Урок на тему Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт проекта

Название проекта:

Письмо.

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Ходукина Надежда Сергеевна.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык.

Учебные предметы, близкие к теме проекта: история, искусство, литература.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 10-13 лет.

Тип проекта: творческий, изучение нового материала.

Форма урока: урок - соревнование.

Класс разбивается на две группы.

Цели:

1.Уяснить особенности становления эпистолярного жанра.

2. Дать определение новых понятий.

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. Познакомить с видами писем и правилами их написания.

2.Дать обобщающий анализ исторических фактов происхождения письма.

3.Учить применять общепринятые этикетные формы в написании писем.

4.Научить школьников записывать адрес на конверте;

5.Ввести в активный словарь учащихся ряд слов, объяснив их значение и написание; 6.Проверить знание учащимися своего домашнего адреса;

7.Научить применять полученные на уроке знания на практике.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.

2.Развивать логическое мышление, расширять кругозор.

3. Развивать познавательный интерес и речевую культуру.

Воспитательные:

1. Прививать правила хорошего тона в различных сферах личной и деловой жизни.

2. Формировать любовь к творчеству.

3. Прививать любовь к живому слову.



Оборудование

Таблички с новыми словами; карточки для индивидуальной работы; образец конверта с записанным на нем адресом; записи на доске; конверты и карточки для тренировочных упражнений.

Основные понятия темы:

Эпистолярная литература.

Письмо.

Переписка.

Адресат.

Адресант.

Аннотация

Актуальность

  • пишущий имеет возможность спланировать содержание и форму своего письма;

  • читающему легче понять детали сообщения, особенно цифровой материал;

  • имеется возможность тщательно проверить написанное;

  • читающий может перечитать места, трудные для понимания;

  • письменное сообщение может стать основой для групповой дискуссии;

  • печатное слово сохраняется для грядущих поколений.

  • письмо несет тепло адресата.

1. История возникновения письменности;

2. Письмо, виды писем, эпистолярный жанр;

в) изучение новых понятий;

г) общие правила к написанию писем.

3. Практическая работа.

4. Подведение итогов.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.



Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы и цели урока.

Добрый день, ребята. Сегодня урок русского языка мы посвятим изучению правил написания письма. Познакомимся с новыми понятиями и определим основные этикетные нормы написания различных видов писем и узнаем историю возникновения письма. На протяжении всего урока вам будут задаваться вопросы. Если вы даёте правильный ответ, то получаете мини - конверты, при суммировании которых мы определим победителя сегодняшнего урока - соревнования.

В последнее время, когда технический прогресс вытеснил письменную речь, а именно общение путём пересылки писем, то мы практически разучились писать письма, а ведь для того, чтобы отправить письмо другу, родственнику, знакомому или в какую - либо организацию нужно знать множество правил. Хотелось бы, чтобы письмо, которое вы отправили, получилось грамотным, понятным, эмоциональным и произвело на адресата только приятные впечатления.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

а) Беседа.

  • Как общаются между собой люди, которые живут в разных городах?

Учитель рассказывает о том, при помощи чего общались древние люди, когда не было телефона, Интернета и даже письменности.

Ответьте мне, пожалуйста, можно ли представить нашу жизнь без телевизора?

(звучат ответы учащихся).

- Конечно, трудно, но сможем. Наши прабабушки и прадедушки не имели в детстве телевизоров, просто тогда их ещё не изобрели, и к ним в дом не приходил мультфильм, театр или развлекательная программа.

А можно ли прожить без электричества? (звучат ответы учащихся).

- Тоже трудно. Но мы же знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине, а только в начале 20 века в нашей стране зажглись электрические лампочки.

А попробуйте представить себе жизнь без письменности.

- Конечно когда - то так и было, но вообразить себе это совершенно невозможно. Как же люди обходились без письма?

Когда - то народы были бесписьменными. На Земле и до сих пор есть ещё народы, которые обходятся без письменности. А между тем, в древнейших центрах культуры письменность возникла уже много тысяч лет назад. С возникновением государства понадобились сведения о точном количестве собранного урожая и военной добычи. А из урожая и добычи еще надо было точно посчитать ту часть, которая идет на налоги, а также записать цены. Границы государства расширялись, требовалось писать донесения о положении дел в провинциях. Там, где зарождается государство, обязательно появляется письменность.

- Назовите территории возникновения письменности.

Древнейшие центры возникновения письменности: Египет, Шумер.

У каждого народа есть свои сигналы - символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что - либо.

- Кто и когда изобрёл письменность?

Дорога к ней была длинной - длинной и очень трудной. А начинали всё медведи.

а) «Дорога к письменности».

Было это очень - очень давно. Так давно, что даже представить себе невозможно когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но в пещерах жили не только люди: в некоторых пещерах обитали и медведи.

Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким - то образом выселили медведей из своего жилища.

Прошло некоторое время, люди огляделись по сторонам и вдруг заметили на стенах какие то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в этих знаках нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое -то изображение.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

В современном мире каждый народ имеет свою письменность, свои книги, люди могут писать и читать на своём родном языке. У славянских народов письменность появилась во второй половине X века. Двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий составили старославянскую азбуку, которая дала возможность читать и писать на своём языке.

Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках. Рисунки изображали конкретные предметы - например, дерево или дом, человека или животное. Со временем рисунки стали упрощаться. Именно по такому принципу возникли иероглифы в Древнем Египте. Первые письмена были похожи на загадки-ребусы.

. Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине XI века, самая поздняя - к середине XV века, когда на смену бересте пришла широко распространившаяся бумага. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента - стилоса (по-древнерусски - писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках - церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой.

Широкое распространение берестяное письмо получает с XII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, любовная записка, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы

Берестяная грамота Новгород, {1320-1340} Раскоп Неревский, усадьба «А»
Условная дата: 1320-1340, cтратиграфическая дата: 10-е - 60-е гг. XIVв.
Категория: письмо. Содержание: фрагмент письма от Микиты к Черту

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо


Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

б) - Ребята, скажите, что такое письмо?

Письмо - это система знаков, которая фиксирует нашу речь при помощи графических элементов, закрепляет её во времени и передаёт на расстояние. Первое упоминание о письме историки отмечают с конца IV - начала III тысячелетия до нашей эры на территории Египта.

Современные формы переписки сложились 150 лет назад. Пришли они из Англии. Существует специальный этикет составления корреспонденции.

Если возникла необходимость писать письма, следовательно, возникает необходимость выработать определённые правила их написания. Вы должны строго соблюдать этикет, если не хотите испортить взаимоотношения с вашими друзьями, родственниками или деловыми людьми.

Письмо как литературный жанр, произошло от греческого «epistole» - письмо и имеет два значения:

1) изданные письма частного характера.

Письмо - это форма личного общения на бумаге.

. Кажется, о прошлом можно узнать и в других источниках - в газетах, журналах и т.д. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах - все «по-человечески», по-домашнему, более открыто и естественно, искренне.

Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Иногда маленькое письмецо, "где все наруже, все на воле", дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. Бывает и так. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Представим, как человек покупал конверт, шел домой, садился к столу, брал ручку и кому-то писал...

Письмо - частичка человека, частичка России.

Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились там в 1840 году. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году. История марки одна из самых больших и интересных страниц истории почты. Итак, марок в пушкинское время, как выясняется, еще не было. А существовали ли тогда конверты? Как вы думаете?

Ответы детей: Похоже нет.

Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти 19 в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом.

В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название "испанского воска". Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями

Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Прозвучало слово «облатка». Как вы думаете, что это такое?

Облатка - «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» - лепешечка, которую делали из лучшей крупчатой муки, замешанной на белке, и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча». Облатка - кружок для запечатывания писем. Письма запечатывали сургучом и «лепешечками» (облатками). Облатка облегчала процесс запечатывания писем.

С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба (показать фотографии печаток, которыми пользовался Пушкин).

Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Отпечаток камня, вставленного в перстень, и рисунок Пушкина, изображающий руку с талисманом.

Елизавета Воронцова, предмет страсти Пушкина в одесский период, подарила ему перстень на прощание при его отъезде 1 августа 1824 года.

Детям показывается ксерокопия одного из таких писем.

Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем - облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.

Показать фотографию серебряной облатницы 19 века из фондов Пушкинского Заповедника.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин":

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.

- Скажите, пожалуйста, что такое переписка?

Переписка - это письменная форма общения.

- Кто сможет дать определение понятия «эпистолярная литература?»

2) Эпистолярная литература в переводе с греческого «послание», «переписка».

Зародилась она в античные времена в большой семье великих философов и литераторов: Эпикура, Сенеки и Цицерона.

Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература. Основные жанры художественной эпистолярной литературы - стихотворное послание и роман в письмах.

Открытые послания - письма святых апостолов Иакова, Петра и Павла стали бессмертными на протяжении веков и указывают людям путь к Богу.

Необыкновенно поучительны и эстетически великолепны письма Сенеки к Плинию.

Глубоки и возвышенны в своих тончайших духовных выкладках письма мирянам старца Амвросия.

Общеизвестные письма Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и многих других замечательных людей вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира.

Романы в письмах А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, французского просветителя Шарля Луи Монтескье расскажут вам о многом. Они создадут атмосферу задушевности, искренности, редкой в нынешнем веке, а потому восполнят сей пробел, прекрасно исцеляют душу, возвращая к ней целостность.

(На экранах монитора компьютера учитель по группам размещает тексты писем, относящихся к эпистолярному жанру для анализа, например, Сухомлинского В.А., Честерфилда Филипа Дормера Стенхопа, Горького М.)

- Так чем же отличается письмо от другой литературы?

Во - первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

во - вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость;

в - третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало в глубине веков. Хорошим примером эпистолярного жанра могут служить письма многих выдающихся людей. Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника», где подобраны письма - дневники, которые составляют некую повесть, поток быстротекущей жизни. Глубина, захватывающий сюжет, фабула самих писем, их философичность полна жизненных наблюдений.

в) Скажите, ребята, как называют людей, которые отправляют и получают

письма?

АДРЕСАТ - лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

АДРЕСАНТ - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

г) Составляя письмо, какого бы то ни было содержания, вы должны придерживаться одного общего правила: ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление у тех, кто будет читать ваше послание. Этикетом в письмах следует считать известные формальности, установленные обычаем.

Итак, попробуем составить общие требования к содержанию и оформлению писем.

Для того чтобы составить письмо с установленными правилами этикета, вы должны определить вид письма.

Любые письма делятся на определённые категории. У каждой категории писем свои правила написания. В искусстве составлять письма важную роль играет умение отличать того, к кому мы пишем, дать верный тон своего письму, то есть такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с адресатом.

Виды писем:

1. Личные.

2.Служебные.

3. Деловые. Они в свою очередь подразделяются на следующие типы:

Письмо - просьба;

Письмо - извещение;

Письмо - напоминание;

Письмо - подтверждение;

Письмо - претензия;

Письмо - отказ;

Письмо - извинение.

Письмо условно можно поделить на следующие части:

- заголовок,

- дата,

- наименование и адрес получателя,

- вступительное обращение,

- основной текст,

- заключительная форма вежливости,

- указания на приложения.

Общие правила для всех писем:

1.Письмо должно быть написано так, чтобы, читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог. Поэтому тщательно подбирайте слова и так же составляйте фразы, когда пишите.

2.При составлении писем важно выбрать тональность. (Если письмо адресовано родным, близким или друзьям, пишите просто, задушевно, без заумных слов и выражений).

3. Содержание любого письма должно строиться по законам логики, только в этом случае вы донесёте до адресата именно тот смысл, который хотели.

4. Письма пишутся с различными целями, поэтому в каждом отдельном виде писем продумать содержание вашего письма.

5. При написании писем следует учитывать такие моменты, как возраст, пол, положение в обществе и индивидуальность адресата.

6. Каждое письмо непременно отражает характер адресанта. И из этого следует вывод, что если вы находитесь в состоянии негодования, обиды или плохом настроении, то письмо лучше не писать, тем самым вы убережёте чужие нервы от лишних потрясений.

Личные письма пишутся от руки аккуратным ровным почерком. Бумага должна быть абсолютно чистой и ровно обрезанной по краям. Дату ставят в начале письма. В личной переписке важна форма обращения к адресату. Написав о себе, не забудьте справиться о состоянии дел, настроении, а главное здоровье адресата. В зависимости от характера и содержания письма его можно закончить словами: «С уважением…», «Примите мои наилучшие пожелания…», но нелепо закончить фразой «Жду ответа, как соловей лета…».

Если вы получили письмо в присутствии третьих лиц, распечатав его и взглянув на текст, отложите чтение. Некрасиво давать читать письма лицам, которым оно не адресовано.

Служебные письма пишутся в установленной форме только в печатном варианте на компьютере или на печатной машинке. К служебной переписке предъявляются большие требования, чем к личной переписке.

Дату ставят в начале письма. Ширина поля с левой стороны должна быть не менее 2 сантиметров (для удобства подшивки письма к делу.) Абзац начинают с красной строки, отступая 5 интервалов от поля, по возможности избегают переноса слов.

Письмо должно быть кратким, чётко выражать мысль адресанта и не допускать двояких толкований. В тексте не должно быть исправлений и подчистки.

Деловые письма пишутся исключительно на бланке отправителя, на котором изображена эмблема фирмы, помещены её полное название, почтовый и телеграфный адрес. Номер телефона, телефакса и банковские реквизиты. Конверт должен быть такого же качества, что и бумага.

Если у вас не получаются ровные строчки, то лучше подложить плотную линованную бумагу.

Деловые письма пишутся только на лицевой стороне листа. Если содержание письма не уместилось на одном лист, то продолжить его нужно на следующем листе. При этом каждая страница, кроме первой, нумеруется арабскими цифрами, с двух сторон которой ставится тире.

Складывать письмо нужно текстом внутрь, а лучше листы текста не сгибать, а посылать письмо в большом плотном конверте. Нужно позаботиться о том, чтобы у вас остались копии ваших писем. Сегодня форма деловой переписки обязана быть не только ясной и понятной, но и краткой.

Письмо, правильно оформленное и написанное на фирменном бланке, изложенное красивым языком - залог успеха делового письма.

