- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование по русскому языку и литературе. 2 курс (11 класс)
Тематическое планирование по русскому языку и литературе. 2 курс (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шупикова Л.М. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
II курс
Предмет: «Русская литература и русский язык»
Всего часов: 64, из них:
Теоретическое обучение: 50 часов, из них уроков русского языка - 14;
Консультации - 10, экзамен - 6
Требования к уровню подготовки учащихся
Знания о литературе
Историко-литературные:
- сведения о жизни и творчестве поэтов и писателей XX века в их взаимосвязанности и взаимообусловленности социально-исторической и культурной атмосферой эпохи;
- сведения об истории создания и творческой судьбе важнейших произведений потов и писателей XX века;
- сведения о проблеме периодизации русской литературы XX века.
Теоретико-литературные:
- сведения об основных направлениях и течениях русской литературы XX века (модернизм, соцреализм, постмодернизм);
- владение теоретическими понятиями, необходимыми для анализа художественного произведения: художественный образ, система образов-персонажей, сюжет и композиция, язык и стиль, литературные методы и направления;
- понятия о закономерностях литературного процесса.
Читательская и литературно-творческая деятельность
Учащиеся II курса учатся:
- самостоятельно анализировать художественные произведения, используя литературоведческий терминологический арсенал, грамотно, логично излагать в устной и письменной форме свою интерпретацию художественного текста;
- уметь связать специфику художественного произведения с социально-историческим и культурным контекстом эпохи;
- писать изложения литературно-художественных, публицистических, критических, литературоведческих тестов объемом до 250-280 слов;
- писать сочинения разных жанров на литературные и публицистические темы объемом до 6-8 тетрадных листов вместе с эпиграфом и планом.
№
Кол/ часов
Тема урока и его содержание
Теория литературы.
Духовно-нравственные
понятия
Форма урока
Развитие речи
Проблемный вопрос
Наглядности
УМК
1
1
Особенности развития литературы в XX веке. Проблема периодизации русской литературы.
Литература и социум
Лекция с эл-ми беседы
Устные высказывания
2
1
I. Революция и литература
Литература, государство, политика. Художник и власть.
Социальный заказ
Официальная - неофициальная литература
Лекция с эл-ми беседы
Инд.сообщения
Каково место литературы в истории XX века?
Репродукции
Портреты
Учебник литературы
3
1
М.Горький. «Несвоевременные мысли». «Почему мы, Русь, - несчастнее других?»
Публицистика
Лекция с элементами беседы
Устные высказывания
Смысл названия цикла статей
Слайд-презентация
Пр-209
4
1
В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. Поэт и революция. Героика и сатира в послеоктябрьской лирике В.Маяковского
Легонансная рифма
Акцентный стих
Окна «РОСТа»
Эстетика самовитого слова
Практикум
Анализ стих-й
Работа в группах
Портрет писателя
Можно ли было в 1913 г. увидеть в Маяк. поэта рев-ии и как изменяется в нем желание «переделать» жизнь к сер. 20-х годов?
Слайд-презентация
Пр-289,313
Кп-64,68
ПО-73
Лвш-2,1991
Кр-44
КЧ-1991,123
5
1
Отношение Маяковского к революции и Советской власти (поэмы «Хорошо!», «В.И.Ленин», комедия «Баня»)
Сатира
Практикум
Выр.чт.стих.
наиз.
Актуальны ли стихи Маяковского в наши дни?
Портрет
Фотографии
Инд.задания
6
1
А.А.Ахматова. «Голос своего поколения». Гражданские мотивы и лирика женской души в поэзии Ахматовой
Психологическая насыщенность
Сюжетность лирики
Интонационная выразительность
Практикум
Мин-ра: «В чем гражданское мужество Ахматовой?»
Выражает ли Ахматова в своих стихах то, что чувствуете вы, когда любите?
Слайд-презентация
Пр-61,67
Кп-39,94
Лвш-5,1991
Пр-61,67
Кп-39,94
7
1
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием»
Гражданское мужество
Практикум
Мин-ра: «Памятник»
Почему Ахматову называют «голосом своего поколения»?
Репродукции
Пр-72,74
9 кл.-186
8
1
Б.Л.Пастернак. Очерк жизни и тв-ва. Особенности личности и мироощущения поэта
Поэтическое освоение истории
Лекция с эл-ми беседы
Выр.чт.стих.
