Мастер класс Применение стратегий критического мышления для формирования положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс Применение стратегий критического мышления для формирования положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературыМастер класс Применение стратегий критического мышления для формирования положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературыАлматинская область

Жамбылский районный отдел образования

Августовская конференция

Секция учителей русского языка и литературы







Мастер-класс

«Применение стратегий критического мышления

для формирования положительной мотивации учащихся

на уроках русского языка и литературы»







Провела

учитель русского языка и литературы

СШ села Мынбаева Аккушкарова Г.М.





Узынагаш 2015

Цель мастер-класса: передача опыта по использованию стратегий критического мышления как один из способов повышения мотивации познавательной активности учащихся на уроках.

Задачи:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

  • Распространение педагогического опыта.

  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

  • Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Результаты обучения:

Учителя знают:

- основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

Понимают:

- что необходимо уделять особое внимание повышению мотивации, как основному условию повышения познавательной активности учеников.

Готовы:

-творчески планировать ход урока с развития мотивации учащихся к учебной деятельности.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

Ход мастер - класса

  1. Постановка проблемы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется , чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим небольшим опытом работы.

Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой с тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

2.Вступительное слово (теоретическая часть)

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Презентация

В презентации и памятках (раздать коллегам) даны приёмы и стратегии с описанием, которые наиболее успешно могут применяться учителем на уроках. За год работы над данной проблемой : «Развитие навыков критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к предмету и качества образования» я не скажу, что использую все, но некоторые довольно успешно практикую.

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть, один из приёмов, это «Пирамида», который очень нравится моим учащимся и применяется как на уроках русского языка, так и литературы.

Практическая часть

Объединение в группы

Приём «Догадайся сам» Используя слова разных частей речи, предложить собраться коллегам в группы, но по какому принципу не сообщать.)

Анализ упражнения

Пирамида
Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков словесности. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:
1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
2. Письменные ответы учащихся - построение «пирамиды».
3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы - заготовки текста.
4. Написание полноценного текста.
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради.
Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка - и три слова о месте и времени действия.
Четвёртая строка - четыре слова о главных событиях рассказа.
Пятая строчка - пять слов о главных героях и их особенностях.
Шестая - шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения - в начале, в середине и в конце рассказа.
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая - при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно - только индивидуально или в группах.
Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва.
1.О чём.
2. Особенности.
3. Место и время.
4. Главные события.
5. Главные герои.
6. Ваши эмоции.
7. Дополнение к п. 1
8. Собственное мнение о прочитанном.
Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:
• Можно менять формы слов, части речи, число и род;
• Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
• Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.
Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.

Представление результатов работы, обсуждение.

Подведение итогов: Технология развития критического мышления в групповой работе учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий и способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Отметим, что используя предложенные приёмы и технологии ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

ЗАПОМНИТЕ!
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть он должен быть гуманистически ориентированным педагогом.

Рефлексия

Прием «Точка зрения»
-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-- класса и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости. Очень хорошо Ничему не научился




Очень плохо Многому научился

РЕФЛЕКСИЯ
* Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
* Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что … . Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …

*Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…






© 2010-2022