Основные этикетные нормы:

1.Бумагу для письма используйте соответствующую. Мятый листок, обрывок могут оскорбить адресата.

2.Важные письма пишутся с черновика.

3.Писать желательно яркими чернилами без ошибок и исправлений.

4.Перед отправкой письма перечитывайте. Если хромает ваша грамотность, почаще заглядывайте в орфографический словарь - это принесёт вам, бесспорно, немало плюсов.

5.Желательно избегать приписок. Если их не удалось избежать, пишем «PS» (постскриптум) и после изложенного ставим свои инициалы.

6.Отвечать на полученные вами письма желательно не позднее, чем через 3 - 5 дней после их получения.

7.Ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма.

«Похитить тайну письма, распечатать его - низко и недостойно честного человека. Но также поступит тот, кто, найдя чужое письмо открытым, воспользуется случаем прочесть его».

Как много надо знать, чтобы написать письмо! Но немаловажную роль играет и оформление конверта, чтобы письмо дошло до адресата.

- Я сейчас прочитаю вам фрагмент из произведения, а вы мне скажите, кто является автором этих строк, как называется это произведение и кто его главный герой.

(Отрывок из произведения А.П.Чехова «Ванька»)

«Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу».

Чехов ничего не пишет о том, что произошло с письмом Вани Жукова, но мы - то знаем…

- Так что же произошло?

(Константин Макарович не получил письмо от Ваньки).

- Почему же не получил Константин Макарович письмо от внука?

(звучат ответы ребят)

Правила заполнения конверта.

а) Изучение новых слов.

На доске карточки со словами: адрес, конверт, почтовое отделение, индекс, адресат, отправитель, получатель, инициалы. Разбирается значение каждого слова. Слова записываются в специальную тетрадь или альбом.

Далее разбирается сокращенное написание ряда слов, объясняется для чего это нужно: город, район, область, деревня, село, поселок, дом, корпус, строение, квартира. Слова и их сокращенный вариант записываются в тетрадь.

б) Демонстрация конверта и объяснение, что и где надо писать.

Учитель показывает детям конверт (на доске увеличенный вариант, на партах у каждого свой экземпляр). Рассказ учителя о том, как нужно оформить конверт, что бы он сам и его содержимое дошло до получателя.

Слово адрес произошло от французского и означает «надпись».

  1. Писать адрес разборчивым красивым почерком, аккуратно и грамотно.

  2. Название стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже.

  3. Фамилия, имя, отчество адресата в дательном падеже, а адресанта в именительном падеже.

  4. В нижней левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия места назначения, состоящий из 6 цифр. Образец написания цифр дан на обратной стороне конверта.

329122, г. Шумерля,

Чувашская Республика,

ул. Перова, д.21, кв. 10.

Владимировой Тамаре Петровне. (Адресат)

206864, п /о Волынцы,

Нижегородская обл.,

Ветлужский р - н.,

д. Морчиха.

Комина Нина Сергеевна. (Адресант)

4. Практическая работа.

У каждой группы на столе подписанные конверты, в которых лежат различные виды писем. Нужно определить, к какому виду писем оно относится, и проверить соответствует ли оформление конверта правилам этикетных норм.

Учитель читает стихотворение Маршака:

Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: «Писаелу»,
А пониже: «Маршаку».
С этим адресом мудреным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

Правильно ли был написан адрес на конверте? Почему же тогда это письмо дошло?

А если бы оно было адресовано Иванову, дошло бы оно тогда?

5. Закрепление изученного материала

а) Выполнение лексико-стилистических упражнений.

Исправить сделанные на доске записи, правильный вариант записать в тетрадь. Работа проводится коллективно с объяснением выполняемого.

Тульская обл., ул. Садовая, д.7.
Соколовой Марине

189630, г. Руза, Московская обл.,
ул. Парковая, кв. 5
Савельеву С.М.

б) Самостоятельная запись адреса на конверте.

На тренировочных карточках учащиеся пробуют записывать цифры индекса.

На тренировочных конвертах учащиеся записывают в графе «Куда» адрес школы, в графе «От кого» свой домашний адрес. Учитель контролирует работу, помогает учащимся.

Возможна запись на конверте в графе «Куда» адреса товарища. На следующем уроке делового письма школьники могут составлять личные письма, например, другу. Письмо запечатывается в конверт с уже написанным адресом и отправляется учащимися.

6. Подведение итогов урока

а).(Вопросы викторины.)

1) В какой момент на различных территориях появлялась письменность?

(Там, где зарождается государство, обязательно появляется письменность.)

2) Назовите древнейшие центры возникновения письменности.

(Древнейшие центры возникновения письменности: Египет, Шумер.)

3) Что представляли из себя первые элементы письменности?

(Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках.)

4) На что были похожи первые письмена?

(Первые письмена были похожи на загадки-ребусы.

5) Что такое письмо?

(Письмо - это система знаков, которая фиксирует нашу речь при помощи графических элементов, закрепляет её во времени и передаёт на расстояние.)

6) Когда историки отмечают первое упоминание о письме.

(Первое упоминание о письме историки отмечают с конца IV - начала III тысячелетия до нашей эры на территории Египта.)

7) Что такое переписка?

(Переписка - это письменная форма общения.)

8) Что такое эпистолярная литература?

(Эпистолярная литература в переводе с греческого «послание», «переписка».)

9) Так чем же отличается письмо от другой литературы?

(Во - первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

во - вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость;

в - третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало в глубине веков.)

10) Назовите великих людей, чьи письма вошли в историю.

(А.П.Чехов, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин…)

11) Дайте определение понятий «адресат» и «адресант».

(Адресат - получатель, адресант - отправитель).

12)Перечислите виды писем.

(Личные, служебные, деловые.)

13) Из каких частей состоит письмо?

14)Перечислите общие правила написание писем.

15) Перечислите основные этикетные нормы написания писем.

16) Перечислите основные правила заполнения конверта.

17) Сколько лет прошло с того момента, когда сложились современные формы переписки?

(Современные формы переписки сложились 150 лет назад.)

18) В какой стране сложились определённые нормы и правила по переписке? (Пришли они из Англии.)

б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.

в) Объяснение и запись домашнего задания.

Прошу вас порадовать своих родных, близких или друзей. Напишите им письмо, соблюдая все этикетные правила по написанию писем, которые мы с вами изучили.









2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

а) Беседа.

  • Как общаются между собой люди, которые живут в разных городах?

Учитель рассказывает о том, при помощи чего общались древние люди, когда не было телефона, Интернета и даже письменности.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату.

Корпус берестяных грамот

Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г., в ходе археологических раскопок в Новгороде. С тех пор ежегодно из почвы Новгорода археологи извлекают всё новые и новые грамоты, и аналогичные находки имеются уже в одиннадцати других древнерусских городах. К концу 2006 г. корпус берестяных грамот имел следующий состав: Новгород - 962 1, Старая Русса - 40, Торжок - 19, Псков - 8, Смоленск - 15, Витебск - 1, Мстиславль - 1, Тверь - 5, Москва - 1, Старая Рязань - 1, Звенигород Галицкий - 3. Общая длина этих 1057 грамот - около 15600 словоупотреблений; общий объем словаря - более 3200 лексических единиц.

