: какое из изученных стихотворений М.Ю. Лермонтова произвело на вас большее впечатление и почему? Расскажите об этом в форме мини-сочинения (8-10 предложений). Нарисуйте иллюстрации к своей работе (по желанию).


  • На этом наш урок окончен. Спасибо за поддержку и внимание. До новых встреч!






© 2010-2022