Факультативные занятия для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа.

Элективный курс по русскому языку «Обучение сочинению-рассуждению» для учащихся 11 класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Н.И. Гендиной «Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса(сочинение-рассуждение). Москва, «Просвещение», 2013 год.

Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.

Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесут им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению».

Общая характеристика элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению».

Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникла новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.

Цели элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению».

Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к русскому языку. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.







Задачи элективного курса « Обучение сочинению-рассуждению».

  1. Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;

  2. Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические, и пунктуационные;

  3. Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.





Место курса «Обучение сочинению-рассуждению» в базисном учебном (образовательном ) плане:

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Программа легко адаптируется к уровню обучения школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов.

Формы обучения элективному курсу «Обучение сочинению-рассуждению».

  1. Лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;

  2. Семинарские занятия, проектно-исследовательская деятельность.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения задач, содержащих:

- примеры из литературных произведений, в которых исследованы изобразительные возможности лексики;

- высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;

-лингвистические справки о происхождении терминов;

- определения новых понятий.

Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Занятия, в соответствии программой курса предполагают:

-повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;

-выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;

-выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.

Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).

Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим:

- электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном пособии приспособлен справочно-методический аппарат: схемы, контрольные вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.);

- список литературы для учащихся;

-методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих заданий;

-тексты для анализа.

Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.

В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени.

Материалы для контроля:

-отрывки художественных произведений;

-тексты;

-вопросы для обсуждения;

-тесты,

-сочинение на свободную тему.

Ожидаемый результат:

На занятиях курса «Обучение сочинению-рассуждению» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.

Такие умения будут являться хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в ВУЗе. Программа курса предлагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.

Главный результат курса - воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров, писать сочинение-рассуждение на заданную тему.

Содержание программы.

  1. Понятие о тексте. (1ч)

Анализ и систематизация материала.

  1. Способы выражения темы.(1ч)

Создание текста по предложенным текстам.

  1. Заглавие текста.(1ч)

Создание обобщающих тематических таблиц.

  1. Ключевые (опорные) слова.(1ч)

Исследование «Выбор ключевых слов».

  1. Синтаксис текста. (1ч)

Работа по справочной литературе. Сравнение.

  1. Способы связи предложений в тексте.(1ч)

Наблюдение, анализ, сопоставление.

  1. Средства связи смысловых частей текста. (1ч)

Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала.

  1. Лексические средства связи (антонимы, синонимы. Лексические повторы).(1ч)

Составление обобщающих тематических таблиц по теме.

  1. Лексические средства связи (синонимы).(1ч)

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой.

  1. Лексические средства связи (лексические повторы). (1ч)

Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ по теме.

  1. Стилистическая роль синонимов и антонимов. (1ч)

Поиск изобразительно-выразительных средств в текстах.

  1. Местоимения и союзы в связующей функции. (1ч)

Работа с стихотворными текстами с местоимениями и союзами в связующей функции.

  1. Парцеллированные конструкции. (1ч)

Лексико-фразеологический анализ текстов.

  1. Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования. (2ч)

Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря.

  1. Описание. Языковые средства описания. (1ч)

Практические занятия со стихотворными текстами.

  1. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. (1ч)

Составление обобщающих и тематических таблиц по теме.

  1. Анализ и составление текстов описания, рассуждения, повествования.(1ч)

Составление презентаций по теме. Наблюдение и формирование выводов.

  1. Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля. (1ч)

Работа со справочной литературой, словарями.

  1. Анализ и составление текстов публицистического стиля. (1ч)

Наблюдение, анализ, сопоставление по теме.

  1. Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля. (1ч)

Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала.

  1. Анализ и составление текстов научного стиля речи. (1ч)

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала.

  1. Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля. (1ч)

Работа со справочным материалом. Составление обобщающих тематических бесед.

  1. Анализ и составление текстов официально-делового стиля. (1ч)

Наблюдение, сравнение, сопоставление официально-делового стиля с другими стилями.

  1. Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля. (1 ч).

Поиск изобразительно-выразительных средств. Создание проекта «Диалектизмы и их роль в художественном произведении».

  1. Тексты художественного стиля речи.(1ч).

Работа с текстами художественного стиля. Различия художественного стиля от других стилей.