Ниже берестяные грамоты из Новгорода обозначаются просто номером; при этом знак № может опускаться. Так, запись типа хоудость 752 означает, что данная словоформа цитируется из новгородской берестяной грамоты № 752. Для берестяных грамот из

Новгородские берестяные грамоты, не вошедшие в этот перечень, найдены не в ходе раскопок, а при различных случайных обстоятельствах.

Внешний вид, нумерация

Берестяная грамота, если она дошла до нас в целом виде, внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям. Размеры листа могут варьировать очень сильно, но большинство экземпляров укладывается в рамки: 15 - 40 см в длину, 2 - 8 см в ширину. Однако реально лишь около четверти берестяных грамот сохраняется в целости; остальные доходят до нас с утратами - от небольших до столь значительных, что от первоначального документа остается лишь крошечный фрагмент. В части случаев утраты связаны с тем, что береста горела, растрескивалась, выкрашивалась и т.п. Но все же чаще всего грамоты бывают порваны (или разрезаны) рукой человека: адресат уничтожал таким способом ненужное ему более письмо, не желая, чтобы его могли прочесть посторонние.

Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента - писала (стилоса). Лишь две грамоты (№ 13 и 496) написаны чернилами.

Большинство грамот написано на внутренней (т.е. обращенной к стволу), более темной, стороне берестяного листа и лишь немногие - на внешней (поскольку внешняя сторона бересты менее удобна для письма: она шелушится, она жестче, ее свободные концы закручиваются вверх, мешая писалу). Небольшая часть грамот содержит текст на обеих сторонах листа; в таких грамотах начало текста в большей части случаев находится на внутренней стороне.

По ряду причин единица нумерации не всегда соответствует отдельному первоначальному документу. Единицей нумерации является отдельная находка - как целый берестяной лист, так и фрагмент. Лишь в том случае, если в течение одного и того же археологического сезона найдено несколько фрагментов, которые очевидным образом являются частями единого первоначального листа, они получают единый номер. Но части одного и того же берестяного листа могут быть найдены и с интервалом в несколько лет; кроме того, сам факт такого единства может быть установлен далеко не сразу. Грамота, сложившаяся из таких фрагментов, получает составной номер, например: 259/265, 275/266, 494/469, 607/562, 662/684, 877/572 (части составного номера ставятся в порядке следования текста).

Следует учитывать также, что относительно длинные документы могли записываться на двух или более берестяных листах. Несколько таких документов дошло до нас. Они обозначаются тем же способом, например: 519/520, 698/699.

С другой стороны, изредка на одном берестяном листе содержится два текста, написанных разными лицами, например, на одной стороне листа - письмо, на другой - ответ на него (как в № 736). В этих случаях мы имеем дело - по крайней мере, с лингвистической точки зрения - с двумя разными документами. Для их различения применяются буквенные индексы, например, 736а и 736б.

Таким образом, слово «грамота» употребляется, строго говоря, в двух несколько различных смыслах: а) то же, что единица нумерации (т.е., всякая находка, получившая отдельный номер); б) отдельный первоначальный документ (независимо от того, на каком числе листов он был написан и в каком количестве фрагментов дошел до нас). При втором типе словоупотребления частным случаем грамоты являются также, например, 607/562, 519/520, 736б. Избежать этого двойственного словоупотребления довольно трудно: в одних случаях (например, при первоначальной публикации грамот, при анализе статистики находок и т.п.) естествен первый тип словоупотребления, в других (например, при лингвистическом анализе, при изучении содержания грамот) - второй. Какой из двух смыслов имеется в виду, как правило, достаточно легко установить из контекста.

Замечание. При цитировании словоформ ссылка на грамоту обычно содержит простой номер (не двойной), например, Жизнобоуде 607 (что соответствует первому смыслу слова «грамота»); это облегчает поиск словоформы в тексте. Двойной номер дается лишь в том случае, когда стык фрагментов проходит внутри данной словоформы, например, верешь 275/266.

Совокупность грамот, написанных одним и тем же почерком, ниже называется блоком. Для обозначения блоков (кроме записываемых с косой чертой, типа 259/265) используется знак +, например: «блок № 19+122+129» (знак № факультативен). В качестве сокращения допускается также запись типа «блок № 19», «блок № 259» (или «блок 19», «блок 259»).

Датирование

Датирование берестяных грамот представляет собой комплексную проблему: учитывается несколько разных аспектов документа.

Основную роль играет стратиграфическое датирование, т.е. датирование средствами археологии того слоя, в котором залегала грамота. Оно складывается из ряда элементов, главным из которых в условиях Новгорода является дендрохронология, т.е. определение даты рубки деревьев, использованных для строительства мостовых и прочих деревянных сооружений. В максимально благоприятных случаях (например, когда грамота лежит прямо на мостовой между двумя точно датируемыми настилами) точность ее датирования может достигать 10 - 15 лет. Чем дальше от мостовых лежит грамота, тем эта точность меньше - скажем, до 30, 40, 50, 60 лет. Чрезмерная (хотя и легко объяснимая) эйфория начального периода новгородской дендрохронологии, когда грамотам давались жесткие датировки типа «1282-1299», «1340-1368», ныне преодолена. В то же время продолжаются поиски методов более точного датирования находок, удаленных от мостовых.

Следует учитывать также специфику самой стратиграфической датировки: в подавляющем большинстве случаев истинная дата попадания берестяной грамоты в землю действительно находится в рамках этой датировки; но в отдельных случаях (к счастью, редких) всё же возможны не поддающиеся учету случайные перемещения бересты в более глубокий или в менее глубокий слой, которые искажают истинную картину.

Еще одна проблема состоит в том, что грамота могла в некоторых случаях быть выброшена не сразу, а какое-то время храниться в доме. Но роль этого фактора для датирования, по-видимому, в целом незначительна - потому что, во-первых, по самому своему содержанию берестяные грамоты почти никогда не требовали хранения, во-вторых, берестяная грамота, хранившаяся в доме, сгорала в первом же пожаре, т.е. сравнительно скоро (по меркам наших хронологических оценок).

Итак, стратиграфическая оценка служит ценнейшим и незаменимым средством датирования берестяных грамот; но важное значение имеет также и дополнительный контроль этой оценки с помощью внестратиграфических (т.е. всех прочих) средств датирования, пригодных для рассматриваемого документа.

Главным средством внестратиграфического датирования служит палеография. Как уже давно установлено, палеография документов на бересте имеет ряд отличий от палеографии пергаменных рукописей. Ныне в нашем распоряжении имеется уже достаточно полный свод данных по палеографии берестяных грамот. Эти данные позволяют в большинстве случаев датировать новонайденную грамоту (если только она не слишком мала) с точностью примерно до 100 лет, при благоприятных обстоятельствах - до 40 - 60 лет.

Помимо собственно палеографии, датирующим средством служит также графика (т.е. сам инвентарь используемых писцом букв и основные принципы их применения). При благоприятных обстоятельствах графический анализ дает почти такую же степень хронологической точности, как и палеографический.

