Конспект урока по русскому языку М. Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри. История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри. История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. КомпозицияКонспект урока по русскому языку М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри. История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. КомпозицияКонспект урока по русскому языку М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри. История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. КомпозицияКонспект урока по русскому языку М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри. История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция

Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция"

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы "Мцыри", выявить структурные особенности произведения;

  • Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме "Мцыри", карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина "Литература" 8 класс, Москва: Просвещение, 2009.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация (работа с портретом)

  3. Актуализация ранее изученного материала.

  4. Организация совместного целеполагания.

  5. Формирование знаний и умений.
    А) сообщение ученика (индивидуальное задание)
    Б) эвристическая беседа
    В) проверочная работа
    Г) сообщение ученика (индивидуальное задание)
    Д) создание проблемной ситуации
    Е) эвристическая беседа
    Ж) лексическая работа

  6. Закрепление знаний и умений.
    А) групповая работа
    Б) аналитическая беседа

  7. Рефлексия.
    А) цифровой диктант
    Б) упражнение "Незаконченные предложения"

  8. Организация домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

- О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

- Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
- Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
- Почему? (Глаза - зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).

3. Актуализация ранее изученного материала.

- Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
- Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
- Какие произведения на исторические темы вы читали? ("Бородино", "Песня про купца Калашникова".)
- Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы "Мцыри", которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ), формулировка цели.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

6. Формирование знаний и умений.

А) Индивидуальное задание (сообщение ученика). История создания поэмы.

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
- Каким вы назовете главное настроение поэмы?
- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
- Каким вы представляете себе главного героя?

Вывешивается портрет Мцыри

- Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
- По жанру Мцыри - поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма - лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

- В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
- К какому направлению вы отнесли бы поэму "Мцыри" и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

- Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1)

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

- Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г) Индивидуальное задание. (сообщение ученика "Легенда о царе Сауле").

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение "Родина бывает одна".
- Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? ("Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю")?

Д) Создание проблемной ситуации.

- Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема "Мцыри" - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

- Определите идею.

Идея - борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

- В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
- Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
- Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
- Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
- Каков сюжет поэмы?
- В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом композиция рамочная

- Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы - образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил ("душу можно ль рассказать? - обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

- Определите лексическое значение слова "исповедь".

Слово "исповедь" имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

А) Групповая работа (в парах)

- Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. (Приложение 2)

Б) Аналитическая беседа.

(Главы 3, 4, 5 - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, "душой - дитя, судьбой - монах", он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 - Мцыри рассказывает, что он увидел "на воле". Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни.

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да - 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да - 1
Нет - 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да - 1
Нет - 0

- Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение "Незаконченные предложения":

  • В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

  1. Подготовить пересказ "Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши - послушника".

  2. раскрыть значение слова свобода по словарю.

  3. Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?





Приложение 1



1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

1. Композиция

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

2. Тема

Б. Построение художественного произведения

3. Идея

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

4. Сюжет

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)





Приложение № 2

2. Просмотрите текст, составьте схему композиции.

Индивидуально карточка - подсказка:

Побег из монастыря

Жизнь в монастыре

Прощание Мцыри

Бой с барсом.



© 2010-2022