наиз.
Портрет писателя
Почему Пастернак отказался от Нобелевской премии?
Слайд-презентация
Пр-152
Кп-88
Кр-130
Л-ра-2003,14
9
1
Человек, природа, история в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»
Лирическая условность
Христианство
Практикум
Работа с текстом
Может ли человек противостоять ходу истории?
Иллюстрации
Пр-166
Чит.дневник
КЧ-18
10
1
Е.И.Замятин. Человек на переломе истории. Развитие жанра антиутопии в романе «Мы»
Антиутопия
Практикум
Нравственно-психологический портрет писателя
Роман «Мы» - пророчество или предупреждение? Фантастика или реальность?
Слайд-презентация
Пр-73,335
Л-ра-9,2003
Кп-73
Кр-66
11
1
* М.А.Булгаков. «Искусство быть собой». Очерк жизни и тв-ва
Сатира
Гротеск
Карнавализация
Лекция с эл-ми беседы
Нравственно-психологический портрет писателя
Как и зачем соединяет автор библ. предание, историю двух влюбленных и моск. сатирико-бытовые сцены?
Слайд-презентация
Кп-127
Пр-4
9 кл.-200
Ежедн.
Уч-ль-3/2001
12
1
Сатира М.Булгакова. Повесть «Собачье сердце»
Гражданское мужество
Практикум
Мин-ра: «Человек - царь природы?»
Что значит быть человеком?
Иллюстрации
Пр-7
Кп-128
Кч-1991,126
13-14
2
* Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. Философско-этическая проблематика романа
Справедливость
Проблема одиночества
Библейские мотивы
Практикум
Мин-ра: «Самый страшный порок»
Главный герой романа Мастера - Пилат. В чем смысл такой интерпретации?
Презентация «Почему суд вершит не Бог, а сатана?»
Пр-31
Кп-129
Кр-74
Лит-ра-12,2003
15
1
Московские главы. Мастерство Булгакова-сатирика
Фантастическая условность
Практикум
Мин-ра: «Если бы Воланд посетил наш мир, какие выводы он сделал бы?»
Какую силу воплощает в романе Воланд? Какова функция этого образа в романе?
Презентация «Воланд»
Кп-131
16
1
«Любовь - это жизнь». История Мастера и Маргариты. Судьба художника. Смысл финала романа «Мастер и Маргарита»
Самопожертвование
Обретение дома, Родины, истории
Практикум
Мин-ра: «Кого я считаю главным героем романа?»
Как связаны в романе темы любви и творчества?
Презентация «Покой Мастера»
Пр-35
Кп-133,135
17
1
И.Э.Бабель. Правда о революции и гражданской войне в цикле «Конармия»
Конструктивизм
Новелла
Циклизация
Семинар
Анализ рассказов
Совместимы ли интеллигенция и война?
Слайд-презентация
Кп-46,48,52
18
1
* С.А.Есенин. «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою». Очерк жизни и тв-ва поэта
Народно-поэтические приемы
Лекция с эл-ми беседы
Выр.чт.стих.
наиз.
В чём секрет популярности стихов Есенина?
Слайд-презентация
Пр-267
Кп-56
9 кл.-180
Мой урок
19
1
* «Чувство родины - основное в моем творчестве». С.Есенин
Мелодика стиха
Славянская мифология
Практикум
Мин-ра: «Люблю ли я свою Родину так, как любил Россию С.Есенин?»
Изменилось ли отношение поэта к Родине после революции?
Репродукции
Фотографии
Пр-55,60
ПО-79
Мой урок
20
1
Р.р. Сочинение по разделу «Революция и литература
21
1
II. Художник и тоталитарная власть
Соцреализм
Тоталитаризм
Лекция с эл-ми беседы
Устные высказывания
Вправе ли мы осуждать писателей советской эпохи за искажение исторической действительности?
Репродукции
Фотографии
22
1
А.Н.Толстой. Тема русской истории в романах «Хождение по мукам», «Петр I»
Исторический роман
Лекция с эл-ми беседы
Нравственно-психологический портрет писателя
Почему А.К.Толстого можно назвать "деликатным богатырем"?