Следующее средство датирования - анализ языковых особенностей текста, имеющих значение для хронологии. Правда, данное средство может использоваться лишь с большой осторожностью и только на основании показаний других берестяных грамот, но не памятников книжной письменности (поскольку время первой фиксации некоторого явления в этих двух родах письменности может сильно различаться).

Хронологическое значение имеет также характер этикетных формул, используемых в берестяных письмах.

Наконец, исключительно важное значение для контроля датировок, полученных всеми перечисленными средствами, имеет упоминание в грамоте людей, которые отождествляются с историческими лицами, известными из летописи. В настоящее время примерно для 25 персонажей, фигурирующих в общей сложности примерно в 80 берестяных грамотах, такое отождествление с нашей точки зрения надежно. Самое впечатляющее из этих достижений - обнаружение в грамотах конца 13-го - сер. 15-го вв. из Неревского раскопа представителей целых шести поколений знаменитого боярского рода Мишиничей. Кроме того, в берестяных грамотах имеется еще несколько десятков персонажей, отождествление которых с историческими лицами представляется достаточно вероятным.

Весьма существенно также, что берестяные грамоты, найденные на одном раскопе (или соседних раскопах), могут быть связаны между собой различными связями - с одной стороны, принадлежностью к одному и тому же слою, с другой - упоминанием одних и тех же лиц (не обязательно исторических). Благодаря этому надежная датировка одной грамоты часто оказывается важным основанием для уточнения датировок нескольких других грамот, так или иначе с ней связанных.

Совокупность всех перечисленных средств датирования позволяет датировать подавляющее большинство берестяных грамот с точностью до 20 - 50 лет, в особо благоприятных случаях - несколько точнее, в особо неблагоприятных (к счастью, довольно редких) - с точностью до века. Для лингвистических целей датирование с точностью до 20 - 50 лет, как правило, вполне достаточно, поскольку этот интервал меньше, чем срок протекания любого, даже относительно быстрого, диахронического процесса в языке. Напомним, что в пределах обычного срока человеческой жизни даже рукописи, датированные конкретным годом, не обязательно отражают этапы развития языка в точном соответствии с порядком их дат: языковые (равно как палеографические и т.п.) особенности, например, у 70-летнего писца, пишущего в 1170 г., практически те же, что в его юности, т.е. они архаичнее, чем у 20-летнего, пишущего в 1150 г.

Дошедшие до нас древнерусские берестяные грамоты относятся к эпохе с 11 по 15 в.

При указании датировок (как для берестяных грамот, так и для иных документов) ниже может быть использована сокращенная запись: римская цифра сама по себе означает век (например, XI), подстрочные цифры 1 и 2 - его первую и вторую половину (например, XI2, XIV1); рубеж веков обозначается косой чертой (например, XI/XII). Запись типа «1300-е гг.» обозначает первое десятилетие века. При рассмотрении вопросов, не требующих полной хронологической точности, датировки берестяных грамот (и других документов) обычно даются с некоторым огрублением. При этом масштаб огрубления может зависеть от степени детальности анализа; соответственно, одна и та же грамота может в разных контекстах получить, например, такие хронологические пометы: XIV, XIV2, 3 четв. XIV, 60-е гг. XIV.

Содержание, специфические трудности изучения

Подавляющее большинство берестяных грамот написаны по-древнерусски, небольшое число - по-церковнославянски (см. ниже). Имеется также несколько грамот, написанных на неславянских языках: 292 (прибалтийско-финская), 488 (латинская), 552 (греческая), 753 (нижненемецкая).

Берестяные грамоты, как правило, очень кратки. Самые длинные грамоты - № 519/520 и № 531 - насчитывают соответственно 176 и 166 слов. Но чаще всего грамоты гораздо короче: большинство полностью сохранившихся грамот не длиннее 20 слов, лишь немногие из них длиннее 50 слов.

Безусловное большинство берестяных грамот - это частные письма. Они посвящены самым разнообразным делам текущей жизни - хозяйственным, семейным, денежным, торговым и т.д. К категории частных писем тесно примыкают также челобитные (14 - 15-го вв.) феодалу от крестьян.

Заметную группу составляют различные реестры (в основном долговые списки и росписи денежных или натуральных поставок). Они могли быть сделаны на память для себя; но могли также служить и письменными распоряжениями о том, чтобы взять указанные долги, т.е. играть ту же роль, что аналогичные документы, начинающиеся словом «возьми». Иначе говоря, граница между этой группой документов и собственно письмами не вполне строгая.

Имеется около двух десятков ярлычков, содержащих лишь имя владельца. Их функция пока еще остается предметом дискуссии.

В своей совокупности эти три категории составляют подавляющую часть всего массива берестяных грамот. Грамоты этих категорий (за исключением нескольких писем, выдержанных в книжном стиле) можно условно обозначить как «бытовые». В абсолютном большинстве случаев они написаны на диалекте. В целом они стоят ближе к живой древнерусской речи, чем любые другие ныне известные письменные источники.

Остальная (весьма небольшая) часть берестяных грамот складывается из следующих категорий:

а) официальные документы (или их черновики) - завещания, рядные, расписки, протоколы и т.п.;

б) учебные - азбуки, перечни цифр, склады, упражнения;

в) литературные и фольклорные - отрывки литературных сочинений (№ 893 и Торж. 17), загадка (№ 10), школьная шутка (№ 46), заговоры (№ 521, 715, 734, 930; сюда же можно отнести № 674);

г) церковные - литургические тексты, обрывки молитв и поучений, а также списки имен, представляющие собой заказы на иконы или церковные поминания.

С точки зрения языка документы группы «а» в большинстве случаев ориентированы на наддиалектные древнерусские нормы (но содержат и диалектизмы); лишь несколько таких документов написано просто на диалекте.

Церковные тексты (а также заговоры № 715, 734, 930, 674) написаны в одних случаях на чистом церковнославянском языке, в других - на смешанном.

Следует учитывать, что палеографическое, филологическое и лингвистическое изучение берестяных грамот обычно бывает сопряжено со специфическими трудностями, нехарактерными для традиционных древнерусских источников. Эти трудности определяются целым рядом причин, в частности: в большинстве грамот текст частично оборван; идентификация букв в тексте грамоты иногда бывает очень трудна и не вполне надежна, особенно если сохранность бересты плохая; грамоты нередко столь кратки, что при анализе нет возможности опереться на контекст; в языковом отношении берестяные грамоты таят в себе много неожиданностей, при разгадке которых материал традиционных источников иногда не столько помогает, сколько вводит в заблуждение.

В этой ситуации нет ничего удивительного в том, что первоначальное прочтение и интерпретация грамоты редко оказываются окончательными. Позднейшее дополнительное изучение грамоты (по оригиналу, по фотографии или даже по прориси) может давать поправки всех уровней - от идентификации букв и словоделения до синтаксической структуры и перевода. Очень помогают в этой работе новые находки: они часто проливают дополнительный свет на трудные места в ранее найденных грамотах. Ныне накоплено уже большое количество поправок, сделанных многочисленными исследователями; и ясно, что какие-то коррективы будут появляться и в дальнейшем



Урок на тему Письмо

Открытие в 1951 году письменных источников нового типа - берестяных грамот, число которых к настоящему времени превзошло 600, создало новые условия изучения средневекового Новгорода буквально во всех возможных аспектах. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционным кругом письменных источников, дав возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным самими жителями изучаемых в процессе раскопок древних усадеб. Многие из этих усадеб утратили, казалось бы, неизбежную анонимность и обрели своих былых владельцев, порой хорошо известных по летописным сообщениям. Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине XI века, самая поздняя - к середине XV века, когда на смену бересте пришла широко распространившаяся бумага. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента - стилоса (по-древнерусски - писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках - церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой.

