Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»

В своей педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемой: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Учителя, как правило, осуществляют индивидуальный подход к каждому ученику, учитывают особенности учащихся, однако иногда ограничиваются лишь дифференциацией заданий в зависимости от уровня их успеваемости. Такие задания, конечно, необходимы. Обычно они практикуются тогда, когда у учащихся уже отмечается отставание, иначе говоря, индивидуализация рассмат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»Новицкий Николай Францевич

учитель русского языка и литературы,

Средняя школа № 19,

Казахстан. Акмолинская область город Кокшетау

Тема: Спряжение глаголов

Цель: развитие умения определять спряжение глаголов.

Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Воспитательная: прививать аккуратность в ведении записей; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету.

Оборудование:учебная презентация по теме «Космос», видеосюжеты старта и приземления космического корабля «Союз»,конверты с заданиями.Задания будут в конвертах.

Ход урока

IОрганизационный момент. Настрой на урок. Объявление темы и цели урока. Записать дату, тему урока.

IIСлово учителя:Ребята,знаете ли вы, что 12 апреля - это памятная дата, День космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. (слайд - портрет Гагарина, Аубакирова)Сегодняна уроке мы отправимся в космическое путешествие на корабле «Союз».

1.Прежде чем попасть на борт корабля, вы должны пройти испытание: выбираете билеты с вопросами, отвечаете на вопросы(на первый уровень все, а на 2 и 3 по выбору): А- простой вопрос, Б - усложненный вопрос, В- сложный вопрос. (Уровни 1,2,3)

КАРТОЧКА 1.

Уровень А

Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________

Определите вид глагола.

Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.

Уровень В

Прочитайте глаголы , определите вид глагола,образуйте видовую пару:

Подписать -

Загадывать -

Вычеркнуть -

Достигнуть -

Уровень С

Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас-) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.

2. Итак, задание выполнено.Теперь нужно выбрать капитана команды для совершения космического полёта.

Выбор капитана. После ответа ребята получают удостоверение космонавта. (небольшой билет с изображением космического корабля).

Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»

Учитель:Команда космонавтов сформирована, капитан ……

3.Команда начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 «поехали». На интерактивной доске показан взлет космического корабля «Союз». (Видео 1 «Запуск»)

IIIИзучение нового материала.

Учитель: я нахожусь в центре управления полётом. Ваша задача - посетить галактику «Спряжение» и выполнить ряд заданий.

Беседа по вопросам:

1.Что называется спряжением?

2. Сколько спряжений имеет глагол?

2.На интерактивной доске появляется изображение инопланетянина с надписью «SOS». У ребят есть выбор: помогать или не помогать? (Команда единогласно проголосовала за помощь инопланетянину.)Слайд с изображением инопланетянина + глаголы дуть, вить, журчать, светить + знак вопроса

Пришелец из космоса тоже посетил галактику «Спряжение» и запутался в спряжениях глагола, хотя правило он изучил очень внимательно. Просит помочь определить спряжение глаголов: дуть, вить, журчать, светить.(слайд…)

Учащимся предлагается помочь решить задачу, которая оказалась сложной для пришельца из космоса, и определить спряжение этих глаголов.

- Итак, мы приступаем к заданию 2 под названием «Космический эксперимент», чтобы узнать, как правильно определить спряжение глагола.

Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания.

(Дети спрягают глаголы вить, светить в тетради. Два ученика работают у доски с глаголами вить, журчать).

Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»

Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.

Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?

Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

ВЫВОД 1 (слайд…)

Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению.

- Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.

Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа - окончания -ат, -ят.

ВЫВОД2(слайд….)

Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа -окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Дети: Они ударные и безударные.

Учитель: Итак, предлагаю вам ещё раз прослушать изученный на уроке материал и перейти к выполнению заданий.

(видео 3 Спряжение глаголов)

Учитель:Кто помнит стихотворение -подсказку?

Стихотворение -подсказка

  • Ко второму же спряженью
    Отнесем мы без сомненья
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить,

  • И еще…

  • Смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать,вертеть
    И зависеть, и терпеть.

IVРебята, сейчас мы совместим отдых с работой. Предлагаю вам послушать песню «Трава у дома» (видео 2) и выписать глаголы. Учащиеся в ходе слушания записывают в тетрадь глаголы: грустим, летим, грустит, ждёт, снится, всплывает. Дети могут ещё записать слова прошит и оправдан - это краткие причастия).

VI Закрепление.

