- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»
Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белицкая А.В. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Новицкий Николай Францевич
учитель русского языка и литературы,
Средняя школа № 19,
Казахстан. Акмолинская область город Кокшетау
Тема: Спряжение глаголов
Цель: развитие умения определять спряжение глаголов.
Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.
Воспитательная: прививать аккуратность в ведении записей; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету.
Оборудование:учебная презентация по теме «Космос», видеосюжеты старта и приземления космического корабля «Союз»,конверты с заданиями.Задания будут в конвертах.
Ход урока
IОрганизационный момент. Настрой на урок. Объявление темы и цели урока. Записать дату, тему урока.
IIСлово учителя:Ребята,знаете ли вы, что 12 апреля - это памятная дата, День космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. (слайд - портрет Гагарина, Аубакирова)Сегодняна уроке мы отправимся в космическое путешествие на корабле «Союз».
1.Прежде чем попасть на борт корабля, вы должны пройти испытание: выбираете билеты с вопросами, отвечаете на вопросы(на первый уровень все, а на 2 и 3 по выбору): А- простой вопрос, Б - усложненный вопрос, В- сложный вопрос. (Уровни 1,2,3)
КАРТОЧКА 1.
Уровень А
Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________
Определите вид глагола.
Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.
Уровень В
Прочитайте глаголы , определите вид глагола,образуйте видовую пару:
Подписать -
Загадывать -
Вычеркнуть -
Достигнуть -
Уровень С
Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас-) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.
2. Итак, задание выполнено.Теперь нужно выбрать капитана команды для совершения космического полёта.
Выбор капитана. После ответа ребята получают удостоверение космонавта. (небольшой билет с изображением космического корабля).
Учитель:Команда космонавтов сформирована, капитан ……
3.Команда начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 «поехали». На интерактивной доске показан взлет космического корабля «Союз». (Видео 1 «Запуск»)
IIIИзучение нового материала.
Учитель: я нахожусь в центре управления полётом. Ваша задача - посетить галактику «Спряжение» и выполнить ряд заданий.
Беседа по вопросам:
1.Что называется спряжением?
2. Сколько спряжений имеет глагол?
2.На интерактивной доске появляется изображение инопланетянина с надписью «SOS». У ребят есть выбор: помогать или не помогать? (Команда единогласно проголосовала за помощь инопланетянину.)Слайд с изображением инопланетянина + глаголы дуть, вить, журчать, светить + знак вопроса
Пришелец из космоса тоже посетил галактику «Спряжение» и запутался в спряжениях глагола, хотя правило он изучил очень внимательно. Просит помочь определить спряжение глаголов: дуть, вить, журчать, светить.(слайд…)
Учащимся предлагается помочь решить задачу, которая оказалась сложной для пришельца из космоса, и определить спряжение этих глаголов.
- Итак, мы приступаем к заданию 2 под названием «Космический эксперимент», чтобы узнать, как правильно определить спряжение глагола.
Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания.
(Дети спрягают глаголы вить, светить в тетради. Два ученика работают у доски с глаголами вить, журчать).
Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.
Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.
Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?
Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
ВЫВОД 1 (слайд…)
Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению.
- Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.
Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа - окончания -ат, -ят.
ВЫВОД2(слайд….)
Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа -окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.
(Учитель помещает карточку на доску)
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Дети: Они ударные и безударные.
Учитель: Итак, предлагаю вам ещё раз прослушать изученный на уроке материал и перейти к выполнению заданий.
(видео 3 Спряжение глаголов)
Учитель:Кто помнит стихотворение -подсказку?
Стихотворение -подсказка
-
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить, -
И еще…
-
Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать,вертеть
И зависеть, и терпеть.
IVРебята, сейчас мы совместим отдых с работой. Предлагаю вам послушать песню «Трава у дома» (видео 2) и выписать глаголы. Учащиеся в ходе слушания записывают в тетрадь глаголы: грустим, летим, грустит, ждёт, снится, всплывает. Дети могут ещё записать слова прошит и оправдан - это краткие причастия).
VI Закрепление.
-
Задание 1. Определите спряжение выписанных из песни глаголов. После того, как дети выполнили задание учитель открывает слайд - с правильными ответами - самопроверка по образцу. (Каждый сам проверяет )
Самопроверка по образцу
Грустим - 2 спр.ждёт - 1 спр.