Слайд-презентация
Пр-42,45
23
1
О.Э.Мандельштам. Личность и трагическая судьба поэта
Эстетика акмеизма
Поэтическая логика
Лекция с эл-ми беседы
Выр.чт.стих.
наиз.
В чём заключается трагедия поэта в период тоталитарной власти?
Слайд-презентация
Пр-338
КЧ-1991,112
24
1
М.М.Зощенко. Рассказы 1920-х годов: герой, язык, стиль.
Сатирическая новелла
Семинар
Анализ текста
Смог бы найти Зощенко героев для своих рассказов в наши дни?
Слайд-презентация
Кп-84
25
1
А.П.Платонов. Своеобразие художественного мира писателя. Роман А.Платонова «Котлован»
Социальная утопия
Неологизмы
Лекция с эл-ми беседы
Нравственно-психологический портрет писателя
Что, по Платонову, включает в себя понятие «жизнь»?
Слайд-презентация
Кп-121,125
Пр-346
Ежедн.
26
1
Н.А.Заболоцкий «Мысль - Образ - Музыка». Знакомство с поэзией
Натурфилософский поэт
Практикум
Выр.чт.стих.наиз.
Какой же мир творил в своей душе Н.Заболоцкий?
Слайд-презентация
Кп-142,145
27
1
М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность писателя. Гражданская война в «Донских рассказах»
Стихия народного языка
Практикум
Нравственно-психологический портрет писателя
Как действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал свою судьбу?
Слайд-презентация
Пр-39,41
Спр.шк.
28
1
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой
Роман-эпопея
Трагедия великого перелома
Практикум
Работа с текстом
Что становится центром идейного столкновения в "Донских рассказах" М. Шолохова?
Репродукции
Пр-42,45,48
29
1
А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Лирика поэта. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»
Медитативная лирика
Семинар
Нравственно-психологический портрет писателя
А.Твардовский и «Новый мир»
Слайд-презентация
Пр-131
Кп-147
30
1
Литература русского зарубежья первой волны
Неореализм
Идея соборности
Ностальгия
Лекция с эл-ми беседы
Инд.сообщения
Кто они, писатели русского зарубежья: посланники или изгнанники?
Каковы причины и последствия «русского парохода» для русской культуры?
Портреты
Репродукции
31
1
В.В. Набоков. «Твой образ лёгкий и блестящий» (по роману «Машенька»)
Метароман
Практикум
Анализ текстов
Почему Набоков стоит среди писателей русского зарубежья особняком?
Слайд-презентация
Пр-225
32
1
Р.р. Сочинение по разделу «Художник и тоталитарная власть»
33
1
III. Литература 1956-1980-х гг.
«Оттепель»
Лекция с элементами беседы
Устные высказывания
Почему власти, несмотря на наступившую "оттепель", продолжали расправы с инакомыслящими, не предпринимавшими никаких насильственных действий?
Портреты
Репродукции
Учебник литературы
34-35
2
Литература, посвященная Великой Отечественной войне. Война и духовная жизнь общества (К.Симонов «Живые и мертвые», В.Гроссман «За правое дело», Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»)
Очерк
Публицистика
Семинар
Мин-ра: «Возможен ли мир во всем мире?»
Триумфом или трагедией явилась победа СССР в Великой Отечественной войне? Какую роль сыграла гражданская позиция каждого советского человека в победе над фашизмом?
Портреты
Репродукции
Фотографии
Слайд-презентация
Пр-112,115,132, 125
Кп-146,156,158
Спр.шк.-3
КЧ-66
Мой урок
36
1
Городская и молодежная проза: духовно-нравственные искания советской молодежи и интеллигенции (А.Битов, Ю.Трифонов, Ю.Казаков)
Новый тип литературного процесса
Интеллектуальная фантастика городского быта
Практикум
Анализ текстов
Какие вопросы волнуют современную молодёжь?
Слайд-презентация
Пр-195,203
Лвш-1,1990
Кп-160
37
1
Деревенская проза: истоки, проблемы, герои (Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Шукшин)
Сказ
«Странный герой»
Праведник
Практикум
Мин-ра «Странный человек»
Как раскрывается русский национальный характер в «деревенской прозе»?