  1. Задание 1. Определите спряжение выписанных из песни глаголов. После того, как дети выполнили задание учитель открывает слайд - с правильными ответами - самопроверка по образцу. (Каждый сам проверяет )

Самопроверка по образцу

Грустим - 2 спр.ждёт - 1 спр.

летим - 2 спр. снится - 2 спр.

грустит - 2 спр. вплывает - 1 спр.



  1. Задание 2.Распределительный диктант. Запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям. (К доске выходят все желающие из каждого ряда) + опора на алгоритм (слайд в презентации и раздаточный материал)



Глаголы 1 спряжения

Глаголы 2 спряжения


Умеет, ценит, станет, успеет, терпит, дышит, летает, узнаешь,скажет, бросит.

  1. Задание 3.Индивидуальная работа.

КАРТОЧКА 2.

Уровень А

Определите спряжение глаголов.

Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.

Уровень В

Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.

скаж _ т

брос _ т

открыв..т

голубе..т

обход..т

бор..тся

Уровень С

Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.

Глаголлетишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -ЕТЬ: лететь.

Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.

Исправьте ошибки.

  1. Задание 4.Учитель: Ребята, задумывались ли вы о выразительных возможностях глаголов? Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, сообщить. А что же могут сделать животные? Следующее задание называется «Как «говорят» животные и птицы». При выполнении этого задания обратите внимание на употребление глаголов в речи.

КАРТОЧКА 3

Уровень А

Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Голуби

кукарекают

Кошки

блеют

Собаки

хрюкают

Лягушки

лают

Петухи

гогочут

Овцы

стрекочут

Журавли

кукуют

Свиньи

воркуют

Гуси

курлычут

Сороки

мурлычут

Кукушки

квакают

Уровень В

Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Голуби________________________________________ (ворковать)

кошки_________________________________________ (мяукать)

собаки _________________________________________ (лаять)

лягушки________________________________________ (квакать)

петухи__________________________________________ (кукарекать)

овцы ___________________________________________ (блеять)

журавли ________________________________________ (курлыкать)

свиньи _________________________________________ (хрюкать)

гуси ___________________________________________ (гоготать)

сороки _________________________________________ (стрекотать)

кукушки _______________________________________ (куковать)

Уровень С

Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки._______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.

VII Подведение итогов урока. Приземление ракеты «Союз». VIII.Рефлексия. Незаконченное предложение:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Домашнее задание тоже по уровням.

«Выбери сам(а)»

1.§ 67 упр.847. Определи спряжение.

2. Составь словарный диктант с глаголами I и II спряжения.

3. Сочинение-миниатюра "Весна пришла", используй в нем глаголы I и II спряжения

Резервное время - работа с сигнальными карточками.Е-И

Откроет, присядет, обидит, купит, стелет, дышит, терпит, прочитает, решит, ненавидит, расскажет, отвечает, сочиняет, проверяет, беседует, смотрит, строится, старается, разрезает, бреет.

Лист контроля

к уроку русского языка в 6 классе по теме «Спряжение глаголов»


Фамилия, имя__________________________________________________

КАРТОЧКА 1

Уровень А

Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________

Определите вид глагола.

Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.

Уровень В

Прочитайте глаголы, образуйте видовую пару, определите вид глагола:

Подписать -

Загадывать -

Уровень С

Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.

КАРТОЧКА 2

Уровень А

Определите спряжение глаголов.

Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.

Уровень В

Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.

скаж _ т

брос _ т

открыв..т

голубе..т

обход..т

бор..тся

Уровень С

Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.

Глагол Летишь относится к 1 спряжению , так как в неопределенной форме оканчивается на -ЕТЬ: лететь.

Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.

Исправьте ошибки.

Тема

Спряжение глаголов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Оценка

Уровень

Оценка

Уровень

Оценка

Уровень

Оценка



Уровень А

Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Голуби

кукарекают

Кошки

блеют

Собаки

хрюкают

Лягушки

лают

Петухи

гогочут

Овцы

стрекочут

Журавли

кукуют

Свиньи

воркуют

Гуси

курлычут

Сороки

мурлычут

Кукушки

квакают

Уровень В

Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Голуби________________________________________ (ворковать)

кошки_________________________________________ (мяукать)

собаки _________________________________________ (лаять)

лягушки________________________________________ (квакать)

петухи__________________________________________ (кукарекать)

овцы ___________________________________________ (блеять)

журавли ________________________________________ (курлыкать)

свиньи _________________________________________ (хрюкать)

гуси ___________________________________________ (гоготать)

сороки _________________________________________ (стрекотать)

кукушки _______________________________________ (куковать)


Уровень С

Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки, _______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.


© 2010-2022