Урок на тему ПисьмоУрок на тему Письмо

Широкое распространение берестяное письмо получает с XII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, любовная записка, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы.

В 1973-1982 годах была исследована усадьба и мастерская художника Олисея Гречина, жившего и работавшего на рубеже XII-XIII веков. Среди берестяных грамот этой усадьбы - около двух десятков заказов на изготовление икон. Летописные свидетельства характеризуют Гречина и как художника-фрескиста. Анализ его берестяных автографов в сопоставлении с надписями фресок церкви Спаса на Нередице позволил сформулировать гипотезу о его руководящем участии в создании этого прославленного ансамбля новгородской фресковой живописи.



Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо


Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо

Урок на тему Письмо





Берестяная грамота 4
Новгород, {1320-1340}
Раскоп Неревский, усадьба «А»
Условная дата: 1320-1340, cтратиграфическая дата: 10-е - 60-е гг. XIVв.
Категория: письма
Содержание: Фрагмент письма от Микиты к Черту

Урок на тему Письмо

К беседе подключаются дети, показывая свои знания.

Люди и раньше и сейчас продолжают писать друг другу письма, но чтобы это письмо дошло, необходимо его запечатать в конверт и правильно указать адрес.

3. Изучение нового материала

а) Изучение новых слов.

На доске карточки со словами: адрес, конверт, почтовое отделение, индекс, адресат, отправитель, получатель, инициалы. Разбирается значение каждого слова. Слова записываются в специальную тетрадь или альбом.

Далее разбирается сокращенное написание ряда слов, объясняется для чего это нужно: город, район, область, деревня, село, поселок, дом, корпус, строение, квартира. Слова и их сокращенный вариант записываются в тетрадь.

б) Демонстрация конверта и объяснение, что и где надо писать.

Учитель показывает детям конверт (на доске увеличенный вариант, на партах у каждого свой экземпляр). Рассказ учителя о том, как нужно оформить конверт, что бы он сам и его содержимое дошло до получателя.

Физминутка

4. Проверка понимания изучаемого материала

а) Вопросы учителя.

  • Как следует писать адрес на конверте и почему это важно?

  • Для чего служит индекс?

  • Почему нужно обязательно указывать индекс?

  • На что указывают три последние цифры индекса?

  • Почему при написании адреса слова нужно сокращать?

  • Что мы будем писать в графе «Кому»?

  • Что мы будем писать в графе «От кого»?

  • Как следует писать адрес отправителя? Почему?

  • Кто такой «адресат»? Как по другому можно сказать?

Учитель читает детям отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

  • Дойдет ли это письмо для дедушки? Почему?

Учитель читает стихотворение Маршака:

Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: «Писаелу»,
А пониже: «Маршаку».
С этим адресом мудреным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

  • Правильно ли был написан адрес на конверте? Почему же тогда это письмо дошло?

  • А если бы оно было адресовано Иванову, дошло бы оно тогда?

5. Закрепление изученного материала

а) Выполнение лексико-стилистических упражнений.

Исправить сделанные на доске записи, правильный вариант записать в тетрадь. Работа проводится коллективно с объяснением выполняемого.

Тульская обл., ул. Садовая, д.7.
Соколовой Марине

189630, г. Руза, Московская обл.,
ул. Парковая, кв. 5
Савельеву С.М.

б) Самостоятельная запись адреса на конверте.

На тренировочных карточках учащиеся пробуют записывать цифры индекса.

На тренировочных конвертах учащиеся записывают в графе «Куда» адрес школы, в графе «От кого» свой домашний адрес. Учитель контролирует работу, помогает учащимся.

Возможна запись на конверте в графе «Куда» адреса товарища. На следующем уроке делового письма школьники могут составлять личные письма, например, другу. Письмо запечатывается в конверт с уже написанным адресом и отправляется учащимися.

6. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя.

  • Что мы сегодня учились делать на уроке?

  • Почему очень важно записывать адрес на конверте правильно?

  • Что обозначают слова отправитель, получатель, адресат, индекс.

б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.

в) Объяснение и запись домашнего задания.

. Кажется, о прошлом можно узнать и в других источниках - в газетах, журналах и т.д. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах - все «по-человечески», по-домашнему, более открыто и естественно, искренне.

Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Иногда маленькое письмецо, "где все наруже, все на воле", дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. Бывает и так. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Представим, как человек покупал конверт, шел домой, садился к столу, брал ручку и кому-то писал...

Письмо - частичка человека, частичка России.

Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились там в 1840 году. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году. История марки одна из самых больших и интересных страниц истории почты. Итак, марок в пушкинское время, как выясняется, еще не было. А существовали ли тогда конверты? Как вы думаете?

Ответы детей: Похоже нет.

М.С. Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти 19 в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом.

В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название "испанского воска". Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями

Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Прозвучало слово «облатка». Как вы думаете, что это такое?

Облатка - «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» - лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча». Облатка - кружок для запечатывания писем. Письма запечатывали сургучом и «лепешечками» (облатками). Облатка облегчала процесс запечатывания писем.

С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба (показать фотографии печаток, которыми пользовался Пушкин).

Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).

Детям показывается ксерокопия одного из таких писем.

Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем - облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.

Показать фотографию серебряной облатницы 19 века из фондов Пушкинского Заповедника.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин":

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.

А.С. Пушкин. "История села Горюхина"

Предмет: Этикет. Урок письма.

Тема: «Умеете ли вы писать письма ».

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 4.

Форма урока: урок - соревнование.

Класс разбивается на три группы.

Цели:

1.Уяснить особенности становления эпистолярного жанра.

2. Дать определение новых понятий.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с видами писем и правилами их написания.

2. Дать обобщающий анализ исторических фактов происхождения письма.

3. Учить применять общепринятые этикетные формы в написании писем.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.

2.Развивать логическое мышление, расширять кругозор.

3. Развивать познавательный интерес и речевую культуру.

Воспитательные:

1. Прививать правила хорошего тона в различных сферах личной и деловой жизни.

2. Формировать любовь к творчеству.

3. Прививать любовь к живому слову.

Оборудование урока:

1.Литературная экспозиция.

2.Компьютер для демонстрации мультимедийной презентации.

3. Мини - конверты.

Основные понятия темы:

Эпистолярная литература.

Письмо.

Переписка.

Адресат.

Адресант.

План урока.

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Изучение новой темы:

а) история возникновения письменности;

б) письмо, виды писем, эпистолярный жанр;

в) изучение новых понятий;

г) общие правила к написанию писем.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.


Ход урока.

Добрый день, ребята. Сегодня урок русского языка мы посвятим изучению правил написания письма. Познакомимся с новыми понятиями и определим основные этикетные нормы написания различных видов писем и узнаем историю возникновения письма. На протяжении всего урока вам будут задаваться вопросы. Если вы даёте правильный ответ, то получаете мини - конверты, при суммировании которых мы определим победителя сегодняшнего урока - соревнования.

