Конспект урока по русскому языку Причастие. Обобщение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 7 классе

«Причастие. Обобщение изученного»

по программе М. Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского.


Учитель Зуева Н.А.


Цели урока: систематизация знаний по теме «Причастие», закрепление правильного написания причастий, умения ставить знаки препинания при причастном обороте, развитие творческого начала, эстетического вкуса


Эпиграф урока: Они служат к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М. В. Ломоносов

Ход урока

  1. Организационно- мотивационный момент. Оглашение целей урока. Здравствуйте, ребята, сегодня хороший осенний день, как ваше настроение? Прекрасно! Мы начинаем наш урок русского языка. Это будет урок обобщения изученного о причастии. Много придётся поработать, но я уверена, что вы успешно справитесь с заданиями.

Итак, несколько минут словарной разминки, затем слушаем сообщения по теме с

использованием опорных сигнальных конспектов, делаем необходимые записи,

обмениваемся мнениями и в конце урока выполняем творческую работу.


  1. Недавно столкнулась с тем, что многие делают ошибку в слове Россия! Давайте запишем число, тему и это слово первым. Подберите однокоренные слова и формы этого слова. А у поэта А. Яшина есть замечательные строки

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Богатство.

А есть ещё Совесть и Честь

Запишите эти слова столбиком и найдите толкование их в словаре Ожегова. Подумайте, почему автор называет эти слова «драгоценными»? Это и будет вашим домашним заданием.

- небольшая орфоэпическая работа. Расставьте ударение в словах и прочитайте (по одному) - хором по рядам

1 в. 2 в.

кружащий много тортов

ленящийся пролитый

кормящий отнявший

дарящий поднят

прибывший поднята

повлекший отнят

пихта пролита

хвоя взята

запертый согнуто

поднятый заперт

принявший заперты

начался звонят

средствами свекла

баловать красивее

Молодцы! Больше каких слов? (Причастий)


  1. А сейчас слушаем сообщения

(Дети у доски воспроизводят по памяти ОСК (опорный сигнальный конспект) по теме «Причастие»)

1-й ученик -Грамматические признаки причастий

2-й ученик - Виды причастий

3-й ученик - О причастном обороте

- Всё ли сказали ребята? (Синтаксическая роль? Причастие может быть и подлежащим)

  • Задайте им дополнительные вопросы и оцените ответ.


  1. Графический диктант.

  1. Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. 2. Ещё не сбросившие своих уборов лиственные деревья радовали глаз. 3. Небо над тайгой было ясное. 4. Листок, сорванный ветром, кружился в воздухе, задевал другие, и они ручейком устремлялись за ним. 5. Выстланная разноцветными листьями дорога пестрела перед нами.

  • Можете обменяться тетрадями, проверить и поставить оценки. ( Ключ - схемы предложений - открываю на доске).


  1. Вспомните о правописании одной и двух букв Н в причастии.

А как мы пишем НЕ с причастием?

Откройте стр., упр. , читаем про себя, а затем вслух текст, озаглавливаем его и объясняем написание НЕ в словах, Н и НН.

( В это время 5 учащихся работают с тестами на компьютере по программе «Фраза» в 5-ти вариантах разного уровня сложности.)


  1. Разберите по составу и составьте слова по данным схемам

Песчаный (прил)

Услышан (кр. прич.)

Выполненный (полн. страд.прич.)


  1. Прблемное задание: объясните, есть ли различие в написании слова раненый, употреблённого в словосочетаниях: раненый разведчик и раненный в разведке?

  2. Работа сигнальными карточками: «Н» и «НН»: повесть прочитана, невареная морковь, путаный ответ, отряд вооружён, иллюстрированный журнал, сожжённая бумага, вязанное мамой платье, взбешённая собака, квашеная капуста, подстриженный куст, кипяченый чай.

  • По примерам выше. Какая гласная пишется в суффиксах причастий?

  1. И наконец, выполняем творческое списывание, с грамматическим заданием: распространите текст причастиями и причастными оборотами (текст размножен). На доске спроецирована картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СD «Шедевры русской живописи»). Посмотрите, с какой великой любовью изобразил художник детей-тружеников более чем 100 лет тому назад.

Самостоятельная работа по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Задание: списать текст, распространяя его причастиями и причастными оборотами. Графически объяснить постановку знаков препинания и пропуски букв.

На картине Маковского изображ…а (…) гроза. На (…) небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.

(…) ветер клон…т к земле траву, цветы и спелую рожь(…) .Перед нами (…) крестьянские ребятишки (…) Они, очевидно, ходили в лес за грибами.

У девоч…ки в (…) переднике много грибов. Её льняные волосы ра…тр…пались от быстрой хо…бы и сильного ветра. На спине у неё мал…ький братишка (…). Он бои…ся хоть на минуту от…рва…ся от неё. (…) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добра…ся до деревни, прежде чем яркая (…) молния вспыхн…т в чёрном небе, загрохоч…т гром и хлын…т дождь. Вот уже девочка на мост…ке (…). Вот-вот разр…зит…ся гроза.


  1. Итоги урока. Спасибо огромное за ваш тоже великий труд!

Действительно ли красивые слова причастия? Как вы думаете?


© 2010-2022