  1. Выразительные средства языка (2ч).

Создание проекта «Средства художественной выразительности».

  1. Стилистические фигуры. (2ч).

Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря.

  1. Анализ текстов художественного стиля речи (1ч).

Практическая работа со стихотворными текстами.

  1. Составление текстов художественного стиля речи.(1ч)

Составление обобщающих тематических таблиц.

  1. Оформление итоговых работ. (1ч)

Наблюдение, формирование, выводов. Работа со справочной литературой.

  1. Презентация и защита выполненных работ. (1ч).

Сравнение, сопоставление, наблюдение работ учащихся.

  1. Обобщение и систематизация изученного. (1ч).

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. Творческая работа по теме: «О чем говорят названия текстов».

Используемая литература:

  1. Глебов Б.Ф. упражнения по развитию речи. Москва, 2013 год.

  2. А.И. Горшков. Русская словесность. «Просвещение», 2013 год.

  3. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. Москва, 2012 год.

  4. Т.М. Пахнова. Готовимся к экзаменам по русскому языку. Москва, 2012 год.

  5. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Москва, «Дрофа», 2012 год.

  6. О.А. Лаптева. Русский разговорный синтаксис. Москва, 2013 год.

  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник, Москва, 2012 год.

  8. Л.В. Сахарный. К тайнам мысли и слова. Книга для внеклассного чтения. Москва, 2013 год.

  9. Н.И. Гендина. «Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (сочинение-рассуждение). Москва, «Просвещение», 2013 год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ П\П

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

1

Понятие о тексте.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря.

04.09

2

1

Способы выражения темы.

Лекция учителя. Практическая работа со стихотворными текстами.

11.09

3

1

Заглавие текста.

Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц.

18.09

4

1

Ключевые (опорные) слова.

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов. Оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.

02.10

5

1

Синтаксис текста.

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.

09.10

6

1

Способы связи предложений в тексте.

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.

16.10

7

1

Средства связи смысловых частей текста.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление обобщающих тематических таблиц.

23.10

8

1

Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы).

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление обобщающих тематических таблиц.

30.10

9

1

Лексические средства связи (синонимы).

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.

06.11

10

1

Лексические средства связи (лексические повторы).

Наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой.

13.11

11

1

Стилистическая роль синонимов и антонимов.

Исследовательская работа. Поиск изобразительно-выразительных средств.

27.11

12

1

Метонимия и союзы в связующей функции.

Работа с текстом. Подбор материала учащимися. Лекция учителя.

04.12

13

1

Парцеллированные конструкции.

Лексико-фразеологический анализ. Подбор материала с указанными конструкциями.

11.12

14-15

2

Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря.

18.12

25.12

16

1

Описание. Языковые средства описания.

Лекция учителя. Практическая работа со стихотворными текстами.

15.01

17

1

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц.

22.01

18

1

Анализ и составление текстов описания, рассуждения, повествования.

Исследовательская деятельность. Наблюдение. Формирование выводов. Оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.

29.01

19

1

тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля.

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.

05.02

20

1

Анализ и составление текстов публицистического стиля речи.

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.

12.02

21

1

Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля.

Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.

19.02

22

1

Анализ и составление текстов научного стиля речи.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление обобщающих тематических таблиц.

26.02

23

1

Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля.

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.

04.03

24

1

Анализ и составление текстов официально-делового стиля.

Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой.

11.03

25

1

Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля.

Исследовательская работа. Поиск изобразительно-выразительных средств.

18.03

26

1

Тексты художественного стиля речи.

Работа с текстом. Подбор материала учащимися, лекция учителя.

25.03

27-28

2

Выразительные средства языка.

Лексико-фразеологический анализ.

01.04

08.04

29-30

2

Стилистические фигуры.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря.

15.04

22.04

31

1

Анализ текстов художественного стиля речи.

Лекция учителя. Практическая работа со стихотворными текстами.

29.04

32

1

Составление текстов художественного стиля речи.

Составление обобщающих тематических таблиц.

06.05

33

1

Оформление итоговых работ.

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.

13.05

34

1

Презентация и защита выполненных работ.

Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.

20.05

35

1

Обобщение и систематизация изученного.

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.

27.05





© 2010-2022