В последнее время, когда технический прогресс вытеснил письменную речь, а именно общение путём пересылки писем, то мы практически разучились писать письма, а ведь для того, чтобы отправить письмо другу, родственнику, знакомому или в какую - либо организацию нужно знать множество правил. Хотелось бы, чтобы письмо, которое вы отправили, получилось грамотным, понятным, эмоциональным и произвело на адресата только приятные впечатления.

Ответьте мне, пожалуйста, можно ли представить нашу жизнь без телевизора?

(звучат ответы учащихся).

- Конечно, трудно, но сможем. Наши прабабушки и прадедушки не имели в детстве телевизоров, просто тогда их ещё не изобрели, и к ним в дом не приходил мультфильм, театр или развлекательная программа.

А можно ли прожить без электричества? (звучат ответы учащихся).

- Тоже трудно. Но мы же знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине, а только в начале 20 века в нашей стране зажглись электрические лампочки.

А попробуйте представить себе жизнь без письменности.

- Конечно когда - то так и было, но вообразить себе это совершенно невозможно. Как же люди обходились без письма?

Когда - то народы были бесписьменными. На Земле и до сих пор есть ещё народы, которые обходятся без письменности. А между тем, в древнейших центрах культуры письменность возникла уже много тысяч лет назад. С возникновением государства понадобились сведения о точном количестве собранного урожая и военной добычи. А из урожая и добычи еще надо было точно посчитать ту часть, которая идет на налоги, а также записать цены. Границы государства расширялись, требовалось писать донесения о положении дел в провинциях. Там, где зарождается государство, обязательно появляется письменность.

- Назовите территории возникновения письменности.

Древнейшие центры возникновения письменности: Египет, Шумер.

У каждого народа есть свои сигналы - символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что - либо.

- Кто и когда изобрёл письменность?

Дорога к ней была длинной - длинной и очень трудной. А начинали всё медведи.

а) «Дорога к письменности».

Было это очень - очень давно. Так давно, что даже представить себе невозможно когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но в пещерах жили не только люди: в некоторых пещерах обитали и медведи.

Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким - то образом выселили медведей из своего жилища.

Прошло некоторое время, люди огляделись по сторонам и вдруг заметили на стенах какие то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в этих знаках нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое -то изображение.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

В современном мире каждый народ имеет свою письменность, свои книги, люди могут писать и читать на своём родном языке. У славянских народов письменность появилась во второй половине X века. Двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий составили старославянскую азбуку, которая дала возможность читать и писать на своём языке.

Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках. Рисунки изображали конкретные предметы - например, дерево или дом, человека или животное. Со временем рисунки стали упрощаться. Именно по такому принципу возникли иероглифы в Древнем Египте. Первые письмена были похожи на загадки-ребусы.

б) - Ребята, скажите, что такое письмо?

Письмо - это система знаков, которая фиксирует нашу речь при помощи графических элементов, закрепляет её во времени и передаёт на расстояние. Первое упоминание о письме историки отмечают с конца IV - начала III тысячелетия до нашей эры на территории Египта.

Современные формы переписки сложились 150 лет назад. Пришли они из Англии. Существует специальный этикет составления корреспонденции.

Если возникла необходимость писать письма, следовательно, возникает необходимость выработать определённые правила их написания. Вы должны строго соблюдать этикет, если не хотите испортить взаимоотношения с вашими друзьями, родственниками или деловыми людьми.

Письмо как литературный жанр, произошло от греческого «epistole» - письмо и имеет два значения:

1) изданные письма частного характера.

Письмо - это форма личного общения на бумаге.

- Скажите, пожалуйста, что такое переписка?

Переписка - это письменная форма общения.

- Кто сможет дать определение понятия «эпистолярная литература?»

2) Эпистолярная литература в переводе с греческого «послание», «переписка».

Зародилась она в античные времена в большой семье великих философов и литераторов: Эпикура, Сенеки и Цицерона.

Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература. Основные жанры художественной эпистолярной литературы - стихотворное послание и роман в письмах.

Открытые послания - письма святых апостолов Иакова, Петра и Павла стали бессмертными на протяжении веков и указывают людям путь к Богу.

Необыкновенно поучительны и эстетически великолепны письма Сенеки к Плинию.

Глубоки и возвышенны в своих тончайших духовных выкладках письма мирянам старца Амвросия.

Общеизвестные письма Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и многих других замечательных людей вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира.

Романы в письмах А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, французского просветителя Шарля Луи Монтескье расскажут вам о многом. Они создадут атмосферу задушевности, искренности, редкой в нынешнем веке, а потому восполнят сей пробел, прекрасно исцеляют душу, возвращая к ней целостность.

(На экранах монитора компьютера учитель по группам размещает тексты писем, относящихся к эпистолярному жанру для анализа, например, Сухомлинского В.А., Честерфилда Филипа Дормера Стенхопа, Горького М.)

- Так чем же отличается письмо от другой литературы?

Во - первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

во - вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость;

в - третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало в глубине веков. Хорошим примером эпистолярного жанра могут служить письма многих выдающихся людей. Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника», где подобраны письма - дневники, которые составляют некую повесть, поток быстротекущей жизни. Глубина, захватывающий сюжет, фабула самих писем, их философичность полна жизненных наблюдений.

в) Скажите, ребята, как называют людей, которые отправляют и получают

письма?

АДРЕСАТ - лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

АДРЕСАНТ - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

г) Составляя письмо, какого бы то ни было содержания, вы должны придерживаться одного общего правила: ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление у тех, кто будет читать ваше послание. Этикетом в письмах следует считать известные формальности, установленные обычаем.

Итак, попробуем составить общие требования к содержанию и оформлению писем.

Для того чтобы составить письмо с установленными правилами этикета, вы должны определить вид письма.

Любые письма делятся на определённые категории. У каждой категории писем свои правила написания. В искусстве составлять письма важную роль играет умение отличать того, к кому мы пишем, дать верный тон своего письму, то есть такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с адресатом.

Виды писем:

1. Личные.

2.Служебные.

3. Деловые. Они в свою очередь подразделяются на следующие типы:

Письмо - просьба;

Письмо - извещение;

Письмо - напоминание;

Письмо - подтверждение;

Письмо - претензия;

Письмо - отказ;

Письмо - извинение.

Письмо условно можно поделить на следующие части:

- заголовок,

- дата,

- наименование и адрес получателя,

- вступительное обращение,

- основной текст,

- заключительная форма вежливости,

- указания на приложения.

Общие правила для всех писем:

1.Письмо должно быть написано так, чтобы, читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог. Поэтому тщательно подбирайте слова и так же составляйте фразы, когда пишите.

2.При составлении писем важно выбрать тональность. (Если письмо адресовано родным, близким или друзьям, пишите просто, задушевно, без заумных слов и выражений).

3. Содержание любого письма должно строиться по законам логики, только в этом случае вы донесёте до адресата именно тот смысл, который хотели.

4. Письма пишутся с различными целями, поэтому в каждом отдельном виде писем продумать содержание вашего письма.

