• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Статья по теме: «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Статья по теме: «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Информационно-коммуникационные технологиикак средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.Г. Песталоцци В настоящее время при переходе школы на новые образовательные стандарты второго поколения, образование строится на компетентностной основе, поэтому среди приоритетных образовательных тех...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-коммуникационные технологии

как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Г. Песталоцци


В настоящее время при переходе школы на новые образовательные стандарты второго поколения, образование строится на компетентностной основе, поэтому среди приоритетных образовательных технологий выделяют информационно-коммуникационные. Они позволяют сделать учебный процесс более интересным и творческим, что в свою очередь помогает повысить мотивацию у учащихся к изучению русского языка и литературы, способствуют воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но и формируют учебные, познавательные, мобильные качества ученика, а в дальнейшем помогают адаптироваться в реальном времени и в современном мире. Наши выпускники должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными и креативными.

И не секрет, что компьютер на уроке сегодня не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Я использую его как:

  • средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

  • средство информационной поддержки учебного процесса;

  • дополнительный источник информации;

  • средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

ИКТ - незаменимое средство при формировании познавательных УУД, что позволяет ученику формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др., различные способы организации познавательной деятельности: проблемно-поисковый способ, обсуждение, дискуссия и т.п.

Тестирующие мультимедийные программы по русскому языку и литературе, такие как: «Страна Лингвиния. Русская орфография», комплекс «1С: Репетитор. Русский язык», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» играют важную роль при формировании познавательных УУД. На основании этого материала сформировала свой банк заданий по русскому языку: многовариантные проверочные работы по разным темам орфографии (5-8 классы) и синтаксиса (8-9 классы), дифференцированные задания разных уровней сложности, что помогает качественно подготовить выпускников к ЕГЭ.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать на уроке мультимедиа, фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в Интернет. Мультимедиа позволяет мне также готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, что позволяет формировать именно познавательные УУД.

В кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

  • Каково первое слово Шарикова и почему именно это?

  • Как первые слова Шарикова его характеризуют?

  • Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?

  • Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Хорошим дополнение к уроку служат различные видеоролики, видеоклипы, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству А. Блока, С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Цветаевой. Записи произведений различных поэтов и писателей использую на уроках не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству - это тоже необходимый и очень нужный урок.

Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои ученики. Совместно приготовили презентации «Мир детства на страницах произведений курских писателей», «Н.В. Гоголь и Курск», «Книги, опаленные войной» (по произведениям К.Д. Воробьева).

Свидетельством эффективного использования ИКТ при подготовке к итоговому ЕГЭ по русскому языку являются результаты моих выпускников: в 2010-2011 учебный году средний балл составил 70,4, а в 2012 - 71,1 балла, одна выпускница получила 100 баллов, 10 - 90 баллов и выше.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников, ведь древняя мудрость гласит: «Истинный учитель - тот, кто, храня опыт прошлого, с уверенностью смотрит в будущее».


© 2010-2022