Формирование интереса к чтению у детей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Королёва Е.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ Кутузовская СОШ [email protected] 8-929-915-12-50

Формирование интереса к чтению у детей.

На первом году работы в школе я столкнулась с такой проблемой, как не читающие дети. Это проблема не только нашей школы, она имеет планетарный масштаб. Я уверена, что здесь одному учителю не справиться. Конечно, личность педагога играет огромную роль. Если он является эрудированным человеком, любит свою профессию, глубоко переживает за духовно-нравственную составляющую нашего подрастающего поколения, он может сделать многое и многого добиться, чего не сумели сделать в семье.

Если ребёнок не любит читать, не хочет читать, ему это не интересно, то в этом есть и вина родителей. Я бы даже сказала, что это их вина, прежде всего. Учёными доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, нужна система. Начало этой системы - в семье. Ребёнок приходит в детский сад, в школу с определённым багажом знаний, умений и навыков, с тем, что было заложено и дано в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Есть замечательная поговорка: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому,- родители пример ему». И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Именно родители, первые воспитатели, «заражают» ребёнка увлекательным процессом чтения книг, именно они первыми должны познакомить ребёнка с книгой. Заложив такой фундамент в раннем детстве, неустанно и каждодневно проводя продуктивную работу в этом направлении, у ребёнка формируется интерес к чтению, который является, как правило, самым стойким и сохраняется на всю жизнь.

Что можно посоветовать, когда время упущено, и у вас растёт не читающий ребёнок? Опять же, начните с себя. Любые отговорки (нехватка времени, тотальная занятость на работе, синдром хронической усталости и т.д.) не годятся. У Даниэля Пеннака в его замечательном педагогическом эссе «Как роман» (советую прочитать всем родителям!) есть замечательный пример: представьте себе влюблённого, которому некогда любит. То есть, если Вы сами любите читать, ничто не может стать помехой на Вашем пути общения с прекрасным миром художественной литературы. Вы в любом случае найдёте время для этого занятия, как и влюблённый найдёт время для любви. Если этого нет, то в том, что у вас не читающий ребёнок, полностью Ваша вина. Если Вы признаёте эту проблему, то ещё не всё потеряно. Всё в Ваших руках. Вот несколько советов, которые, надеюсь, помогут Вам в решении данной проблемы:

1. Самая основная задача - заинтересовать ребёнка. Принудительное чтение, как правило, непродуктивно и неплодотворно. Необходимо сделать так, чтобы чтение было мотивировано любознательностью, только тогда оно будет приятным и

желанным. Вспомните, может быть в Вашем детстве была книга, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление. Поделитесь с ребёнком своими воспоминаниями об этом. Прочитайте её вместе (очень эффективный метод!), обсудите. И вообще, старайтесь говорить с ним чаще, обсуждать какие-то проблемы, смотреть вместе фильмы, спектакли, передачи, желательно научно-познавательного, учебно-образовательного характера, ходить в музеи, на выставки, принимайте активное участие в его развитии. Это, в конце концов, второй шанс прожить детство!

2. Что мешает чтению? Первый враг - телевизор, второй - компьютер (хотя очерёдность в каждой семье может быть своя…). Как быть? Договориться и чётко определить тот перечень телепередач, который можно и нужно смотреть. Воспользуйтесь здесь своим родительским авторитетом (если таковой, конечно, имеется). Ограничить по времени общение ребёнка с виртуальным миром.

3. Сейчас можно услышать от родителей, что книги дорого стоят и не всегда есть возможность купить их. Пожалуйста, обратитесь на сайт Российской Государственной Детской Библиотеки (rgdb.ru). На этом портале можно определиться с выбором книг. Всё распределено по разделам. Книгу можно прочитать в электронном виде. Здесь Вы найдёте замечательный раздел «Библиогид», который поможет сориентироваться в огромном мире детской художественной литературы, есть возможность прочитать рецензию на ту или другую книгу, оставить свой отзыв, найти единомышленников и друзей! Книги распределены по тематике. Можно выбрать ту книгу, которая заинтересует вашего ребёнка. Выберите её ВМЕСТЕ с ребёнком, ВМЕСТЕ прочитайте. Старайтесь обсуждать вслух вопросы не только бытового характера. Ребёнок должен почувствовать, что семья живёт интеллектуальной, духовной, культурной жизнью. Если каждый не осознает этих элементарных вещей, то нам всем грозит духовная деградация.

4. Запишитесь вместе с ребёнком в районную библиотеку. Сделайте хорошей семейной традицией субботние походы туда (на неделе, как правило, всем некогда).

5. Поощряйте чтение (разрешите лечь попозже спать, например).

6. Желательно, чтобы в доме была детская библиотека.

7. Если ребёнка что-то заинтересовало, он задал Вам какой-то вопрос, на который Вы не можете сразу ответить, бросайте всё, не поленитесь, раздобыть ВМЕСТЕ информацию на эту тему, поговорите об этом, обсудите.

8. Культивируйте семейное чтение! Пусть ребёнок читает вам вслух (например, понравившиеся отрывки из книги, рассказа, сказки, энциклопедической статьи и т. д.). Мало заинтересовать, нужно ещё и постоянно поддерживать этот интерес. А это порою нелёгкая задача.

В семье должны понимать, что, несмотря на нынешний век информационных технологий, книгу ничто не может заменить, у неё не может быть конкурентов!

Желаю и педагогам, и родителям успешной работы на этом поприще!



© 2010-2022