- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мостовщикова О.И. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Тематическое планирование по литературе 9 класса
3 часа в неделю
102 часа
№
Тема
Кол-во часов
Дата
План
Дата
факт
Тип урока
Методы
Приемы
Формы
Вид д-ти
Основные знания и умения на уроке
Контроль иучет знаний
Межпредм.
связи
1.
2.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение
Древнерусская литература:
1. Древнерусская л-ра
2. «Слово о полку Игореве»
3. «Образ Земли Русской»
4. Главная идея «Слова»
5.Основные образы
6. Значение «Слова» в русской литературе
Литература 18 века
1.Древнерусская л-ра.Классицизм
2.М.В.Ломоносов - первый русский ученый.
3.Ода … «На день Восшествия на престол »
4. Г.Р.Державин.
5. Обличение несправедливости в пр-и «Властителям и судиям»
6. Письменная работа по пр-ям Ломоносова, Державина.
7. А.Н.Радищев. Главы из «Путешествия»
8. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
9.Сентиментализм
10.В.А.Жуковский .Обзор тв-ва
11Баллада «Светлана»
12. Письменная работа по пр-ям л-ры 18 в.
Русская литература 19 века:
А.С.Грибоедов
1.А.С.Грибоедов. Биография и судьба
2. Комедия «Горе от ума»
3. Комедия «Горе от ума»
4. Анализ сцены бала.
5. Смысл названия комедии.
6. «Век нынешний и век минувший»
7. Статья Гончарова «Мильон терзаний»
8.Сочинение по тв-ву Грибоедова
А.С.Пушкин
1Реализм как литературное направление.
-
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
-
Друзья и дружба в лирике Пушкина.
-
Вольнолюбивая лирика
-
Тема поэта и поэзии
-
Любовная лирика Пушкина
-
Лирика. Итоговый урок
-
Трагедия «Моцарт и Сальери»
-
Реализм как худ. метод.
-
О романе «Евгений Онегин»
-
Образ главного героя в романе
-
Система действующих лиц
-
Женские образы в романе
-
Автор в романе»
-
Пейзаж в романе
-
«Онегинская строфа»
-
Своеобразие романа
-
Повторение по теме
-
Тестирование
19-20 . Сочинение
М.Ю Лермонтов
-
Очерк жизни и творчества.
-
Обобщение ранее изученного
-
Основные мотивы лирики
-
Любовь к Родине
-
Лермонтов и его поколение.
-
Тема поэта и поэзии.
7. Любовная лирика
-
Лирика. Итоговый урок
-
«Герой нашего времени»
-
Смысл названия романа.
-
Композиция романа
-
Противоречивость характера главного героя.
-
Печорин и Грушницкий
-
Печорин и Максим Максимыч
-
Женские образы в романе.
-
Нравственные проблемы в романе.
-
Реализм и романтизм в романе
-
Сочинение
-
Сочинение.
-
Тестирование
Н.В.Гоголь
-
Биография Н.В.Гоголя.
-
Повторение изученного ранее.
-
Повесть «Шинель».
-
Повесть «Шинель»
-
Повесть «Шинель»
-
История создания романа «Мертвые души».
-
Чичиков у Манилова.
-
Чичиков у Ноздрева.
-
Чичиков У Коробочки.
-
Чичиков у Собакевича.
-
Анализ главы.
-
Чичиков у Плюшкина.
-
Лирические отступления в романе.
-
Лирические отступления в романе.
-
Чичиков - новый герой эпохи.
-
Раздумья писателя о судьбе Родины (2 том).
-
Раздумья писателя о судьбе Родины.
-
«Живая Русь» в романе.
-
Тестирование.
-
Подготовка к сочинению.
-
Сочинение.
-
Сочинение.
Ф.М.Достоевский
1 - 3 урок: Сентиментальный роман «Белые ночи»
-
Л.Н.Толстой. Слово о писателе.
2-3- урок: Автобиографическая трилогия
1 - 2 урок: А.П.Чехов. Рассказы.
Литература 20 в..
1-2 урок: И.А.Бунин. «Темные аллеи»
1-4 урок : Поэзия 20 в.
1-2 урок: М.А.Шолохов «Судьба человека»
1 ч.
6 ч.
12 ч.
8 ч.
.
20 ч.
20 ч.
18 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
Новая
тема
Новая тема
Новая тема
Уроки усвоения новых знаний
Урок контроля
Новая тема
Урок контр.
Новая тема
Реал-я дом. задания
Новая тема
Комбиниров. уроки
Новая тема
Урок контроля
Беседа, работа с учебником
Чтение
текста
Работа с учебник.
Анализ текста
Анализ ст-я
Чтение по ролям
тестирование
Работа с учебник.
Чтение по ролям
Письменная работа
Чтение и обсуждение глав романа
Работа со статьей учебника
Реализация дом. задания
Работа с учебником
Чтение и обсуждение
Тестирование
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства.
Формирование потребности в общении с искусством, творческой читательской самостоятельности.
Самобытность древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров.
Художественные особенности памятника
М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова
Обличение несправедливости в произведениях Державина
Взгляды Державина на поэта и поэзию
Сатирическая направленность комедии «Недоросль».
Проблема воспитания истинного гражданина
Жизненный подвиг Радищева. Обзор содержания
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»
.
Обзор содержания комедии «Горе от ума». Слово о Грибоедове. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческий смысл комедии
Обзор содержания. Стихотворения. Слово о Пушкине. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Сюжет романа. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Друзья и дружба в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Знакомство с жизнью и творчеством.
Повторение изученного ранее.
Знать основные мотивы лирики Лермонтова.
Любовь к Родине, к родной природе.
Своеобразие любовной лирики Лермонтова.
Стихотворение «На смерть поэта» как обличение несправедливости властьимущих.
Новаторство Лермонтова - психологический роман.
Роман о трагедии незаурядной личности . Смысл названия романа.Роль композиции в раскрытии образа Печорина. Нарушение хронологической последовательности глав, значение второстепенных действующих лиц. Смена рассказчиков. Картины природы.
Одаренность натуры Печорина. Многогранность и противоречивость его характера.
Женские образы в романе.
Повторение изученного по тв-ву Лермонтова.
Подготовка к сочинению и тестированию. Уметь анализировать эпизод.
Очерк жизни и творчества. Личность писателя. Общая характеристика раннего творчества.
Повесть «Шинель»:Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».
История создания «Мертвые души».
Особенности жанра и композиции.
Обобщающее значение образов помещиков и чиновников, приемы их сатирической обрисовки . Роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога.
Чичиков - новый «герой» эпохи.
Живая Русь в поэме. Образ автора Пафос лирических отступлений. Своеобразие пейзажа.
Единство лирического и сатирического начал как воплощение замысла поэмы.
Гуманизм поэмы.
Слово о писателе.
Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.
Обзор содержания.Формирование личности юного героя повести.Его стремление к нравственному обновлению.
Ранние юмористические рассказы молодого писателя.Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
Русская литература 20 века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических и поэтических произведений 20 века, о ведущих поэтах и прозаиках России.
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Письм. работа
Отр. Наизусть
Стих-е наизусть
Наизусть отр.
Соч-е
Наизусть стихи
Наизусть отр.
Сочинение
Наизусть стихи
Сочинение
тестирование
Тестирование
Сочинение
История
Древней Руси
Россия 18 век
История
России
19
века
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
-
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
-
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.
-
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.
-
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.
-
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:
Эскимо, 2008