5. При написании писем следует учитывать такие моменты, как возраст, пол, положение в обществе и индивидуальность адресата.

6. Каждое письмо непременно отражает характер адресанта. И из этого следует вывод, что если вы находитесь в состоянии негодования, обиды или плохом настроении, то письмо лучше не писать, тем самым вы убережёте чужие нервы от лишних потрясений.

Личные письма пишутся от руки аккуратным ровным почерком. Бумага должна быть абсолютно чистой и ровно обрезанной по краям. Дату ставят в начале письма. В личной переписке важна форма обращения к адресату. Написав о себе, не забудьте справиться о состоянии дел, настроении, а главное здоровье адресата. В зависимости от характера и содержания письма его можно закончить словами: «С уважением…», «Примите мои наилучшие пожелания…», но нелепо закончить фразой «Жду ответа, как соловей лета…».

Если вы получили письмо в присутствии третьих лиц, распечатав его и взглянув на текст, отложите чтение. Некрасиво давать читать письма лицам, которым оно не адресовано.

Служебные письма пишутся в установленной форме только в печатном варианте на компьютере или на печатной машинке. К служебной переписке предъявляются большие требования, чем к личной переписке.

Дату ставят в начале письма. Ширина поля с левой стороны должна быть не менее 2 сантиметров (для удобства подшивки письма к делу.) Абзац начинают с красной строки, отступая 5 интервалов от поля, по возможности избегают переноса слов.

Письмо должно быть кратким, чётко выражать мысль адресанта и не допускать двояких толкований. В тексте не должно быть исправлений и подчистки.

Деловые письма пишутся исключительно на бланке отправителя, на котором изображена эмблема фирмы, помещены её полное название, почтовый и телеграфный адрес. Номер телефона, телефакса и банковские реквизиты. Конверт должен быть такого же качества, что и бумага.

Если у вас не получаются ровные строчки, то лучше подложить плотную линованную бумагу.

Деловые письма пишутся только на лицевой стороне листа. Если содержание письма не уместилось на одном лист, то продолжить его нужно на следующем листе. При этом каждая страница, кроме первой, нумеруется арабскими цифрами, с двух сторон которой ставится тире.

Складывать письмо нужно текстом внутрь, а лучше листы текста не сгибать, а посылать письмо в большом плотном конверте. Нужно позаботиться о том, чтобы у вас остались копии ваших писем. Сегодня форма деловой переписки обязана быть не только ясной и понятной, но и краткой.

Письмо, правильно оформленное и написанное на фирменном бланке, изложенное красивым языком - залог успеха делового письма.

Основные этикетные нормы:

1.Бумагу для письма используйте соответствующую. Мятый листок, обрывок могут оскорбить адресата.

2.Важные письма пишутся с черновика.

3.Писать желательно яркими чернилами без ошибок и исправлений.

4.Перед отправкой письма перечитывайте. Если хромает ваша грамотность, почаще заглядывайте в орфографический словарь - это принесёт вам, бесспорно, немало плюсов.

5.Желательно избегать приписок. Если их не удалось избежать, пишем «PS» (постскриптум) и после изложенного ставим свои инициалы.

6.Отвечать на полученные вами письма желательно не позднее, чем через 3 - 5 дней после их получения.

7.Ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма.

«Похитить тайну письма, распечатать его - низко и недостойно честного человека. Но также поступит тот, кто, найдя чужое письмо открытым, воспользуется случаем прочесть его».

Как много надо знать, чтобы написать письмо! Но немаловажную роль играет и оформление конверта, чтобы письмо дошло до адресата.

- Я сейчас прочитаю вам фрагмент из произведения, а вы мне скажите, кто является автором этих строк, как называется это произведение и кто его главный герой.

(Отрывок из произведения А.П.Чехова «Ванька»)

«Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу».

Чехов ничего не пишет о том, что произошло с письмом Вани Жукова, но мы - то знаем…

- Так что же произошло?

(Константин Макарович не получил письмо от Ваньки).

- Почему же не получил Константин Макарович письмо от внука?

(звучат ответы ребят)

Правила заполнения конверта.

Слово адрес произошло от французского и означает «надпись».

  1. Писать адрес разборчивым красивым почерком, аккуратно и грамотно.

  2. Название стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже.

  3. Фамилия, имя, отчество адресата в дательном падеже, а адресанта в именительном падеже.

  4. В нижней левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия места назначения, состоящий из 6 цифр. Образец написания цифр дан на обратной стороне конверта.

429122, г. Шумерля,

Чувашская Республика,

ул. Перова, д.21, кв. 10.

Куликовой Тамаре Петровне. (Адресат)

606864, п /о Волынцы,

Нижегородская обл.,

Ветлужский р - н.,

д. Морчиха.

Комарова Нина Сергеевна. (Адресант)

4. Практическая работа.

У каждой группы на столе подписанные конверты, в которых лежат различные виды писем. Нужно определить, к какому виду писем оно относится, и проверить соответствует ли оформление конверта правилам этикетных норм.

5.Подведение итогов.

(Вопросы викторины.)

1) В какой момент на различных территориях появлялась письменность?

(Там, где зарождается государство, обязательно появляется письменность.)

2) Назовите древнейшие центры возникновения письменности.

(Древнейшие центры возникновения письменности: Египет, Шумер.)

3) Что представляли из себя первые элементы письменности?

(Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках.)

4) На что были похожи первые письмена?

(Первые письмена были похожи на загадки-ребусы.

5) Что такое письмо?

(Письмо - это система знаков, которая фиксирует нашу речь при помощи графических элементов, закрепляет её во времени и передаёт на расстояние.)

6) Когда историки отмечают первое упоминание о письме.

(Первое упоминание о письме историки отмечают с конца IV - начала III тысячелетия до нашей эры на территории Египта.)

7) Что такое переписка?

(Переписка - это письменная форма общения.)

8) Что такое эпистолярная литература?

(Эпистолярная литература в переводе с греческого «послание», «переписка».)

9) Так чем же отличается письмо от другой литературы?

(Во - первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

во - вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость;

в - третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало в глубине веков.)

10) Назовите великих людей, чьи письма вошли в историю.

(А.П.Чехов, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин…)

11) Дайте определение понятий «адресат» и «адресант».

(Адресат - получатель, адресант - отправитель).

12)Перечислите виды писем.

(Личные, служебные, деловые.)

13) Из каких частей состоит письмо?

14)Перечислите общие правила написание писем.

15) Перечислите основные этикетные нормы написания писем.

16) Перечислите основные правила заполнения конверта.

17) Сколько лет прошло с того момента, когда сложились современные формы переписки?

(Современные формы переписки сложились 150 лет назад.)

18) В какой стране сложились определённые нормы и правила по переписке? (Пришли они из Англии.)

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

1. Для того чтобы ваши письма произвели на адресата неизгладимые впечатления, я рекомендую вам прочитать «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» Кэрролла Льюиса - любимого многими детьми и взрослыми английского писателя.

2. Прошу вас порадовать своих родных, близких или друзей. Напишите им письмо, соблюдая все этикетные правила по написанию писем, которые мы с вами изучили.




© 2010-2022