летим - 2 спр. снится - 2 спр.
грустит - 2 спр. вплывает - 1 спр.
-
Задание 2.Распределительный диктант. Запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям. (К доске выходят все желающие из каждого ряда) + опора на алгоритм (слайд в презентации и раздаточный материал)
-
Глаголы 1 спряжения
Глаголы 2 спряжения
Умеет, ценит, станет, успеет, терпит, дышит, летает, узнаешь,скажет, бросит.
-
Задание 3.Индивидуальная работа.
КАРТОЧКА 2.
Уровень А
Определите спряжение глаголов.
Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.
Уровень В
Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.
скаж _ т
брос _ т
открыв..т
голубе..т
обход..т
бор..тся
Уровень С
Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.
Глаголлетишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -ЕТЬ: лететь.
Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.
Исправьте ошибки.
-
Задание 4.Учитель: Ребята, задумывались ли вы о выразительных возможностях глаголов? Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, сообщить. А что же могут сделать животные? Следующее задание называется «Как «говорят» животные и птицы». При выполнении этого задания обратите внимание на употребление глаголов в речи.
КАРТОЧКА 3
Уровень А
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
Голуби
кукарекают
Кошки
блеют
Собаки
хрюкают
Лягушки
лают
Петухи
гогочут
Овцы
стрекочут
Журавли
кукуют
Свиньи
воркуют
Гуси
курлычут
Сороки
мурлычут
Кукушки
квакают
Уровень В
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
Голуби________________________________________ (ворковать)
кошки_________________________________________ (мяукать)
собаки _________________________________________ (лаять)
лягушки________________________________________ (квакать)
петухи__________________________________________ (кукарекать)
овцы ___________________________________________ (блеять)
журавли ________________________________________ (курлыкать)
свиньи _________________________________________ (хрюкать)
гуси ___________________________________________ (гоготать)
сороки _________________________________________ (стрекотать)
кукушки _______________________________________ (куковать)
Уровень С
Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки._______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.
VII Подведение итогов урока. Приземление ракеты «Союз». VIII.Рефлексия. Незаконченное предложение:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Домашнее задание тоже по уровням.
«Выбери сам(а)»
1.§ 67 упр.847. Определи спряжение.
2. Составь словарный диктант с глаголами I и II спряжения.
3. Сочинение-миниатюра "Весна пришла", используй в нем глаголы I и II спряжения
Резервное время - работа с сигнальными карточками.Е-И
Откроет, присядет, обидит, купит, стелет, дышит, терпит, прочитает, решит, ненавидит, расскажет, отвечает, сочиняет, проверяет, беседует, смотрит, строится, старается, разрезает, бреет.
Лист контроля
к уроку русского языка в 6 классе по теме «Спряжение глаголов»
Фамилия, имя__________________________________________________
КАРТОЧКА 1
Уровень А
Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________
Определите вид глагола.
Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.
Уровень В
Прочитайте глаголы, образуйте видовую пару, определите вид глагола:
Подписать -
Загадывать -
Уровень С
Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.
КАРТОЧКА 2
Уровень А
Определите спряжение глаголов.
Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.
Уровень В
Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.
скаж _ т
брос _ т
открыв..т
голубе..т
обход..т
бор..тся
Уровень С
Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.
Глагол Летишь относится к 1 спряжению , так как в неопределенной форме оканчивается на -ЕТЬ: лететь.
Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.
Исправьте ошибки.
Тема
Спряжение глаголов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Оценка
Уровень
Оценка
Уровень
Оценка
Уровень
Оценка
Уровень А
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
Голуби
кукарекают
Кошки
блеют
Собаки
хрюкают
Лягушки
лают
Петухи
гогочут
Овцы
стрекочут
Журавли
кукуют
Свиньи
воркуют
Гуси
курлычут
Сороки
мурлычут
Кукушки
квакают
Уровень В
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
Голуби________________________________________ (ворковать)
кошки_________________________________________ (мяукать)
собаки _________________________________________ (лаять)
лягушки________________________________________ (квакать)
петухи__________________________________________ (кукарекать)
овцы ___________________________________________ (блеять)
журавли ________________________________________ (курлыкать)
свиньи _________________________________________ (хрюкать)
гуси ___________________________________________ (гоготать)
сороки _________________________________________ (стрекотать)
кукушки _______________________________________ (куковать)
Уровень С
Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки, _______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.