Слайд-презентация
Пр-195
Лвш-1,1990
38
1
«Авторская песня». Поэзия В.Высоцкого и Б.Окуджавы
Городской романс
Песня протеста
Практикум
Выр.чт.стих.
наиз.
Актуальна ли авторская песня сегодня?
Слайд-презентация
Кп-168
Пр-220
39
1
Социально-психологическая драматургия (А.Арбузов, В.Розов, А.Володин, М.Рощин, А.Вампилов)
Проблема отцов и детей
Семинар
Устные выступления
Портреты
Фотографии
Пр-217
40
1
«Тихая поэзия» 60-80-х гг. (Л.Мартынов, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Тарковский, Д.Самойлов, А.Кушнер, О.Чухонцев, Ю.Мориц, О.Сулейменов и др.)
«Громкая» поэзия
«Эстрадная» поэзия
«Тихая» лирика
Семинар
Выр.чт.стих.
наиз.
Почему поэзия 60-80-х гг. XX века названа «тихой»?
Портреты
Фотографии
Пр-206,209,213
Кп-164,167
41
1
Мифологическая проза. А.А.Ким. Рассказы
Полифоничность
Миф
Притча
Практикум
Анализ текстов
Портрет
Фотографии
42
1
Драматургия новой волны (А.Галин, В.Славкин, Э.Радзинский, Л.Петрушевская)
Неонатурализм
Гротеск
Поствампиловская драматургия
Семинар
Анализ текстов
Какую роль в драматургии новой волны играет «женская тема»?
Портреты
Фотографии
Кп-202
43
1
Русская поэзия и проза Казахстана
Лекция с элементами беседы
Выр.чт.стих.
наиз.
Учебник литературы
44
1
Антисталинская проза (А.Бек, В.Гроссман, В.Шаламов, В.Дудинцев, А.Солженицын)
Самиздат
Диссидентство
Историко-документальная проза
Семинар
Анализ текстов
Почему в финале своей книги-реквиема Солж.произносит слова благ-ти тюрьме:»Благодарю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни»?
На что обречён народ в тоталитарном гос-ве?
Портреты
Фотографии
Слайд-презентация
Пр-180,184
Кп-173
Спр.шк.
45
1
Литература третьей волны русского зарубежья (В.Войнович, В.Аксенов, С.Соколов, Н.Коржавин, А.Галич)
Семинар
Инд.сообщения
По каким причинам возникает третья волна эмиграции русской интеллигенции?
Портреты
Фотографии
Кп-183
46
1
И.Бродский. Поэзия периода эмиграции. Категории пространства и времени
Монологическая поэзия
Прозаизация стиха
Практикум
Выр.чт.стих.
наиз.
Портрет
Фотографии
Кп-187
Пр-268
47
1
«Новый автобиографизм» С.Довлатова. «Чемодан», «Иностранка»
Эксцентричность
Эпатажность
Пародийность
Практикум
Анализ текстов
Почему автобиографизм Довлатова называют новым?
Портрет
Фотографии
Пр-264
48
1
Р.р. Сочинение по разделу «Литература 1956-1980 гг.»
49
1
IV. Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е годы)
Плюрализм
Толерантность
Фрагментарность
Деканонизация
Политизированность
Лекция с эл-ми беседы
Инд сообщения
Постмодернизм: обретение или потери? Художественный и духовный мир "другой прозы". Л. Петрушевская, Т. Толстая, Вен. Ерофеев, В. Пьецух и др.
50
1
Итоговый урок. Общая характеристика литературного процесса постсоветского периода
Непочвенничество
Жестокий реализм
Семинар
Пр-242,253,288
51
1
Уроки русского языка. Основные нормы произношения. Культура речи и языковая норма
52
1
Особенности фонетического строя русского языка
53
1
Словообразование и орфография
54
1
Лексика. Фразеология. Стили речи
55
1
Морфология и орфография. Правописание самостоятельных частей речи
56
1
Морфология и орфография. Правописание служебных частей речи
57
1
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении
58
1
Обособленные члены предложения
59
1
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
60
1
Вводные слова и предложения. Обращение
61-62
2
Знаки препинания в сложном предложении (ССП,СПП, БСП)
63
1
Контрольный диктант
64
1
Итоговый урок. Работа над ошибками